Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов
консультация на тему

Федорова Наталья Алексеевна

Материалы семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uchastnika_seminara_13.02.doc673 КБ

Предварительный просмотр:

Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [ с. 98]

Смысловое чтение -это  восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А.А.Леонтьев)

Три группы результатов при работе с текстом

1. Поиск информации и понимание прочитанного.

2.  Преобразование и интерпретация информации.

3.  Оценка информации.

(Н.А.Криволапова Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы)

Тексты с точки зрения организации

  1. Сплошные.
  2. Несплошные.
  3. Смешанные.
  4. Составные.

  • Дополните предложения
  • _________________________________ информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения, а может быть описана как замысел автора и его содержательная интерпретация. Информация часто представлена в имплицитной, а не в словесной форме.
  • ____________________________________ информация – это  описание фактов, событий, места действия и протекания действия, рассуждения автора, движение сюжета и т.д. – составляет фабулу текста «внешнее произведение».
  • ____________________________________ информация представляет скрытый смысл, не равна художественным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста.

Стратегия (учебная) - это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.

Стратегии работы с текстом

До чтения

Во время чтения

После чтения

«Отсроченная отгадка»

«Мозговой штурм».

«Глоссарий».

«Ориентиры предвосхищения».

«Батарея вопросов».

«Предваряющие вопросы».

«Рассечение вопроса».

«Алфавит за круглым столом».

«Соревнуемся с писателем».

«Чтение в кружок» (попеременное чтение»).

«Чтение про себя с вопросами».

«Чтение про себя с остановками».

«Чтение про себя с пометками».

«Отношение между вопросом и ответом»

«Вопросы после текста»

«Тайм-аут»

«Проверочный лист»

«Эпиграф»

Диалог с текстом

В – вопрос, задать вопрос к тексту;

О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;

П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Материалы семинара Н.А.Федоровой                                      «Образование Сибири»  февраль 2014

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Обучение смысловому чтению в формате ФГОС

Данная статья рассматривает некоторые стратегии в обучении чтению в свете новых ФГОС,...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей.

Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей....

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...

Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»

Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках на примере приёма Интеллект-карта»...