Программа наставничества
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
ПРОГРАММА
«Наставничество молодых специалистов»
Составитель: Флерко Ольга Геннадьевна, учитель русского языка
первой квалификационной категории
г. Нижневартовск
2020
Пояснительная записка
В связи с социально-экономическими и культурными преобразованиями, происходящими в России на рубеже ХХ и ХХI столетий, резко изменились условия социализации и самореализации молодёжи. От состояния молодёжной политики зависит будущее страны, способность общества к преодолению системного кризиса и перспектива развития России. Особое место в социально-демографической группе молодёжи занимает молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
Этапы становления молодого учителя включают:
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
- стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
- общесоциального, суть которого заключается в закреплении выпускника Вуза в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
- собственно профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
- психологического. Включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры. Цель программы: формирование педагогически и методически грамотного молодого учителя.
Задачи программы:
- активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем
- организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.
- организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первые 2-3 года работы в школе.
Цель наставничества в этот период работы молодого учителя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Содержание работы
- Знакомство со школой, представление молодых педагогов, заполнение информационной карты.
- Закрепление за молодыми специалистами наставников.
- Посещение уроков молодых специалистов.
- Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.
- Организация работы наставников.
- Составление плана работы молодого специалиста. Определение темы по самообразованию.
- Анкетирование (выявление профессиональных затруднений в работе на начало года).
- Посещение уроков молодых педагогов
Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.
Семинар «Нормативно-правовая база учителя.
Требования к оформлению школьной документации».
- Посещение уроков молодых педагогов
Круглый стол «Основные проблемы начинающего педагога»
- Посещение уроков молодых специалистов.
Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.
- Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов
Анкетирование и собеседование. Сравнение результатов.
Практикум «Как подготовить современный урок?»
- Посещение уроков молодых специалистов.
Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.
Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту
Оказание психологической помощи молодым педагогам
Знакомство с новинками методической литературы
Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Посещение молодыми специалистами занятий опытных педагогов. Анализ посещенных уроков.
Анализ и самоанализ результатов работы, выявление проблем, над которыми надо поработать.
Занятия с молодыми специалистами:
- Учебный план – Рабочая программа учителя – тематическое планирование.
- Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
- Методические требования к современному уроку.
- Соответствие методов обучения формам организации урока.
- Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
- Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы.
- Школьная документация.
- Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
- Организация индивидуальных занятий с низко мотивированными на учёбу обучающимися.
- Школьное образовательное пространство. Вхождение в него и участие в его расширении.
Критериями оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником можно считать:
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затруд- няются ответить | Не владеют |
1. Теоретическая готовность к практике преподавания | |||||
1 | Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине | ||||
2 | Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки | ||||
3 | Свободное владение материалом урока | ||||
2. Методическая готовность к практике преподавания | |||||
1 | Умение самостоятельно составлять конспект урока | ||||
2 | Умение вызвать интерес у учащихся к теме урока, к изучаемой проблеме | ||||
3 | Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос) | ||||
4 | Умение объективно оценивать ответ учащегося | ||||
5 | Умение применять разнообразные методы изложения нового материала | ||||
6 | Умение использовать технологии активного обучения | ||||
7 | Умение поддерживать обратную |
связь с коллективом учащихся в течение всего урока | |||||
8 | Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся на уроке | ||||
9 | Умение стимулировать учащихся увыполнению домашнего задания | ||||
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности | |||||
1 | Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность | ||||
2 | Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке | ||||
3 | Владение вербальными и невербальными средствами общения | ||||
4 | Наличие чувства уверенности в себе |
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником может осуществляться по следующим критериям:
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затруд- няются ответить | Не владеют | ||
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли учителя | |||||||
1 | Положительное отношение к профессии | ||||||
2 | Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними. | ||||||
3 | Анализ и самоанализ результатов деятельности | ||||||
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством | |||||||
1 | Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность | ||||||
2 | Умение выделять основные единицы или блоки знаний | ||||||
3 | Владение навыками организации учащихся для самостоятельного осмысления материала | ||||||
4 | Владение различными методами и технологиями обучения | ||||||
5 | Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций | ||||||
6 | Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства школы | ||||||
7 | Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на уроке и во внеурочное время. |
8 | Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. | ||||
9 | Владение проектировочными и конструктивными умениями | ||||
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки молодого учителя | |||||
1 | Уровень решения профессиональных задач | ||||
2 | Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности | ||||
3 | Адекватность самооценки готовности к работе в ОО |
Программа «Наставничество» безусловно должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно- методическим сопровождением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"
Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....
Программа наставничества
Программа«Наставник молодого педагога»...
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....
Программа "Наставничество"
Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...
Программа наставничества
Программа наставничества молодых специалистов...
Программа наставничества
Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...