СЕМИНАР " Технология смыслового чтения" автор Леошко М Д
материал
В презентации раскрыты все используемые педагогом приемы смыслового чтения, которые необходимы для успешного усвоения любого материала на разных уроках: биологии, географии, физики, историй и других. Эти приемы были мной изучены и применялись на различных этапах деятельности учеников на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
смысловое чтение | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона
Техническая сторона: способ чтения; темп чтения; правильность чтения; выразительность Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого
Учебное Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Самостоятельное
Проблемы при формировании навыков смыслового чтения и шаги для их ликвидации Проблема 1: при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, «дети не вчитываются в задание». Шаги: систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, алгоритмов; выделение ключевых слов в формулировке задания; развитие умения вчитываться в задание, понимать смысл задания, переводить задание или инструкцию в алгоритм действия, используя различные знаки и символы.
Проблема 4: узкий круг самостоятельного детского чтения (чаще читают сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы, но реже читают научно-познавательную литературу, произведения русских классиков. Шаги: знакомить детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественного текста, показать приёмы работы с такими текстами; предлагать читать не только «сплошные», но и « несплошные » тексты ; развивать умение вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т. д.; коллективное посещение библиотек, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
Проблема 5: низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Шаги: создать в семье такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции и было бы связано с получением удовольствия от такого общения; совместное обсуждение прочитанного; досуговое чтение (ежедневное чтение для удовольствия). Через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты, сопереживать), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях.
Стратегия смыслового чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».
«Мозговой штурм» Алгоритм реализации приема: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
«Глоссарий» Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения» Алгоритм реализации приема: Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло ( послетекстовая стратегия)
«Предваряющие вопросы» Алгоритм реализации приема: Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.) Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
«Рассечения вопроса» Алгоритм реализации приема: Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
2. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Приёмы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометками»
«Чтение вслух» Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами» Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками» Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками» Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
3. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом» Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Где ответ? В тексте В голове читателя в одном в разных автор и я только я предло - частях жении текста текста найди соедини соедини найди точный вместе, вместе, ответ ответ составь составь в своей ответ ответ голове
«Тайм-аут» Алгоритм реализации приема: Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .
«Проверочный лист» Алгоритм реализации приема: ( Проверочный лист «Краткий пересказ») Названа основная мысль текста. Названы главные мысли текста и основные детали. Присутствует логико-смысловая структура текста. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.
«Вопросы после текста» («Таксономия Б.Блума ») Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к: фактической информации текста, изложенной вербально; подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста; оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.
«Ромашка Блума » Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
«Ромашка Блума » Оценочные вопросы Творческие вопросы Объясняющие вопросы Практические вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы
Классификация вопросов Б.Блума : « Простые вопросы» Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
« Уточняющие вопросы» Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
«Оценочные вопросы» Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
« Творческие вопросы» Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
«Объясняющие (интерпретационные) вопросы» Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
« Практические вопросы» Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?
«Чтение с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво , оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
«Задай вопрос» Алгоритм : перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
«Читаем и спрашиваем» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
«Дневник двойных записей» Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили , в правой – написать лаконичный комментарий : почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
« Ассоциативный куст» маленькие полезные ядовитые большие растения растения хвойные лиственные декоративные редкие
« Ассоциативный куст» Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
«Составление вопросного плана» Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
« Антиципация» это предвосхищение, предугадывание содержания . Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
«Разновидности антиципации» а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
«Тонкие » и «толстые» вопросы (форма таблицы) « Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа односложного ответа ………….? ………….? .…………..? …………..?
«Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов .
«Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?
« Чтение с остановками» 1 стадия – вызов Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума . Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия – рефлексия Заключительная беседа
«Восстанови текст» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. Из слов каждой строчки составь предложения. на сидит рябины ветке снегирь него у грудка яркого цвета малинового нему к вот присоединилась стайка целая снегирей лесу птицы эти первым появляются в снегом с яблочки словно красные на ветке среди дерева зимы
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна . Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). « Синквейн » Чтение Смысловое , осознанное , вдумчивое Развивает , обогащает , информирует Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности . Знание
В помощь учителю
Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают! Джорж Карлин
Уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа была продуктивной и, надеюсь, полезной.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов
Материалы семинара...
Технологическая карта урока по географии в 6 кл "Атмосферное давление" технология смыслового чтения
В 2014-2015 учебном году наша школа продолжила работу по внедрению ФГОС второго поколения в среднее звено. Я провела несколько пробных работ по смысловому чтению и ужаснулась тому, что, че...
Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...
Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»
Выступление на педагогическом совещании МАОУ СОШ №28 г. Томска по теме "Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»"...
Семинар "Технология смыслового чтения"
quot;Технология смыслового чтения"...
Презентация к выступлению на семинаре "Формирование смыслового чтения на уроках"
quot;Готовим к уроку задания с элементами смыслового чтения" - это презентация для выступления на семинаре педагогов математики, информатики и физики....
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...