Программа курса по внеурочной работе по теме "Азбука нравственности"
рабочая программа
Программа курса по внеурочной работе по теме "Азбука нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_nravstvennosti.zip | 86.44 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 39.69 КБ |
azbuka_nr-ti7_klasss.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование курса «Азбука нравственности»
8 класс, всего – 17ч., 0,5ч. в неделю.
№ п/п | Тема занятия | Основные вопросы | Вид контроля | Примечания | Дата проведения |
1 | Умение строить межличностные отношения. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия. | Межличностные отношения – особая связь человека с окружаю-щим миром. Их виды. Взаимодей- ствие, взаимопонимание, взаимовосприятие. | Групповая форма работы | Игра «Необитаемый остров». | |
2 | Знакомьтесь, пожалуйста! Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Решение ситуативных задач. | Тест «Как у вас с чувством юмора?» | Тренинг «Общительный ли я?» Игра «Комплименты» | |
3 | Правила приветствия и прощания. Радости и сложности общения. Стыд, вина и извинение. | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. Что значит « быть коммуникабельным?» | Тест «Уровень моей коммуникабельнос-ти». Обсуждение статьи «Прав ли Чехов?» | Работа с отрывком из книги М.Твена. Речевые формулы корректного поведения в споре. | |
4 | Культура общения. Эгоизм и уважение в диалоге. Шаг навстречу. Искусство спора. | Понятия «спор», «дискуссия», «диспут». Обсуждение памятки по ведению спора. Знать речевые формулы корректного поведения в споре. | Групповая форма работы | Работа с текстом Д. Карнеги. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». | |
5 | Знаем ли мы родной язык? Великий и могучий. Ваш речевой «репертуар». Языковая скверна. | Предписания этикета. Отношение к словам-паразитам и нецензурным выражениям. | Текущий контроль в форме устного опроса | Решение ситуативных задач. | |
6 | У меня зазвонил телефон. Общение с компьютером: возможно ли такое? Общение и «искусственный интеллект». | Формировать понимания элементарного этикета разговора по телефону. Взгляд в будущее: общение на грани веков. | Групповая форма работы | Коммуникативные игры. | |
7 | Можно ли общаться с произведениями искусства. Понимай и люби братьев наших меньших. | Добро и зло в произведениях искусства. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с отрывками книги С.А. Барченкова «Человек разговаривает с машиной» | |
8 | Школьный этикет. Ты – ученик. Правила поведения на уроке. Положения Устава образовательного учреждения. | Помочь учащимся осознать их роль в школе. Познакомить учащихся с правилами поведения на школьном дворе. Развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с нормативными и документами. | |
9 | Этикет в школе. Общение с учителем, одноклассниками, младшими школьниками и работниками школы. | Правила нравственного поведения со старшими. Помощь и забота по отношению к младшим. Знакомст-во с правилами поведения на переменах, в столовой. Важность доброжелательного характера общения с людьми. | Текущий контроль в форме устного опроса | Решение ситуативных задач. | |
10 | Культура внешнего вида. Мода и стиль. Этикет в одежде. Свой стиль. Современные, красивые. Мода и нормы школьного этикета. | Разграничивать понятия «мода» и «стиль».Уметь соблюдать этикет в одежде. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккурат-ность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. | Групповая форма работы. Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с презентацией. Дискуссия «Моё отношение к школьной форме» | |
11 | Правильная осанка и походка. Умеем ли мы ходить. | Современные требования к физическому здоровью человека. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с художественной литературой. | |
12 | Дружба - чудесное слово. Без друга в жизни туго. Умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. | Ознакомь с понятием « друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу. Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач. | |
13 | Вас пригласили в гости. Мы принимаем гостей. Искусство делать подарки. Обещал – выполни. Умей беречь время свое и чужое. | Правилами поведения за столом, в гостях. Научить умению правиль-но реагировать на приглашение. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач. | |
14 | Нравственные правила общения, современные требования к обещаниям и ценности времени. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач. | ||
15 | Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор-это ответственность. | Выявить роль духовных ценностей в цивилизационном обществе. Развитие культуры в современном обществе. Свобода выбора. | Групповая форма работы | ||
16 | Роль образования и науки в современном обществе. Религия как одна из форм культуры. | Приоритетность образования и науки в современном обществе. Роль религии в нравственном становлении личности. | Групповая форма работы | ||
17 | Семья – исток нравственных отношений. Родители, дети, родные. Отношение поколений в семье. | Воспитывать уважение к старшим; прививать культуру поведения в семье. Семейные взаимоотноше-ния. Проявления любви и уваже-ния, заботы и сострадания, помо-щи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с художественной литературой | |
35 | Итоговое обобщение по курсу. | Обобщение и систематизация знаний и умений по вопросам курса. | Тестирование, решение ситуативных задач. | Интеллектуальная игра «Азбука нравственности» |
Используемая литература:
1. Детская энциклопедия: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001г.
2. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»,М., 1984;
3. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
4. Смолка К. « Правила хорошего тона», М., 1980;
5. Максимовский М. «Этикет делового человека», М., 1994;
6. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
7. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
8. Ресурсы интернета.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса «Азбука нравственности» реализует духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом МКОУ «Болоховский центр образования № 1». Её реализация позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием личности подростка. Программа является основой построения системы нравственного образования в школе. В ней нашли отражение нормы, вобравшие в себя основные идеи гуманизма. Эти нормы трансформируются в нравственные правила, доступные и понятные подростку, которые призваны служить руководством к действию, выбору общественно-ценных форм поведения.
Основными методами реализации программы являются изучение основ нравственности, речевого этикета, приучение подростков к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Образовательная функция занятий курса состоит в постижении специфики нравственных явлений, системы соответствующих представлений и понятий. Эти занятия обогатят представления подростков о мире, раскрывая связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания, зависимости их уровня воспитанности от культуры социальной жизни.
Воспитывающая функция определяет формирование нравственной стороны личности как ее стержневого образования. Содержание занятий по курсу «Азбука нравственности» позволяет усилить воздействие разных учебных предметов на личность, высветив их нравственный подтекст (предметы эстетического цикла, литература, русский язык, обществознание). Занятия курса строятся на реализации личностно - ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях.
Программа курса структурно делится на разделы, которые раскрываются в темах занятий, а их содержание постепенно усложняется и углубляется. При этом, делается акцент на вопросах, позволяющих показать более выпукло одну из специфических сторон нравственности. Так, на начальном периоде программа содержит материал, который позволяет учителю обратить внимание учащихся на необходимость выполнения правил для нормальной (полноценной, упорядоченной) жизни людей (в данном случае, класса, школы).
Это позволяет формировать у них осознание правила как ориентира поступка.
Далее учитель акцентирует внимание на внутреннем принятии ребенком правила, перехода от внешнего контроля к самоконтролю. Затем педагог помогает детям ознакомиться с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом поведения, подводит их к пониманию ответственности за выбор поступка. И в итоге, подростки осмысливают связь нравственных качеств личности соответствующими поступками (доброе дело, недоброе дело), с их мотивами.
Изучаемый курс «Азбука нравственности» рассчитан на 35 ч, 1ч в неделю, представлен в разделе «Факультативы, индивидуальные и групповые занятия» групповым занятием в образовательной области «Обществознание».
Общая характеристика курса.
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» составлена на основе детской энциклопедии: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001 и призвана организовать учебный процесс по усвоению подростками основ нравственности, сформировать у них представление не только об истории этикета, но и о том, как необходимо себя вести в той или иной жизненной ситуации.
Цели изучения курса.
– формирование навыков общения и культуры поведения учащихся среднего звена, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
- вооружение подростков нравственными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания;
- осознание моральных норм и правил поведения, как основы нравственного поведения;
- научиться понимать не только свой собственный внутренний мир, но и мир другого человека;
- оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;
- стремиться быть нравственным;
- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.
Задачи изучения курса.
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у подростков навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей формирования личности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 7 класса.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 35 часов: 1 занятие в неделю.
Основные разделы программы:
- «В мире морали»;
- «Я среди людей»;
- «Речевой этикет»;
- «Культура поведения».
Воспитательные идеи программы.
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы обучения:
- принцип научной организации,
- принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
- принцип системности общего и дополнительного образования;
- принцип непрерывности преемственности процесса образования;
- принцип личностно - деятельностного подхода;
- принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно - ценностное общение;
Формы внеурочной деятельности:
- групповая деятельность;
- в малых группах;
- индивидуальная.
