Методические рекомендации: КАК СОСТАВИТЬ ИНДИВИДУАЛНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
методическая разработка
Методические рекомендации педадогу ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sostavit_individualnyy_marshrut.docx | 55.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.
Н.В. Кожура. Методическое совещание педагогов ДО, 2019
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Если воспитанник, занимающийся в объединении дополнительного образования, сможет самореализовать свои творческие способности - это будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности кадету необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу, или индивидуальный образовательный маршрут.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного кадета, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Второй принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмическая спираль.
Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
А именно:
1) Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
способности);
2) Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
достижению;
3) Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
4) Определить способы оценки успехов воспитанника.
Используя данную методику, была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей КГБОУ МКК.
Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
Рассмотрим подробнее этапы:
- Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
- Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
- Методика «Карта одаренности»;
- Характеристика воспитанника;
- Анкета для родителей;
- Пожелания воспитанника.
- Определение цели и задачи маршрута. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями.
- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
- Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
Любопытство, любознательность, познавательная потребность. | Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. (Например: реферат по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края). |
Сверхчувствительность к проблеме. | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
Склонность к задачам дивергентного типа. | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. | |
Оригинальность мышления. | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. | Работа по разработке новых идей или уже существующих. (Например: в хореографии игры и этюды на создание определенного образа). |
Высокая концентрация внимания. | Сложные и сравнительно долговременные задания. | |
Отличная память. | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. | Задание по ведению летописи, собирание материала для музея. |
Способность к оценке. | Производное критического мышления. | Задание по анализу собственной или чужой деятельности. (Например: педагог вместе с воспитанником посещает выставку известного художника и анализирует его творчество). |
Широта интересов. | Одаренные дети могут если не все, то многое. | Развивать и поддерживать широту интересов (Например: добавить занятие с другими специалистами). |
Используя данную таблицу, можно подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Формы занятий:
Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны:
- Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
- Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа:
Схема самоанализа кадета,
обучающегося по индивидуальному
образовательному маршруту.
- Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)__________________________________________________________
- Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)_______________________________________________________
- Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)___________________________________________________
- Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________
Возможные формы подведения итогов.
- Концерт.
- Открытое занятие.
- Показ достижений.
- Зачетная работа.
- Экзамен.
- Тест.
- Рефлексия.
- Персональная выставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми: индивидуальный образовательный маршрут.
Как правильно построить работу с одарёнными детьми, чтобы продолжить развитие их интеллектуальных способностей? Возможно ли использование индивидуального образовательного маршрута на обычном уроке? Да...
Методический семинар "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми."
Педагог года - 2016. Конкурсное задание....
Пояснительнительная записка к методическому семинару "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми"
Конкурс "Педагог года - 2016"...
Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования
Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....
Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми
Для того чтобы наиболее успешно учиться математике, надо иметь хорошую память, устойчивое внимание, развитое воображение, логическое мышление, сообразительность и достаточные способности для учения. З...
Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одарёнными детьми
Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жи...
Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одарёнными детьми.
В публикации говориться расскрывается понятие индивидального образовательного маршрута. Мне хотелось затронуть раздел, неразрывно связанный с педагогическим творчеством - личностные качества и професс...