Статья "Анализ урока литературы"
статья по литературе по теме
Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный, феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, давал бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.
Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_sovremennogo_uroka_literatury.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ современного урока литературы
Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный, феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, давал бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.
Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель сам определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель - ученики», обусловленные спецификой учебного предмета.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.
Урок литературы в силу специфики и в отличие от уроков по предметам, где материалом работы не является искусство, предъявляет к учителю ряд требований, связанных с эффективностью общения: формирование потребности в информации и создание «установки» на чтение; новизна информации по отношению к тем представлениям, которые сложились у учеников, совместный ритм общения и умение поддерживать внимание собеседников друг к другу, зачарованность партнером по общению.
Урок литературы оценивается по тому, насколько он насыщен материалом искусства словесности, которое непременно должно в нем присутствовать. Эмоциональная увлеченность уроком литературы – одно из первейших требований к нему. Проблемная ситуация и способность класса активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки с характером темы и уровнем класса, разнообразие и оправданность видов деятельности, органичное включение в урок аудио- и видеоматериалов, сопряженность проводимого урока с предшествующими и последующими, очевидность движения в развитии каждого ученика – таковы основные параметры, по которым может быть оценен урок литературы.
Схема анализа урока литературы
- Класс___________________________
- Тема_________________________________
- Учитель______________________________
- Место урока в системе уроков по данной теме_____________________________________________________
Перспективное распределение учебного материала____________________________________________________
5. Целенаправленность урока.
Наличие целевых установок на каждом этапе урока.
Задачи образовательные, развивающие, воспитательные.
6. Тип урока по его дидактической цели. Форма урока и его структура.
Реальное воплощение методического замысла
Соответствие формы урока его задачам, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся, возможностям учителя
7. Теоретический, содержательный уровень урока, решение художественно-исследовательских задач:
Научность материала-
Работа с понятиями-
Глубина раскрытия темы, установление причинно-следственных связей-
Нравственно-эстетический аспект урока-
Кодирование информации(организация записей: схемы, планы, опорные конспекты)-
Формулировка вопросов и выводов-
8. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:
Реализация всех звеньев процесса обучения-
Преподавание на высоком уровне сложности-
Осознанность процесса обучения-
Опора на опережающее развитие учащихся-
Эмоциональный фактор обучения, приемы эмоционального стимулирования-
Организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний-
9. Организация на уроке поисковой деятельности учащихся:
Проблемное изложение материала, решение проблемных вопросов-
Объем самостоятельной творческой работы на уроке-
Умение применять знания в новой ситуации-
Организация на уроке полилога и диалога-
Приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности-
Развитие речи учащихся, умение формулировать самостоятельные выводы-
10. Домашнее задание:
Инструкция-
Объем-
Технология выполнения-
Дифференцированность д\з
Наличие проблемности, творчества, опора на инициативу учащихся-
11. Методическое и педагогическое мастерство учителя:
Умение комментировать художественный текст-
Умение вести эвристическую беседу-
Образность и правильность речи-
Педагогический такт-
Создание творческой атмосферы на уроке-
Рациональное использование времени-
12. общая оценка урока (заключение):
Эстетичность урока-
Философский и духовный потенциал урока-
Методические и педагогические находки (открытия) учителя-
Реализация основных целевых установок-
Оценка индивидуального стиля преподавания и системы деятельности учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....