Занятия могут носить теоретический и практический характер. Практическая часть состоит из заданий, упражнений и ситуаций, развивающих духовно- нравственные качества учащихся.
Планируемые результаты курса «Азбука нравственности».
Специфика изучения курса позволяет учащимся овладевать теми личностными и метапредметными результатами, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности;
- положительная мотивация и познавательный интерес к своей работе;
- адекватная оценка своей работы.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- сравнивать, группировать, классифицировать данные или результаты;
- различать рациональное и нерациональное решение поставленной задачи;
- наблюдать, сравнивать свойства предметов или явлений
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедиях, справочниках, в открытых информационных пространствах;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Регулятивные:
- объяснять используемые в работе приёмы и методы;
- соотносить замысел и результат работы;
- оценивать результат работы
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
Коммуникативные:
- выражать собственное отношение к ходу выполнения своей работы;
- задавать вопросы, уточняющего характера;
- учитывать мнение других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать нормы речевого этикета
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, ситуаций;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
- искать и выбирать информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- моделировать ситуацию;
- конструировать последовательность шагов (работать по алгоритму); воспроизводить и объяснять способ решения;
- анализировать предложенные варианты, выбирать необходимые, объяснять свой выбор.
Ожидаемые результаты реализации программы курса
Результаты первого уровня (приобретение подростками социальных знаний):
- овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;
- приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ):
- получение подростками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия): подростки могут приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Кол-во часов в неделю | Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Реквизиты программы | УМК обучаю-щихся | УМК учителя |
7 | 1 | 1 | Детская энциклопедия: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001г. | Детская энциклопедия: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001г. |
Образовательные технологии обучения.
1.Технологии саморазвития.
2. Проблемное обучение.
3. Исследовательские методы в обучении.
4. Информационно-коммуникативные технологии.
5. Здоровьесберегающие технологии.
6. Обучение в сотрудничестве.
7. Игровые технологии.
Календарно - тематическое планирование курса «Азбука нравственности»
№ п/п | Тема занятия | Основные вопросы | Вид контроля | Примечания | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. | Текущий контроль в форме устного опроса | Игра – тест «Какой я?» | |
2 | Источники нравственности. Нравственность и мораль – регуляторы поведения человека в обществе. | Смысл понятий мораль, нравственность и их функции в обществе. Развитие норм морали. Нравственная культура. | Фронтальная работа. Беседа по теме. | Работа с таблицей и схемами. | |
3 | Моральные качества личности. Добро и зло. Честь и справедливость. Долг и совесть. Благодарность и благородство. | Общечеловеческие ценности. Смысл и значение моральных категорий. Благодарность как выражение внутреннего благородства. | Групповая форма работы | Круглый стол «За что я благодарен людям (родителям, друзьям...). | |
4 | Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Альтруизм и эгоизм. | Выявить особенности и сложность морального выбора человека. Понимать сущность понятия «свобода» и как связаны свобода и ответственность. | Групповая форма работы | Эссе «Свобода – это осознанная необходимость» | |
5 | Нравственный поступок. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. | Анализ качеств любимых литературных героев и наших современников. | Текущий контроль в форме устного опроса | Решение ситуативных задач. | |
6 | Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. | Культура и мораль. «Золотое правило» нравственности. Моральная автономия личности. Гуманизм. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач, работа с документами. | |
7 | Причины возникновения этических правил. Этикет. Культура поведения. | Зачем нужны правила поведения. Что значит жить по правилам. Кто их придумал. Изменение норм морали в разные эпохи. | Составление кластера, устный опрос. | Решение ситуативных задач, работа с документами. | |
8 | Этикет и древние цивилизации. Нормы этикета в Древнем Египте, Индии, Китае. | Особенности правил поведения в древних цивилизациях. Определяющая роль религии. Всесильные фараоны. По законам касты. Верность традиции. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
