Семинар "Технология смыслового чтения"
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: -умение осмысливать цели чтения; -умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; -умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров; -умение определять основную и второстепенную информацию; -умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей; -умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе). Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом). Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы. Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Использование данной образовательной технологии обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как : - эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору); - активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого; - постижение содержания произведения на уровне репродуктивном(пересказ), аналитическом(вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев; - осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав УУД. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам, в частности математике. Формирование навыка смыслового чтения при обучении школьников математике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач. Однако при работе с традиционной текстовой задачей не в полной мере формируются умения, свидетельствующие о достижении рассматриваемого метапредметного результата. Формированию этих умений будет способствовать, например, выполнение задания: «Поспорь с героем, который рассказал о себе следующее:
«Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет». В.Г.Белинский Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...