Дополнительная общеобразовательная программа: нормативная база
рабочая программа
Раскрывается нормативная база создания дополнительных программ, их виды и направленность, предназначение программ, возрастная категория, количественный состав аудитории обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа:
нормативная база
Шкроб С.Н.
методист
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ гл.1 ст.2 п.14). Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ФЗ гл.1 ст.2 п. 9). Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования; организации дополнительного профессионального образования, а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ № 273, ст.31); нетиповые образовательные организации (ФЗ № 273, ст.77).
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. (ФЗ гл.10 ст.75 п.2). 8 Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.9): технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско - краеведческой, социально-гуманитарной. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ, ст.3, п.25). К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (ФЗ ст.28, п.6).
Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (ФЗ ст.47 п.3,5). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок п.11). Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны строиться на следующих основаниях (федеральная Концепция п. IV): ∙ свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; ∙ соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; 9 ∙ вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; ∙ разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; ∙ модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ∙ ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; ∙ творческий и продуктивный характер образовательных программ; ∙ открытый и сетевой характер реализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке: 1. Внутренняя экспертиза - это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей.
По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности через независимую оценку качества образования по реализации образовательных программ дополнительного образования детей. По результатам данной экспертизы может составляться рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета (методического совета) образовательной организации - органа, полномочного по уставу рекомендовать к утверждению нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность. Решение о рекомендации образовательной программы к утверждению обязательно заносится в протокол педагогического совета (методического совета). Утверждение образовательной программы осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим утверждение программ. После утверждения дополнительная общеобразовательная программа считается полноценным нормативно-правовым документом образовательной организации, на реализацию этой программы выделяется финансирование. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о материально-техническом обеспечении 10 образовательной деятельности (ФЗ №273 ст.29, п.1, п.2). На сайте организации размещается аннотация программы и ее копия. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.6). Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (ФЗ гл.2 ст.13 п.9). При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 (ФЗ гл.2 ст.13 п.2; Порядок п.10). При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ гл.2 ст.13 п.3). Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ФЗ гл.2 ст.13 п.1). Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ФЗ гл.2 ст.15). Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ гл.10 ст.25 п.1),но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм (ФЗ ст.17, п.2,4). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы 12 обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, лаборатории, студии, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Порядок, п.7). Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. (Порядок, п.9). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно (ФЗ ст.60 п.15).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...