9 | Этикет в античные времена. Нормы этикета в Древней Греции, Риме. | Особенности правил поведения в античных цивилизациях. Золотая середина во всём. Мода. Спартанское воспитание. Римский характер. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
10 | Этикет в рыцарское Средневековье. | Особенности правил поведения в Средневековье. «Варварские правды». Рыцарский образ и смысл жизни. Рыцарский кодекс чести. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
11 | Этикет в эпоху Возрождения. | Особенности правил поведения в эпоху Ренессанса. В центре – человек. Идеал женщины и мужчины. Семья и нормы нравственности. Свободное время. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
12 | История европейского этикета. Этикет в галантный век(XVII-XVIIIв.в.). | Особенности правил поведения в период абсолютизма. Подражая великим. Верноподданные. Величественность. Мода. Что наделал каблук. Праздники и народные обычаи. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
13 | История европейского этикета. Этикет в век буржуазный. | Особенности правил поведения в конце XVIII- XIX в.в. Новые идеалы. Маски буржуазии. Костюм. Язык одежды. Маскарады и балы. Игры и спорт. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
14 | Появление и развитие этикета в России (XII-XVII в.в.). | История этикета на Руси. Славяне и нормы нравственности. Правила взаимоотношений. По законам гостеприимства. История костюма, традиций, праздников. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
15 | Нормы этикета в России (XVIII-XIX в.в.) | Введение светских манер Петром I. В светском обществе. Как наше слово отзовется. Жизнь российского общества XIX в. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
16 | Этикет бытовой. По правила хорошего тона. Начни с себя. | Значение этикета в жизни человека. Этикетные ситуации. | Текущий контроль в форме устного опроса | Тестирование «Какой я дома?» | |
17 | Речевой этикет. В ногу со временем. Человек в коллективе. Этика и этикет. | Понятия «этика», «этикет». Знать основы речевого этикета. Специфика речевого общения. | Групповая форма работы | Тестирование «Приятно ли со мной общаться?» | |
18 | Умение строить межличностные отношения. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия. | Межличностные отношения – особая связь человека с окружающим миром. Их виды. Взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие. | Групповая форма работы | Игра «Необитаемый остров». | |
19 | Знакомьтесь, пожалуйста! Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Решение ситуативных задач. | Тест «Как у вас с чувством юмора?» | Тренинг «Общитель-ный ли я?» Игра «Комплименты» | |
20 | Правила приветствия и прощания. Радости и сложности общения. Стыд, вина и извинение. | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. Что значит « быть коммуникабельным?» | Тест «Уровень моей коммуникабельнос-ти». Обсуждение статьи «Прав ли Чехов?» | Работа с отрывком из книги М.Твена. Речевые формулы корректного поведения в споре. | |
21 | Культура общения. Эгоизм и уважение в диалоге. Шаг навстречу. Искусство спора. | Понятия «спор», «дискуссия», «диспут». Обсуждение памятки по ведению спора. Знать речевые формулы корректного поведения в споре. | Групповая форма работы | Работа с текстом Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. | |
22 | Знаем ли мы родной язык? Великий и могучий. Ваш речевой «репертуар». Языковая скверна. | Предписания этикета. Отношение к словам-паразитам и нецензурным выражениям. | Текущий контроль в форме устного опроса | Решение ситуативных задач. | |
23 | У меня зазвонил телефон. Общение с компьютером: возможно ли такое? Общение и «искусственный интеллект». | Формировать понимания элементарного этикета разговора по телефону. Взгляд в будущее: общение на грани веков. | Групповая форма работы | Коммуникативные игры. | |
24 | Можно ли общаться с произведениями искусства. Понимай и люби братьев наших меньших. | Добро и зло в произведениях искусства. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с отрывками книги С.А. Барченкова «Человек разговаривает с машиной» | |
25 | Школьный этикет. Ты – ученик. Правила поведения на уроке. Положения Устава образовательного учреждения. | Помочь учащимся осознать их роль в школе. Познакомить учащихся с правилами поведения на школьном дворе. Развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с нормативными и документами. | |
26 | Этикет в школе. Общение с учителем, одноклассниками, младшими школьниками и работниками школы. | Правила нравственного поведения со старшими. Помощь и забота по отношению к младшим. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой. Важность доброжелатель-ного характера общения с людьми. | Текущий контроль в форме устного опроса | Решение ситуативных задач. | |
27 | Культура внешнего вида. Мода и стиль. Этикет в одежде. Свой стиль. Современные, красивые. | Разграничивать понятия «мода» и «стиль». Уметь соблюдать этикет в одежде. | Групповая форма работы | Работа с презентацией | |
28 | Мода и нормы школьного этикета.
| Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. | Текущий контроль в форме устного опроса | Дискуссия «Моё отношение к школьной форме» | |
29 | Правильная осанка и походка. Умеем ли мы ходить. | Современные требования к физическому здоровью человека. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с художественной литературой | |
30 | Дружба - чудесное слово. Без друга в жизни туго. Умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. | Ознакомь с понятием « друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу. Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач. | |
31 | Вас пригласили в гости. Мы принимаем гостей. Искусство делать подарки. | Знакомство с правилами поведения за столом. Правила поведения в гостях. Научить детей умению правильно реагировать на приглашение в гости. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач. | |
32 | Правила нравственного поведения в общественных местах. | Знакомство с правилами поведения в библиотеке, музее, театре, кинотеатре, транспорте. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач. | |
33 | Обещал – выполни. Умей беречь время свое и чужое. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач. | ||
34 | Семья – исток нравственных отношений. Родители, дети, родные. Отношение поколений в семье. | Воспитывать уважение к старшим; прививать культуру поведения в семье. Семейные взаимоотношения. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | Текущий контроль в форме устного опроса | Работа с художественной литературой | |
35 | Итоговое обобщение по курсу. | Обобщение и систематизация знаний и умений по вопросам курса. | Тестирование, решение ситуативных задач. |
Используемая литература:
1. Детская энциклопедия: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001г.
2. Васильева- Гангус Л. «Азбука вежливости»,М., 1984;
3. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
4. Смолка К. « Правила хорошего тона», М., 1980;
5. Максимовский М. «Этикет делового человека», М., 1994;
6. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
7. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
8. Ресурсы интернета.
9. Горелов И.Н. «Умеете ли вы общаться?», М., 1991.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса «Азбука нравственности» реализует общекультурное, духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом МКОУ «Болоховский центр образования № 1». Её реализация позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием личности подростка. Программа является основой построения системы нравственного образования в школе. В ней нашли отражение нормы, вобравшие в себя основные идеи гуманизма. Эти нормы трансформируются в нравственные правила, доступные и понятные подростку, которые призваны служить руководством к действию, выбору общественно-ценных форм поведения.
Основными методами реализации программы являются изучение основ нравственности, речевого этикета, приучение подростков к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Образовательная функция занятий курса состоит в постижении специфики нравственных явлений, системы соответствующих представлений и понятий. Эти занятия обогатят представления подростков о мире, раскрывая связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания, зависимости их уровня воспитанности от культуры социальной жизни.
Воспитывающая функция определяет формирование нравственной стороны личности как ее стержневого образования. Содержание занятий по курсу «Азбука нравственности» позволяет усилить воздействие разных учебных предметов на личность, высветив их нравственный подтекст (предметы эстетического цикла, литература, русский язык, обществознание). Занятия курса строятся на реализации личностно- ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях.
Программа курса структурно делится на разделы, которые раскрываются в темах занятий, а их содержание постепенно усложняется и углубляется. При этом, делается акцент на вопросах, позволяющих показать более выпукло одну из специфических сторон нравственности. Так, на начальном периоде программа содержит материал, который позволяет учителю обратить внимание учащихся на необходимость выполнения правил для нормальной (полноценной, упорядоченной) жизни людей (в данном случае, класса, школы).
Это позволяет формировать у них осознание правила как ориентира поступка.
Далее учитель акцентирует внимание на внутреннем принятии ребенком правила, перехода от внешнего контроля к самоконтролю. Затем педагог помогает детям ознакомиться с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом поведения, подводит их к пониманию ответственности за выбор поступка. И в итоге, подростки осмысливают связь нравственных качеств личности соответствующими поступками (доброе дело, недоброе дело), с их мотивами.
Изучаемый курс «Азбука нравственности» рассчитан на изучение в 7 - 8 классах, включает 35 ч, по 0,5ч в неделю, представлен в разделе «Факультативы, индивидуальные и групповые занятия» групповым занятием в образовательной области «Обществознание».
Общая характеристика курса.
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» составлена на основе детской энциклопедии: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001 и призвана организовать учебный процесс по усвоению подростками основ нравственности, сформировать у них представление не только об истории этикета, но и о том, как необходимо себя вести в той или иной жизненной ситуации.
Цели изучения курса.
– формирование навыков общения и культуры поведения учащихся среднего звена, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
- вооружение подростков нравственными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания;
- осознание моральных норм и правил поведения, как основы нравственного поведения;
- научиться понимать не только свой собственный внутренний мир, но и мир другого человека;
- оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;
- стремиться быть нравственным;
- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.
