Схема комплексного анализа урока литературы
материал по литературе на тему

Тема урока. Точность и обоснованность формулировки. 
Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей. 
Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы. 
Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе. 
Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе. 
Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.). 
Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д. 
Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока. 
Тип урока. 
Форма проведения урока. 
Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность. 
Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся. 
Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность. 
Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации). 
Использование возможностей катехизирования. 
Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.). 
Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы). 
Формирование читательских способностей учащихся. 
Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции. 
Формирование литературно-творческих способностей учащихся. 
Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций). 
Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика. 
Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения. 
Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения. 
Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся. 
Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей. 
Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности. 
Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения. 
Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы. 
Способы актуализации базовых знаний учащихся. 
Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д. 
Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся. 
Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий. 
Формирование рефлексивных способностей учащихся. 
Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий. 
Темп урока. 
Эмоциональная атмосфера урока. 
Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя. 
Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые. 
Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии). 
Учет статуса класса. 
Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения. 
Пути оптимизации учебного процесса. 
Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий. 
Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_kompleksnogo_analiza_uroka_literatury.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Схема комплексного анализа урока литературы

  1. Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.
  2. Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.
  3. Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.
  4. Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.
  5. Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.
  6. Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).
  7. Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д.
  8. Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.
  9. Тип урока.
  10. Форма проведения урока.
  11. Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.
  12. Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
  13. Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
  14. Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).
  15. Использование возможностей катехизирования.
  16. Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.).
  17. Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).
  18. Формирование читательских способностей учащихся.
  19. Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.
  20. Формирование литературно-творческих способностей учащихся.
  21. Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).
  22. Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.
  23. Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.
  24. Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.
  25. Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.
  26. Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей.
  27. Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.
  28. Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
  29. Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.
  30. Способы актуализации базовых знаний учащихся.
  31. Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.
  32. Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.
  33. Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.
  34. Формирование рефлексивных способностей учащихся.
  35. Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.
  36. Темп урока.
  37. Эмоциональная атмосфера урока.
  38. Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.
  39. Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.
  40. Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).
  41. Учет статуса класса.
  42. Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.
  43. Пути оптимизации учебного процесса.
  44. Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.
  45. Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка.

Помощь при подготовки к аттестации учителей....

СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

Материал полезен для начинающих учителей, для зам.директора по УВР. В данном материале представлена схема анализа урока, которая включает в себя следующие этапыАнализ: 1. цели урока....

Схемы для анализа уроков в 1, 2 классах при переходе на ФГОС

Предлагаю схемы посещения уроков с которыми мы посещаем уроки в начальной школе. Пользуясь ими, можно отследить формирование универсальных учебных действий у обучающихся....

Схема поэтапного анализа урока

Схема пэтапного анализа урока дается как образец анализа учебного занятия...

Схема развернутого анализа урока иностранного языка

Схема развернутого анализа урока иностранного языка...