Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов
В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [ с. 98]
Смысловое чтение -– это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А.А.Леонтьев)
Три группы результатов при работе с текстом
1. Поиск информации и понимание прочитанного.
2. Преобразование и интерпретация информации.
3. Оценка информации.
(Н.А.Криволапова Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы)
Тексты с точки зрения организации
- Сплошные.
- Несплошные.
- Смешанные.
- Составные.
- Дополните предложения
- _________________________________ информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения, а может быть описана как замысел автора и его содержательная интерпретация. Информация часто представлена в имплицитной, а не в словесной форме.
- ____________________________________ информация – это описание фактов, событий, места действия и протекания действия, рассуждения автора, движение сюжета и т.д. – составляет фабулу текста «внешнее произведение».
- ____________________________________ информация представляет скрытый смысл, не равна художественным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста.
Стратегия (учебная) - это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.
Стратегии работы с текстом
До чтения | Во время чтения | После чтения |
«Отсроченная отгадка» «Мозговой штурм». «Глоссарий». «Ориентиры предвосхищения». «Батарея вопросов». «Предваряющие вопросы». «Рассечение вопроса». «Алфавит за круглым столом». «Соревнуемся с писателем». | «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). «Чтение про себя с вопросами». «Чтение про себя с остановками». «Чтение про себя с пометками». | «Отношение между вопросом и ответом» «Вопросы после текста» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Эпиграф» |
Диалог с текстом
В – вопрос, задать вопрос к тексту;
О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;
П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.
Материалы семинара Н.А.Федоровой «Образование Сибири» февраль 2014
Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...
Основы смыслового чтения и работа с текстом на примере технологии развития критического мышления
Основы смыслового чтения...
Обучение смысловому чтению в формате ФГОС
Данная статья рассматривает некоторые стратегии в обучении чтению в свете новых ФГОС,...
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».
В данной статье приведены примеры практической реализации технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...
Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей.
Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей....
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...
Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»
Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»...