Задачи изучения курса.
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у подростков навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей формирования личности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 7 и 8 классов.
Сроки реализации образовательной программы: два учебных года.
Программа рассчитана на 17 часов: 1 занятие в неделю.
Основные разделы программы:
- «В мире морали»;
- «Я среди людей»;
- «Речевой этикет»;
- «Культура поведения».
Воспитательные идеи программы.
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы обучения:
- принцип научной организации,
- принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
- принцип системности общего и дополнительного образования;
- принцип непрерывности преемственности процесса образования;
- принцип личностно - деятельностного подхода;
- принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно - ценностное общение;
Формы внеурочной деятельности:
- групповая деятельность;
- в малых группах;
- индивидуальная.
Занятия могут носить теоретический и практический характер. Практическая часть состоит из заданий, упражнений и ситуаций, развивающих духовно- нравственные качества учащихся.
Планируемые результаты курса «Азбука нравственности».
Специфика изучения курса позволяет учащимся овладевать теми личностными и метапредметными результатами, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности;
- положительная мотивация и познавательный интерес к своей работе;
- адекватная оценка своей работы.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- сравнивать, группировать, классифицировать данные или результаты;
- различать рациональное и нерациональное решение поставленной задачи;
- наблюдать, сравнивать свойства предметов или явлений
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедиях, справочниках, в открытых информационных пространствах;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Регулятивные:
- объяснять используемые в работе приёмы и методы;
- соотносить замысел и результат работы;
- оценивать результат работы
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
Коммуникативные:
- выражать собственное отношение к ходу выполнения своей работы;
- задавать вопросы, уточняющего характера;
- учитывать мнение других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать нормы речевого этикета
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, ситуаций;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
- искать и выбирать информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- моделировать ситуацию;
- конструировать последовательность шагов (работать по алгоритму); воспроизводить и объяснять способ решения;
- анализировать предложенные варианты, выбирать необходимые, объяснять свой выбор.
Ожидаемые результаты реализации программы курса
Результаты первого уровня (приобретение подростками социальных знаний):
- овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;
- приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ):
- получение подростками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):подростки могут приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Кол-во часов в неделю | Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Реквизиты программы | УМК обучаю-щихся | УМК учителя |
7 8 | 0,5ч. 0,5ч. | 0,5ч. 0,5ч. | Детская энциклопедия: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001г. | Детская энциклопедия: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001г. |
Образовательные технологии обучения.
1.Технологии саморазвития.
2. Проблемное обучение.
3. Исследовательские методы в обучении.
4. Информационно-коммуникативные технологии.
5. Здоровьесберегающие технологии.
6. Обучение в сотрудничестве.
7. Игровые технологии.
Календарно - тематическое планирование курса «Азбука нравственности»
7 класс, всего – 17ч., 0,5ч. в неделю.
№ п/п | Тема занятия | Основные вопросы | Вид контроля | Примечания | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. | Текущий контроль в форме устного опроса | Игра – тест «Какой я?» | |
2 | Источники нравственности. Нравственность и мораль – регуляторы поведения человека в обществе. | Смысл понятий мораль, нравственность и их функции в обществе. Развитие норм морали. Нравственная культура. | Фронтальная работа. Беседа по теме. | Работа с таблицей и схемами. | |
3 | Моральные качества личности. Добро и зло. Честь и справедливость. Долг и совесть. Благодарность и благородство. | Общечеловеческие ценности. Смысл и значение моральных категорий. Благодарность как выражение внутреннего благородства. | Групповая форма работы | Круглый стол «За что я благодарен людям (родителям, друзьям...). | |
4 | Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Альтруизм и эгоизм. | Выявить особенности и сложность морального выбора человека. Понимать сущность понятия «свобода» и как связаны свобода и ответственность. | Групповая форма работы | Эссе «Свобода – это осознанная необходимость» | |
5 | Нравственный поступок. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. | Анализ качеств любимых литературных героев и наших современников. | Текущий контроль в форме устного опроса | Решение ситуативных задач. | |
