Схема комплексного анализа урока литературы
материал по литературе на тему
Опубликовано 15.04.2015 - 11:43 - Шмидт Анна Владимировна
Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.
Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.
Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.
Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.
Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.
Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).
Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д.
Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.
Тип урока.
Форма проведения урока.
Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.
Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).
Использование возможностей катехизирования.
Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.).
Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).
Формирование читательских способностей учащихся.
Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.
Формирование литературно-творческих способностей учащихся.
Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).
Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.
Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.
Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.
Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.
Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей.
Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.
Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.
Способы актуализации базовых знаний учащихся.
Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.
Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.
Формирование рефлексивных способностей учащихся.
Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.
Темп урока.
Эмоциональная атмосфера урока.
Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.
Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.
Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).
Учет статуса класса.
Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.
Пути оптимизации учебного процесса.
Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.
Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_kompleksnogo_analiza_uroka_literatury.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема комплексного анализа урока литературы
- Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.
- Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.
- Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.
- Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.
- Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.
- Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).
- Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д.
- Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.
- Тип урока.
- Форма проведения урока.
- Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.
- Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
- Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
- Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).
- Использование возможностей катехизирования.
- Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.).
- Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).
- Формирование читательских способностей учащихся.
- Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.
- Формирование литературно-творческих способностей учащихся.
- Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).
- Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.
- Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.
- Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.
- Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.
- Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей.
- Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.
- Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
- Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.
- Способы актуализации базовых знаний учащихся.
- Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.
- Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.
- Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.
- Формирование рефлексивных способностей учащихся.
- Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.
- Темп урока.
- Эмоциональная атмосфера урока.
- Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.
- Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.
- Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).
- Учет статуса класса.
- Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.
- Пути оптимизации учебного процесса.
- Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.
- Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка.
Помощь при подготовки к аттестации учителей....
СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА
Материал полезен для начинающих учителей, для зам.директора по УВР. В данном материале представлена схема анализа урока, которая включает в себя следующие этапыАнализ: 1. цели урока....
Схемы для анализа уроков в 1, 2 классах при переходе на ФГОС
Предлагаю схемы посещения уроков с которыми мы посещаем уроки в начальной школе. Пользуясь ими, можно отследить формирование универсальных учебных действий у обучающихся....
Схема поэтапного анализа урока
Схема пэтапного анализа урока дается как образец анализа учебного занятия...
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА
Разработка...
Схема развернутого анализа урока иностранного языка
Схема развернутого анализа урока иностранного языка...