Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с ОВЗ.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гожинова Белла Моисеевна

ФГОС усиливает внимание к проблеме подготовки учащихся с ОВЗ. Это одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, подготовки их к полноценному участию в жизни общества, эффективной самореализации в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с ОВЗ.

    В нашей стране насчитывается примерно 2 миллиона учащихся с физическими и интеллектуальными проблемами. Каждый ребенок индивидуален и имеет разные возможности, по-разному развивается в ходе деятельности и общения под влиянием воспитания и обучения.

    Учащиеся с ОВЗ характеризуются какими-либо ограничениями, неспособностью к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонениями или недостатками развития, нетипичного состояния здоровья.

    Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелым поражением центральной нервной системы.

    ФГОС усиливает внимание к проблеме подготовки учащихся с ОВЗ. Это одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, подготовки их к полноценному участию в жизни общества, эффективной самореализации в будущем.

    Уроки  истории в школе  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями  интеллекта являются  предметом, с помощью которого  ученики могут приобретать необходимые знания  и умения. С помощью истории как учебного предмета решается  важнейшая  задача становления  подростка как гражданина,    формируется  его гражданская позиция, социальная и правовая  адаптация школьника.

    Одной из главных задач в изучении истории в школе является создание ясного представления учащихся  об исторических  событиях, фактах,  ярких  исторических  личностях  прошлого,  влиявших на отечественную и мировую историю.

    В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на получение бесплатного образования. Но были времена, когда родители детей с ОВЗ имели проблемы с обучением их детей. Наши общеобразовательные школы не имели возможностей и особого желания обучать таких учеников. Да и условия были недостаточны для обучения в массовой школе таких учащихся. И сами ребята с ОВЗ чувствовали себя в такой школе дискомфортно.

    В соответствии с законодательством для данных ребят в обычной школе должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования.

     Исходя из таких причин в 1993 году была организована МБОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов» для детей с ОВЗ.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, не имеющих возможностей получения образования без создания специальных условий. Наши учащиеся имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, ЗПР, РАС и другие.

Большая часть наших учащихся обучаются на дому по адаптированной программе.

В современном образовании истории как учебному предмету уделяется особое внимание, которое способствует формированию исторического мышления, осознанию целостности и взаимосвязи мира, воспитанию гуманизма, патриотизма. Уроки истории помогают ученику расширить кругозор, понимать то, что происходит в окружающем его мире, формировать свое отношение к различным событиям.

     Предмет история направлен на всестороннее развитие личности обучающегося, способствуют умственному развитию, обеспечивают гражданское, политико-правовое, этическое, нравственное воспитание, создают условия для социальной адаптации учащегося. И для того чтобы учащийся активно включался в работу на уроке, я, как учитель, ставлю перед ним посильные задачи. Ситуация успеха стимулирует его познавательную активность, повышает самооценку

Особенностями уроков истории и обществознания являются: наличие большого фактического материала, его запоминание, правильное восприятие времени и пространства, умение сопоставлять прошлое и современность, работа с картами. Курс истории в программе индивидуального обучения рассчитан на проведение 1 часа в неделю для 5,8,10,11 классов, а для 6,7,9 классов – 1,5 часа.

      В ходе учебной деятельности с учащимися я применяю различные приемы и методы. Например, я использую разные формы организации деятельности учащихся на уроках: индивидуальную, работу в парах, групповую. Данные виды работ я использую при работе со школьными учащимися, а также, конечно, фронтальную.

       При индивидуальной форме организации работы учеников предусматривает самостоятельное выполнение ребенком одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе и отвечают на вопросы, пишут сообщения,  доклад, составляют презентации и т.д. Также индивидуальная форма предполагает работу с учебником, картой, рабочей тетрадью.

Данная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения - создание и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе.

Работа с учениками, обучающимися на дому предполагает именно индивидуальную работу.

Другие формы работы я провожу со школьными учащимися.

Работа в парах

 Два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Эта форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

Такая работа дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков монологической речи, сотрудничества, критического мышления, вести дискуссию.

Групповая работа

Данная форма учебной деятельности учащихся успешно формирует умение учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию. При такой деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность,  умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Фронтальная работа

     При фронтальной форме организации учебной деятельности все ученики класса под руководством учителя выполняют общую задачу. При этом я провожу работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа я одновременно воздействую на всех присутствующих.  Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиеся.

В ходе обучения детей с ОВЗ, так же как и в массовой школе ставятся следующие задачи:

-выявление детей, склонных к учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности;

-организация предметных недель и проектно-исследовательских интенсивов;

- выявление одаренных детей и привлечение их к участию в олимпиадах, конкурсах;

При решении вышеназванных задач, которые между собой взаимосвязаны и вытекают одна из другой, создаем условия для вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую работу, развиваем познавательную активность, учим анализировать и систематизировать информацию, грамотно оформлять свою научную работу, содействовать овладению искусству диспута, выступлению перед аудиторий, защите своей работы.

Таким образом, для обеспечения получения учащимися с ОВЗ качественного и всестороннего образования необходимо использовать дифференцированный подход, учитывать индивидуальные особенности учащихся,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...