Анализ урока литературы (пример)
тренажёр (7 класс)
Цели: уметь анализировать произведение и поступки героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_po_literature.odt | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока литературы.
1. Тема: « М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»
Цели: уметь анализировать произведение Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»», уметь анализировать поступки героев.
Задачи:
- познакомить учащихся с эпохой правления Ивана Грозного; показать историю создания “Песни”; объяснить причины обращения Лермонтова к
русской истории; выделить фольклорные приемы в произведении;
- учить определять мотивы действий героев, давать всестороннюю характеристику персонажам, выделяя их положительные и отрицательные качества;
- продолжить развивать коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся
Знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова происходило в форме презентации и слова учителя, поведавшего детям биографию писателя. При этом дети вспомнили, какие произведения они изучали до нашего урока (задания с сопоставлением названия стихотворения и первой строчкой этого стихотворения). Они обобщили, что во всех этих произведениях описывается природа. И только одного название выбивается из этого круга. «Смерть поэта» выделяется из этого ряда. Дети вспомнили смерть Пушкина. Далее приводится фраза (воспоминание) секунданта Лермонтова. Это позволяет детям глубже окунуться в эпоху поэта и понять причины дуэли, на которой погиб поэт.
Для детей проблемной ситуацией было понимание эпиграфа к уроку – слова М. Горького: «Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защитить то, что любишь, чем жив». Почему именно эти строки подходят к нашей теме, ребятам ещё предстоит узнать.
Предстояло познакомиться с историей создания произведения. «Песня про царя Ивана Васильевича...» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху Ивана Грозного. Также отмечается, что какие размышления Лермонтова отразились в «Песне», отмечалось какие черты сближали «Песню» с фольклором (обращение к словарю терминов). Приводится высказывание Белинского, которая характеризует талант Лермонтова в работе именно над этим произведением.
Также дети познакомились с особенностями правления Ивана Грозного. Это происходило с помощью слова учителя и доклада одного из учеников. Ребята делали необходимые пометки в тетради, записывали, такие определение, как «опричнина».
Затем перед детьми ставятся вопросы, касающиеся пройденного ими материала. ( Почему автор пишет именно историческую песню? Кто такие гусляры? В каких произведениях вы встречаетесь с гуслярами? )
Затем дети, не читая произведения, анализировали его название. Для его анализа мы воспользовались уже знакомыми для нас определениями «опричнина», «опричник». Взглянув на название, дети предположили, каково отношение было у Ивана Васильевича к каждому из героев. И вот мы перешли к выразительному чтению текста. И анализу героев. Но и тут детям предложено было на выбор оформление кластера или таблицы на тему «Характеристики героев». (Дети выбрали таблицу.)
2. Мы знаем, что формирование читательской культуры требует не только начитанности, но и знаниями законов словесного искусства, умение видеть в произведении его внутренний смысл. Это нам и предстояло впереди. Сначала начинает читать первый эпизод учитель. Затем проходит урок в форме беседы по прочитанному эпизоду.
Ребятам встречаются характеристика героев, которые они записывают в таблицу. (Самопроверка: мы видим на слайдах). Мы знакомимся не только с текстом, но и расширяем свой кругозор и повторяем, и учимся находить стилистические фигуры в произведении. Затем дети демонстрировали навыки выразительного чтения. (Читали по ролям).
Также мы вырабатывали навыки связной устной и письменной речи. Дети анализировали эпизоды, а ключевые моменты и термины записывали в тетрадь.
3. Структура:
1. Организационный момент.
2. Вступление.
3. Повторение.
4. Объяснение нового материала.
5. Работа с текстом. Анализ образов.
6. Подведение итогов.
7. Выставление оценок. (За работу на уроке).
8. Домашнее задание.
Тема урока раскрылась полно, интересно, доступно для возрастных особенностей детей. Активность учащихся при анализе текста была достаточно высокой. Ребята высказывали своё мнение. Проводилось индивидуальное консультирование учащихся по заполнению таблицы.
Опираясь на вышеуказанные этапы урока, при изучении новой темы применялись: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный методы обучения. Учащиеся принимали участие во фронтальном опросе и работали индивидуально. Большую часть времени на уроке учащиеся имели возможность работать с текстом произведения, что является очень важным при изучении литературы.
4. Рефлексивные моменты на уроке позволяли каждому ученику выразить свое отношение к произведению, с которым они только познакомились.
5. Они научились анализировать текст, поняли, почему автор обратился именно к «исторической песне», какую роль играют гусляры. Они поняли, что Лермонтов не только может писать стихотворения, но и обращается к истории и создает более масштабные произведения. Но этот урок – урок знакомства с биографией писателя (некоторые факты его жизни были ребятам не знакомы), с историей создания произведения, и поэтому с остальным текстом они будут знакомиться дома.
6. Они узнали факты из жизни Лермонтова, с которыми ранее не встречались.
Вспомнили стихотворения поэта.
Урок был насыщен наглядным материалом, изображениями, портретами, терминами. Познакомилисьс эпохой Ивана Грозного.
Мы только начали анализировать произведение и заполнять таблицу. Поэтому домашнее задание - дочитать произведение до конца, и подумать какие выводы для себя мы можем сделать. Обратить внимание на причину конфликта.
7. В процессе работы выделялась заинтересованность учеников, активная работа учеников и доступное, подробное изложение нового материала позволили заинтересовать школьников.
Цель урока достигнута, план урока выполнен полностью. Урок послужил развитию у учащихся речевой культуры, навыков анализа литературного текста, умения выделять главное и делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Анализ урока литературы"
Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. В наук...
Анализ урока литературы в 8классе по теме:"Мотивы былого в лирике поэтов 19века" с позиций личностно-ориентированного обучения.
Материал поможет учителю в конструировании современного урока литературы....
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...
Схема комплексного анализа урока литературы
Тема урока. Точность и обоснованность формулировки. Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей. Основная цел...
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).
В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». ...