Методическая разработка "5 способов управления деятельностью в ПОС"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Управление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_dokument_5_sposobov_upravleniya_poznovatelnoy_deyatelnostyu_v_pos_word_2.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пять способов управления когнитивной деятельностью в личностной образовательной среде (ПОС) (рис. 1):
Рис. 1. Способы управления деятельностью в ПОС
Опишем каждый из перечисленных способов управления деятельностью в личной образовательной среде.
Управление на основе изменения объекта подразумевает координацию познавательной деятельности, которая происходит за счет изменения свойств и состояний контролируемого объекта в зависимости от степени успешности учебного процесса.
Управление на основе обратной связи позволяет контролировать познавательную деятельность, как по конечному результату обучения, так и своевременно диагностировать ход учебного процесса. Обратная связь основана на общении как онлайн, так и оффлайн различными способами (чат, форум, ICQ). В ПОС могут проводиться в форме консультаций, интерактивного общения, телеконференций и т.д.
Под отсроченным управлением мы подразумеваем такое управление, где контроль и коррекция обучения осуществляются в соответствии с конечным результатом, достигнутым за относительно длительный период обучения, который может составлять несколько занятий или даже целый семестр. Недостатком данного метода управления является то, что пробелы, обнаруженные в конце длительного процесса обучения, чаще всего остаются незаполненными как из-за нехватки времени, так и из-за сложности их обнаружения и прежнего невнимания к ним. Примером такого типа управления может служить проектное обучение или автоматизированное управление в виде итогового компьютерного тестирования.
Под немедленным или непосредственным управлением мы подразумеваем такое управление, где контроль и коррекция деятельности студента по усвоению осуществляются после осуществления каждого этапа познавательной деятельности и усвоения каждого учебного элемента. Непосредственное управление может быть программного и стабилизационного типа. При программном типе непосредственного управления образовательный процесс проходит по заранее определенной схеме. Это может быть обучение с пошаговым инструкциями, алгоритмизированное обучение, запрограммированное обучение, требующее организации диалога между студентом и студентом, между программой обучения и студентом, чтобы перейти к следующей части усвоения материала после контроля усвоения предыдущего.. При стабилизационном типе немедленного контроля происходит возврат к предыдущему состоянию в случае неудачной ассимиляции. Примером такого вида управления может быть компьютерное моделирование, виртуальный лабораторный опыт, при котором заранее известен, каким должен быть результат (конкретная модель или химический раствор), но способы их получения неизвестны.
Слежение или Трекинг (мониторинг процесса обучения) – это непрерывный мониторинг процесса обучения с использованием различных средств информационных технологий (обучающие программные комплексы, интерактивные системы оповещения). Слежение за учебным процессом можно разделить на два вида – компенсирующее и преследующее. При отслеживании компенсирующего типа наблюдатель (стажер или тренинг) видит ход обучения в виде количества пройденных и незавершенных этапов образовательного процесса относительно последнего этапа. При этом задачей тренера и обучаемого является выявление и минимизация всех отклонений, препятствующих успешному переходу к каждому последующему этапу образовательного процесса. Этот тип отслеживания может быть реализован с помощью запрограммированного обучения. При слежении преследующего типа наблюдатель видит два независимых результата для каждого соответствующего момента времени наблюдения – один соответствует задаче (целям обучения), а другой – текущему состоянию параметра регулируемого объекта управления. При этом задача наблюдателя – максимально точно совместить цель обучения и текущий результат. Данный вид отслеживания возможен при реализации проблемного обучения, проектного обучения, научно-исследовательской деятельности. Функциональные свойства ПОС позволяют своевременно корректировать отслеживание учебного процесса путем изменения параметров отслеживания и адаптировать эти параметры к уровню каждого обучаемого.
Репетитор или тьютор устанавливает способ управления окружающей средой для мониторинга и оценки основных образовательных результатов. Обучаемый самостоятельно выбирает способ управления окружающей средой для мониторинга и оценки передовых образовательных результатов. Каждый обучаемый может выбрать способ управления познавательной деятельностью в ПОС, но для повышения эффективности учебного процесса такое управление должно осуществляться в соответствии с индивидуальными особенностями личности. В связи с этим мы распределили перечисленные в ПОС методы управления в соответствии с ранее составленной типологией IPO (табл. 5).
Таблица 1. Метод управления ПОС по типу IPO
Тип IPO | Рекомендуемый метод управления ПОС |
Сенсорно-воспринимающий | ∙ немедленный контроль ∙ слежение |
Сенсорное решение | ∙ управление на основе модификации объекта ∙ отсроченное управление ∙ немедленный контроль |
Интуитивно понятный | ∙ управление на основе обратной связи ∙ управление на основе модификации объекта |
Интуитивно-логический | ∙ отсроченное управление ∙ немедленный контроль ∙ управление на основе обратной связи |
Система управления со стороны преподавателя определяет ключевые основные моменты изучаемой области знаний, на которые студент должен обратить внимание и которые являются частью основных образовательных результатов, а содержание контроля со стороны преподавателя задает ориентиры в самостоятельной деятельности студента, направляет на развитие ранее выявленных ключевых моментов в учебном материале. , а также определяет виды образовательной деятельности, необходимые для получения запланированного образовательного результата.
Содержание деятельности репетитора и алгоритм, обучающийся на каждом шагу, приведены в таблице. 3.
Таблица 3. Алгоритм формирования ПОС с описанием содержания деятельности воспитателя и обучающегося
Шаг алгоритма | Деятельность репетитора или тьютора | Деятельность обучающегося | |
1. Диагностика обучающегося | Составление индивидуального типа личности студента или учащегося на основе оценочных процедур и предоставление обратной связи студенту или учащемуся в виде методических рекомендаций | Прохождение диагностических процедур и получение результатов в виде методических рекомендаций | |
2. Формулирование цели и задач обучения, планирование результатов обучения | Помощь в конкретизации цели обучения, описании задач по ее достижению, а также планировании образовательных результатов | Формулируя цель и описывая этапы ее достижения, отвечая на вопросы: Что я знаю? Что я могу сделать? На что я способен? Планирование образовательных результатов | |
3. Наполнение окружающей среды компонентами | Схематический выбор компонентов среды: учебные задачи → факторы среды → компоненты среды | ||
4. Наполнение среды контентом | Дифференциация контента по уровням и профилям и наполнение ею среды | Подбор контента в соответствии со своими потребностями и возможностями | |
Помощь в выборе форм, методов и средств обучения в соответствии с типом личности | Подбор форм, методов и средств обучения на основе методических рекомендаций педагога, построение учебной деятельности | ||
5. Выберите способ управления средой | Создание способа управления средой для достижения основных образовательных результатов | Выбор способа управления средой для достижения улучшенных результатов обучения | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по здоровьесберегающим технологиям Способы управления эмоциями
Способы управления эмоциямиСтрессовые ситуации в нашей жизни встречаются постоянно. Достаточно эмоциональные люди реагируют очень активно на подобные ситуации, но есть и те, кто просто их подавляет, у...
«Дифференциация учебного процесса как приоритетный способ управления социально-ориентированным уроком»
Педагогический совет...
Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"
В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....
Самоанализ управленческой деятельности по теме: «Мониторинг как способ управления качеством учебно-воспитательного процесса»
Сегодня проблемы, связанные с деятельностью образовательных учреждений, резко углубились. В современных социальных условиях образовательные учреждения вынуждены одновременно ставить и решать три групп...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...
Методическая разработка "Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)"
Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществеСпособы организации «квазиисследовательской» деятельно...