Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»
методическая разработка по физкультуре на тему

Кузьменко Андрей Владимирович

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.  ности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

учителя  физической культуры и ОБЖ  Кузьменко Андрея Владимировича,  МБОУ «Потанинская СОШ»

    В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию  способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание  оптимальных  условий для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.   Распространено мнение, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников.  Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.   Поэтому  моя задача как учителя  состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я  использую следующие признаки  развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с   детьми я  учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей  1- 5 классов -это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств  посредством игры. Стараюсь    детей   привлекать  к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис,  гиревой спорт,  вольная борьба, под моим руководством работает школьный туристический клуб «Баргуты»
Немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании  способностей учащихся  большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь  стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например регулярно проводим в школе «Папа, мама, я – спортивная семья»

 Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы,  турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь  включать   детей в соревнования с   более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками   часть детей   старается брать  на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я  привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь  привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах,  турнирах, Днях здоровья, привлекаю  к выступлениям с пропагандой ЗОЖ.  Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам,  2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.  Важным фактором, влияющим на выявление и развитие   учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе  Для развития  способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных  ежегодных мероприятий.   В сентябре  и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 6-11 классов, веселые старты для 2-5 классов, первенство  школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 5-11 классов, первенство школы по легкой атлетике для 2-8 классов, военизированная эстафета  к 23 февраля для 1-4  классов, «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-5 классов к 8 марта, первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов,  легкоатлетический пробег к 9 мая,  участие в районной спартакиаде школьников.  Таким образом,  созданная система  развития  способностей учащихся помогает мне  в работе с детьми.  Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация  учебного процесса.

  1. Организация учебного процесса.

нетрадиционные уроки:

  • интегрированные уроки. Например: физическая культура и О.Б.Ж; 
  • игровые уроки;
  • соревнования;
  • мини-турниры;
  • уроки с использованием технических средств и т.д.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи

уроков с внеклассной работой по предмету:

  • задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
  • работа спортивных секций по видам спорта.

  1. Общеразвивающие мероприятия
  • традиционные спортивные соревнования школы
  • предметные недели
  • дни здоровья

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Смотры конкурсы по видам спорта
  4. Медицинское обследование
  5. Социологическое обследование

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медико –биологическое обследование

3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медико – биологическое обследование

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так   путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатом которых судят о наличии  способностей. Некоторые варианты тестов    предлагаю ниже.

Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках физической культуры применяю технологию разноуровневого обучения. Использую три варианта дифференцированного обучения:

- на основе предварительной диагностики характеристик личности;

- уровня овладения общеучебными умениями и навыками учащимися;

- внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательного интереса к изучению отдельных видов спортивной деятельности. Примером осуществления разноуровневого подхода служат составленные тесты по теории физической культуры, по  ОБЖ,  задания для самостоятельного выполнения упражнений по развитию физических качеств силы, гибкости, быстроты и выносливости.

Стараюсь  показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использую  беседы, конкретные примеры. Важнейшей формой работы   по выявлению   и развитию способностей являются олимпиады  по физической культуре и ОБЖ.  Олимпиады  способствуют выявлению   способных  детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности   ребенка.   Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального  уровня провожу в течение всего учебного года. С детьми занимаюсь после уроков.

Выявление  и развитие способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности


 Интеллектуальные и творческие способности выявляю следующим образом:

- Использую методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение во время учебной деятельности с целью выявления у детей творческих способностей

-провожу  беседы  с учащимися и их родителями;

- осуществляю анализ результатов деятельности учащихся на уроке и внеурочное время, с целью развития творческих и познавательных способностей .

Физкультурно-спортивные способности выявляю следующим образом:

-провожу  беседы и анкетирование с учащимися и их родителями;

-наблюдаю за детьми в процессе подвижных игр;

-анализирую результаты сдачи нормативов, соответствующие возрасту учащихся, с целью обеспечения возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

Интеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:

-создаю благоприятный психологический климат на учебных занятиях;

-включаю в уроки интеллектуально - творческие игры (игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и другие; игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты; игры на формирование умения анализировать.

 - использую  личностно – ориентированные технологии;

 - применяю индивидуальный подход на уроках;

Физкультурно-спортивные способности развиваю следующим образом:

-провожу физминутки, утреннюю зарядку;

-уроки физической культуры провожу по 3 учебных часа в неделю, третий час  направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся;

-во внеурочное время разучиваем различные  подвижные игры;

-провожу спортивные праздники (Весёлые старты, «Зов джунглей», «  Туристическая полоса», «День здоровья»); соревнования (по прыжкам в длину, на скакалках, лыжные гонки.);

- привлекаю к участию в спортивных мероприятиях родителей («Мама, папа я – спортивная семья», «Большие гонки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

      В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию с...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Система работы по выявлению и развитию способностей учащихся включает в себя три этапа: 1. Предварительный (анкетирование, педагогическое наблюдение, общение с родителями, выбор спортивной секции...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в про...