6 | Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. | Культура и мораль. «Золотое правило» нравственности. Моральная автономия личности. Гуманизм. | Групповая форма работы | Решение ситуативных задач, работа с документами. | |
7 | Причины возникновения этических правил. Этикет. Культура поведения. | Зачем нужны правила поведения. Что значит жить по правилам. Кто их придумал. Изменение норм морали в разные эпохи. | Составление кластера, устный опрос. | Решение ситуативных задач, работа с документами. | |
8 | Этикет и древние цивилизации. Нормы этикета в Древнем Египте, Индии, Китае. | Особенности правил поведения в древних цивилизациях. Определяющая роль религии. Всесильные фараоны. По законам касты. Верность традиции. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
9 | Этикет в античные времена. Нормы этикета в Древней Греции, Риме. Этикет в рыцарское Средневековье. | Особенности правил поведения в античных цивилизациях. Золотая середина во всём. Мода. Спартанс-кое воспитание. Римский характер. Особенности правил поведения в Средневековье. «Варварские правды». Рыцарский образ и смысл жизни. Рыцарский кодекс чести. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
10 | Этикет в эпоху Возрождения. История европейского этикета. Этикет в галантный век(XVII-XVIII в.в.). | Особенности правил поведения в эпоху Ренессанса. В центре – человек. Идеал женщины и мужчины. Семья и нормы нравственности. Свободное время. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
11 | История европейского этикета. Этикет в век буржуазный. | Особенности правил поведения в период абсолютизма. Подражая великим. Верноподданные. Вели-чественность. Мода. Что наделал каблук. Праздники и народные обычаи (конец XVIII- XIX в.в. ) Новые идеалы. Маски буржуазии. Костюм. Язык одежды. Маскарады и балы. Игры и спорт. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
12 | Появление и развитие этикета в России (XII-XVII в.в.). | История этикета на Руси. Славяне и нормы нравственности. Правила взаимоотношений. По законам гостеприимства. История костюма, традиций, праздников. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
13 | Нормы этикета в России (XVIII-XIX в.в.) | Введение светских манер Петром I. В светском обществе. Как наше слово отзовется. Жизнь российского общества XIX в. | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатю-ре. Работа с отрыв-ками книги«Этикет на все времена». | |
14 | Этикет бытовой. По правила хорошего тона. Начни с себя. | Значение этикета в жизни человека. Этикетные ситуации. Понятия «этика», «этикет». | Текущий контроль в форме устного опроса | Этикет в миниатюре. Работа с отрывками книги «Этикет на все времена». | |
15 | Речевой этикет. В ногу со временем. Человек в коллективе. Этика и этикет. | Знать основы речевого этикета. Специфика речевого общения | Текущий контроль в форме устного опроса | Тестирование «Какой я дома?» «Приятно ли со мной общаться?» | |
16 | Правила нравственного поведения в общественных местах. | Знакомство с правилами поведения в библиотеке, музее, театре, кинотеатре, транспорте. | Текущий контроль в форме устного опроса | Решение ситуативных задач. | |
17 | Итоговое обобщение по курсу. | Обобщить и систематизировать знания по курсу. | Групповая форма работы | Интеллектуальная игра «Азбука нравственности» |
Используемая литература:
1. Детская энциклопедия: «Я познаю мир. Этикет во все времена», автор-составитель А.А.Яковлев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2001г.
2. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»,М., 1984;
3. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
4. Смолка К. « Правила хорошего тона», М., 1980;
5. Максимовский М. «Этикет делового человека», М., 1994;
6. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
7. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
8. Ресурсы интернета.
9. Горелов И.Н. «Умеете ли вы общаться?», М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...
Программа курса по внеурочной деятельности учащихся "Наука и эксперименты" (раздел химия)
Программа "Наука и эксперименты" относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности учащихся 5 класса (раздел химия).Данный курс можно использовать как факультатив...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговорный английский"
Данный курс направлен на обеспечение необходимого и достаточного уровня коммуникативных умений учащихся в устной и письменной речи, их готовности и способности к речевому взаимодействию на английском ...
Программа курса по внеурочной деятельности "Информатика" для 3-4 класса
При проведении занятий в начальной школе использовала программу курса по внеурочной деятельности "Информатика" для 3-4 класса. В программе имеется календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры России"
Рабочая программа для 5 класса. Внеурочная деятельность...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь» . Предназначена для 5 классов....
Программа курса по внеурочной деятельности по историческому краеведению «Тульские предприниматели в истории России» 9 класс
Главным объектом изучения курса является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстет...