Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода по ФГОС (статья)
статья
Предварительный просмотр:
Некипелова Л.И.
учитель английского языка
МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода по ФГОС
Применение исследовательских методик позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы.
Моя педагогическая практика представляется мне длинной дорогой, похожей на фильм, длиной в 28 лет. В нем расположилось множество кадров — интересных и увлекательных, неожиданных и порой парадоксальных, удачных и не очень. Главные герои этих кадров — мои ученики. Современные ученики, — какие они? При наблюдении за ними становится очевидным, что у них другие ценности, они требуют, чтобы уважали их интересы и мне кажется, что часто подростки не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют самое главное — это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения развёрнуто и аргументировано. К сожалению, кругозор многих из них часто ограничен общением в социальных сетях, компьютерными играми, а обучение в школе и, в частности, изучение иностранного языка, представляется довольно сложным и не всегда интересным занятием. Данное положение с происходящим заставляет меня искать, те формы и способы обучения, которые могли бы изменить ситуацию. Начиная обучать школьников иностранному языку в сельской школе, я провожу анкетирование на выявление уровня мотивации к изучению языка. В среднем около 52 % учащихся имеют низкий уровень мотивации или вообще не хотят учить язык. Процент достаточно высокий. Без высокой мотивации к обучению невозможно достичь цели обучения иностранному языку — развития коммуникативной и языковой компетенций учеников. Для меня очевидной стала проблема повышения мотивации, а средство, которое я считаю целесообразным использовать для решения этой проблемы, стал метод исследования, который позволяет решить выявленную проблему — развивает умение рассуждать, делать предположения самостоятельно, развивать мысль, аргументировать суждения, анализировать, доказывать свою точку зрения.
Для меня ведущим принципом метода исследования является принцип деятельности.
Урочная исследовательская деятельность
В ней я широко использую три основных метода исследования (лабораторные работы, кейс-технологии, метод проектов), о которых расскажу в своей статье ниже.
Внеурочная исследовательская деятельность
Этот вид деятельности предполагает выполнение различных рефератов, проектов по интересам, учебно-исследовательских работ, участие в интеллектуальных марафонах и олимпиадах.
Эти формы побуждают учеников к ежедневной работе с дополнительной литературой, помогают развивать самостоятельность, интерес к предмету.
Лабораторные работы – это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя по заранее намеченному плану ставят опыты или выполняют определённые практические задания, в процессе чего воспринимают и осмысливают новый учебный материал, получают новые знания.
При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки:
- наблюдения (за текстом, ситуацией и т. д.);
- фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений;
- анализа полученных данных;
- учатся делать выводы.
Задания для таких работ могут отличаться разнообразием: разгадать кроссворд, сопоставить, разбить на группы, заполнить пропуски, дорисовать, выполнить тестовые задания с дальнейшей проверкой, создать мини-презентацию.
Алгоритм подготовки и проведения лабораторной работы
- Создание проблемной ситуации
- Объединение учащихся класса в интерактивные группы
- Работа по инструктивной карточке
- Презентация выполненной работы
- Совместное решение проблемной ситуации
Например, при подготовке к проекту «World animals» в 5 классе провожу лабораторную работу «Animals of Russia». Работа проводится в компьютерном классе с подключением к сети Интернет. Учащиеся должны создать презентацию (4–5 слайдов), которая содержит фотографии понравившихся им животных, обитающих в России, с кратким пояснением-описанием. Учащимся предоставляется максимальная самостоятельность, что способствует созданию ситуации успеха и развитию познавательной деятельности.
Общаясь в языковой среде с помощью Интернета, учащиеся оказываются к тому же и в реальных жизненных ситуациях. Средством общения служат форумы, чаты, видеоконференции и электронная почта, где учащиеся общаются с носителями языка. Для общения используем такие программы, как Skype, MailAgent, а также различные чат-форумы. Организация подобной деятельности по плану с определённой целью наблюдения, необходимость оформления таблицы наблюдений ставит обучающихся в проблемную ситуацию, оставляя возможности для выбора и самостоятельности выводов.
Преимущества использования лабораторных работ
Выполнение лабораторных работ развивает:
- исследовательские способности;
- информационную культуру;
- общеучебные умения (учат видеть проблему, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи);
- познавательный интерес.
Метод кейсов
К числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка относится кейс-метод. Метод кейсов ( от английского case method - «метод конкретных ситуаций») -это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Структура занятия по кейс-методу предполагает тщательную подготовку кейса.
Набор кейса для работы
- Тексты, схемы, таблицы, список литературы, дополнительных источников, информации, подробный план лексико-грамматического анализа текста, система упражнений для самостоятельной работы.
- Проблемная ситуация.
- Формулировка проблемы и задач.
- Организация деятельности с использованием кейс-метода.
Обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой для дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал подаётся в виде проблем, а знания учащиеся приобретают в результате активной творческой работы. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.
