Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
методическая разработка
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.62 КБ |
![]() | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения»
Подготовила: Слоева Г.Н.
Учитель английского языка МКОУ «Яшалтинская СОШ им.В.А.Панченко»
2023 г.
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ,
ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
(Конфуций)
Каждый день в процессе нашей педагогической деятельности мы сталкиваемся с проблемами:
- Как сделать обучающегося АКТИВНЫМ на уроке?
- Как сделать каждый урок продуктивным и интересным?
Новые ФГОС указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
( Смолкин А.М.)
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Они включают в себя следующие технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектного обучения;
- Игровые технологии;
- Интерактивные технологии.
Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения
Лекция | 5 % |
Чтение | 10 % |
Аудио–визуальный метод | 20 % |
Демонстрация | 30 % |
Групповые дискуссии | 50 % |
Активное обучение | 70 % |
Обучение других/немедленное применение | 90 % |
Технология смыслового чтения
Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретации информации;
- оценка информации.
Работа с текстом происходит поэтапно:
1. Этап перед чтением текста;
2. Текстовой;
3. Этап после чтения текста.
Если смотреть с точки зрения такой технологии как критическое мышление то, можно выделить три стадии:
1. Стадия вызова.
2. Стадия осмысления.
3. Рефлексия.
Этап перед чтением текста.
Приём ключевые слова. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску. Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте
При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка.
Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста.
Прогнозирование содержание текста по заголовку. Этот прием работы заключается в предсказании содержания текста по заголовку
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.
- Один из вариантов, это учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
- Второй вариант, можно использовать стратегию «Инсерт». На стадии осмысления обучаемые знакомятся с новой информацией, анализируют, отмечают что-то новое для себя.
- Также на текстовом этапе можно применить приём «Кластер»: выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь:
1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания.
2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы.
3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.
Цель этапа после чтения текста – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д.
Беседа по содержанию текста.
В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:
- нарисуйте, начертите…
- перескажите, расскажите, спишите, докажите…
- напишите, продолжите, закончите, дополните…
- найдите эквиваленты, переведите…
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.
Проектная деятельность в ФГОС
- одна из ведущих образовательных технологий при реализации требований ФГОС;
- средство и условие совершенствования универсальных учебных действий обучающихся;
- средство индивидуализации процесса образования;
- средство реализации личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранному языку.
Метод проектов обеспечивает:
- Активную позицию учащихся в учении;
- Формирование обще-учебных умений, навыков и компетенций;
- Развитие познавательного интереса учащихся;
- Связь обучения с жизнью.
Проектная деятельность формирует следующие умения:
- Постановка цели и задач, целеполагание и планирование деятельности.
- Самоанализ и рефлексия (осмысление задачи; ответ на вопрос: чему надо научиться для решения задачи?)
- Поиск (исследование) и критическое осмысление информации (изобретение способа действия, поиск информации, вариантов решения, запрос информации у эксперта, выдвижение гипотез, установление связей);
- Освоение методов исследования;
- Презентация (уверенность при выступлении, артистизм, четкая монологическая речь, использование средств наглядности);
- Практическое применение приобретенных ЗУН.
Понятие проекта
- Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
- Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Характерные особенности проекта
- Наличие проблемы, личностно значимой для автора проекта;
- Ясная, реально достижимая цель;
- Проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта;
- Планирование работы (этапы, отдельные задачи, способы решения задач, ресурсы, сроки);
- Осуществление плана (изучение и сбор информации, формулирование выводов, собственной точки зрения на решение проблемы);
- Создание проектного продукта как способа решения проблемы;
- Письменный отчет о ходе работы (описание этапов работы, анализ, выводы, проблемы, наблюдения, выводы, итоги);
- Презентация – публичная защита проекта (ход работы, результаты, демонстрация собственных знаний).
Составляющие проекта
- проблема;
- цели (цель) проекта;
- план действий по достижению целей;
- механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией плана);
- ресурсное обеспечение проекта;
- действия, обеспечивающие реализацию проекта;
- результаты реализации проекта;
- субъект проекта (один человек или команда)
Типология проектов по доминирующей деятельности
- исследовательские проекты
- творческие проекты
- ролевые и игровые проекты
- информационные проекты
- прикладные (практико-ориентированные проекты)
Проект – это пять «П»:
- Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
- Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы.
- Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Проектный продукт может быть представлен в виде:
|
|
Общие критерии оценивания проекта:
Критерии | Уровень достижений учащихся |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Итого: |
Использование метода проектов позволяет:
- 1. улучшить эффективность и качество образования;
- 2. ориентироваться на современные цели обучения;
- 3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
- 4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
- 5. учитывать страноведческий аспект;
- 6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- 7. реализовать индивидуальный подход;
- 8. усилить самостоятельность школьников;
- 9. изменить характер взаимодействия
учителя и ученика;
- 10. объективно оценивать знания учащихся;
- 11. повысить качество наглядности;
- 12. развитие познавательных навыков учащихся;
- 13.развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- 14.развитие критического и творческого мышления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ ». ( Конфуций)
Каждый день в процессе нашей педагогической деятельности мы сталкиваемся с проблемами: Как сделать обучающегося АКТИВНЫМ на уроке? Как сделать каждый урок продуктивным и интересным? Новые ФГОС указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики. ( Смолкин А.М.) Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом . В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Они включают в себя следующие технологии : Технология проблемного обучения; Технология проектного обучения; Игровые технологии; Интерактивные технологии.
Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения Лекция 5 % Чтение 10 % Аудио–визуальный метод 20 % Демонстрация 30 % Групповые дискуссии 50 % Активное обучение 70 % Обучение других/немедленное применение 90 %
Технология смыслового чтения Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно: - поиск информации и понимание прочитанного ; - преобразование и интерпретации информации ; - оценка информации .
Работа с текстом происходит поэтапно : 1. Этап перед чтением текста; 2. Текстовый ; 3. Этап после чтения текста. Если смотреть с точки зрения такой технологии как критическое мышление то, можно выделить три стадии : 1. Стадия вызова. 2 . Стадия осмысления. 3 . Рефлексия.
Этап перед чтением текста . Приём ключевые слова . Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску. Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка. Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста. Прогнозирование содержание текста по заголовку. Этот прием работы заключается в предсказании содержания текста по заголовку.
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного . Один из вариантов, это учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста. Второй вариант, можно использовать стратегию « Инсерт » . На стадии осмысления обучаемые знакомятся с новой информацией, анализируют, отмечают что-то новое для себя. Также на текстовом этапе можно применить приём «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь : 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания. 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы. 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Цель этапа после чтения текста – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д. Беседа по содержанию текста . В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую: - нарисуйте, начертите… - перескажите, расскажите, спишите, докажите… - напишите, продолжите, закончите, дополните… - найдите эквиваленты, переведите…
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.
Проектная деятельность во ФГОС одна из ведущих образовательных технологий при реализации требований ФГОС; средство и условие совершенствования универсальных учебных действий обучающихся; средство индивидуализации процесса образования; средство реализации личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранному языку.
Метод проектов обеспечивает: Активную позицию учащихся в учении; Формирование обще-учебных умений, навыков и компетенций; Развитие познавательного интереса учащихся; Связь обучения с жизнью.
Проектная деятельность формирует следующие умения : Постановка цели и задач, целеполагание и планирование деятельности. Самоанализ и рефлексия (осмысление задачи; ответ на вопрос: чему надо научиться для решения задачи?) Поиск (исследование) и критическое осмысление информации (изобретение способа действия, поиск информации, вариантов решения, запрос информации у эксперта, выдвижение гипотез, установление связей); Освоение методов исследования ; Презентация (уверенность при выступлении, артистизм, четкая монологическая речь, использование средств наглядности); Практическое применение приобретенных ЗУН.
Понятие проекта Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы , на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата . Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы , направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта.
Характерные особенности проекта Наличие проблемы , личностно значимой для автора проекта; Ясная, реально достижимая цель ; Проектный продукт , который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта; Планирование работы (этапы, отдельные задачи, способы решения задач, ресурсы, сроки); Осуществление плана (изучение и сбор информации, формулирование выводов, собственной точки зрения на решение проблемы); Создание проектного продукта как способа решения проблемы; Письменный отчет о ходе работы (описание этапов работы, анализ, выводы, проблемы, наблюдения, выводы, итоги); Презентация – публичная защита проекта (ход работы, результаты, демонстрация собственных знаний).
Составляющие проекта проблема; цели (цель) проекта; план действий по достижению целей; механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией плана); ресурсное обеспечение проекта; действия, обеспечивающие реализацию проекта; результаты реализации проекта; субъект проекта (один человек или команда).
Типология проектов по доминирующей деятельности Тип проектов Цель Исследовательские проекты Получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости Творческие проекты Получение творческого продукта: газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Ролевые и игровые проекты Проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается
Тип проектов Цель Информационные проекты Сбор информации о каком-либо объекте с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ. Прикладные (практико-ориентированные) проекты Получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников
Проект - это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио , т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы. Важное правило : каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Проектный продукт может быть представлен в виде: Веб-сайта ; Атласа; Видеофильма, видеоклипа; Электронной газеты, журнала; Коллекции; Дизайн-макета ; Музыкального произведения; Мультимедийного продукта; Пакета рекомендаций; Письма, публикации; Путеводителя, рекламного проспекта; Серии иллюстраций; Сказки, справочника, словаря, дневника путешествий.
Общие критерии оценивания проекта Критерии Уровень достижений учащихся 1 Планирование и раскрытие плана, развитие темы 2 Сбор информации 3 Выбор и использование методов и приемов 4 Анализ информации 5 Организация письменной работы 6 Анализ процесса и результата 7 Личное участие 8 Презентация результатов проекта Итого
Использование метода проектов позволяет: 1. улучшить эффективность и качество образования; 2. ориентироваться на современные цели обучения; 3. повысить мотивацию учащихся к обучению; 4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности; 5. учитывать страноведческий аспект; 6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися; 7. реализовать индивидуальный подход; 8. усилить самостоятельность школьников; 9. изменить характер взаимодействия учителя и ученика; 10. объективно оценивать знания учащихся; 11. повысить качество наглядности; 12. развитие познавательных навыков учащихся; 13.развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; 14.развитие критического и творческого мышления.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"
Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...
Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"
Применение современных технологии на уроках английского языка...

Презентация"Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка"
Этот материал собран для выступления на семинаре в г.ТУРКУ(Финляндия). Имея колосальные электронные ресурсы и талантливых учеников можно сделать многое.Спасибо всем,кто принимал участие в создании про...
«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»
Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...

ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Статья по теме " Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"
Статья по теме " Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"...
Опыт использования современных педагогических технологий на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения
Данная статья посвящена использованию разнообразных современных педагогичских технологий на уроках английского языка в начальной и преимущественно средней школе, благодаря которым процесс обучения ста...