Считаю целесообразным использование кейс-метода на средней и старшей ступени обучения иностранному языку, когда у обучающихся уже сформированы навыки самостоятельной работы. Применяю данный метод при обучении школьников грамматической и лексической стороне речи, а также при работе с текстами (стараюсь использовать тексты, чтение которых вызывало бы у детей интерес, повышая уровень познавательной активности). Ученики выполняют упражнения по тексту, используя весь учебно-методический материал, который находится в кейсе: тексты, схемы, таблицы, алгоритмы, список необходимой литературы, дополнительных источников информации, а также подробный план лексико-грамматического анализа текста и систему упражнений для самостоятельной работы.
Этапы работы по кейс-методу
На начальном этапе учащиеся получают дифференцированные задания по работе с текстом (выписать из текста слова с суффиксами существительных, прилагательных, наречий; подобрать существительные к прилагательным; подобрать синонимы и антонимы к словам; найти в тексте слова с префиксами, придающими словам противоположное значение; найти в тексте прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, существительные, глаголы и т.д).
На следующем этапе провожу работу в группах, участники которых обмениваются мнениями и приходят к общему решению, выполняя определённые задания.
На третьем этапе каждая группа докладывает о результатах своей работы, учащиеся учатся защищать свои ответы и анализировать результаты работы других микрогрупп.
На завершающем этапе мы подводим итоги.
Отличной оценки заслуживает работа группы, которая выполнила задание в максимально короткий срок, не допустив при этом смысловых ошибок.
Кейс-метод целесообразно использовать при анализе видеофрагмента и ситуативной иллюстрации.
Можно предложить в качестве проблемной ситуации следующую:
На иллюстрации изображён мужчина, стоящий в растерянности на перроне железнодорожного вокзала. Учащимся предлагается ответить на вопрос “ What’ the matter?” Мои ученики предлагают варианты ответа: “Не doesn’t speak English ”, “He has missed the train”, “He hasn’t found his relatives” и находят пути решения проблемы в форме составления диалогов в группах для данной ситуации. Результатом служит прослушивание и обсуждение всех диалогов, анализ допущенных ошибок и оценивание.
Преимущества использования кейс-метода:
- повышает интерес и мотивацию к иностранному языку;
- является практическим методом организации учебного процесса;
- учит вести дискуссию;
- используется для контроля и самоконтроля;
- включает в себя игровые элементы, в процессе которых учащиеся осваивают теоретические и практические знания (интерактивный метод обучения);
- учит анализировать ситуации, что способствует взрослению учащихся и приобретению социального опыта.
Метод проектов
О методе проектов уже много рассказано и написано. Мне нравится метод проектов из-за возможности использования его при изучении любой темы, когда нужно заинтересовать ребят новой предметной областью. Проект может использоваться во всех типах урока и на разных его этапах. Предпочитаю, чтобы работы над проектом осуществлялась в классе при контакте с учителем, одноклассниками с максимальной самостоятельностью.
Алгоритм подготовки и использования метода проектов
- Выявление интересов, предпочтений учащихся.
- Формулировка проблемы.
- Выдвижение гипотезы решения проблемы.
- Составление плана действий по проверке гипотезы.
- Сбор и обработка необходимой информации.
- Оформление результатов.
- Защита проекта.
- Самооценка.
Учащиеся под моим руководством осуществляют работу над проектами по темам: “My house ”, “My family tree”, “Wild animals in Buryatia”, “My village”, “My favourite food” , “The UK” и “London-the capital of Great Britain”.
При обучении часто использую готовые проекты учащихся, чтобы акцентировать внимание учеников на способах его оформления.
Преимущества метода проектов:
- повышает мотивацию к изучению языка;
- развивает логику, мышление;
- формирует навыки сотрудничества и взаимопомощи;
- развивает творческие способности;
- расширяет кругозор учащихся;
- формирует навыки самостоятельной работы;
- позволяет ученику почувствовать свою значимость в поиске путей решения проблемной ситуации;
- систематизирует лексический и грамматический материал по теме;
- повышает уровень познавательной активности.
Результатами проводимой мной работы в данном направлении является повышение уровня мотивации обучающихся. Опыт работы я представляю на муниципальных заседаниях методического объединения учителей иностранного языка, семинарах, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия, делюсь новыми идеями с коллегами в сети Интернет на сайтах https://nsportal.ru/nekipelova-larisa-innokentevna , https://infourok.ru/user/nekipelova-larisa-innokentevna.
Таким образом, я убеждена, что организация исследовательской деятельности на уроках — это перспективный путь развития детей и необходимо включать исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы. Педагогу нужно помнить, что когда ученику предоставляется возможность самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность, ведь условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать и развивать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...
Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...
Проектная деятельность учащихся как способ реализации системно-деятельностного подхода.
Автор: Усманова Р.Г....
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО
Организация проектной деятельности учащихся в рамках реалихации ФГОС ООО...
Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".
В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....
Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....