Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»
методическая разработка по физкультуре на тему
Изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка для самореализации в процессе жизнедеятельНа сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. ности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выявление и развитие способностей у учащихся | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Распространено мнение, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Поэтому моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей 1- 5 классов -это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств посредством игры. Стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, гиревой спорт, вольная борьба, под моим руководством работает школьный туристический клуб «Баргуты»
Немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании способностей учащихся большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию, например регулярно проводим в школе «Папа, мама, я – спортивная семья»
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь включать детей в соревнования с более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, Днях здоровья, привлекаю к выступлениям с пропагандой ЗОЖ. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам, 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Важным фактором, влияющим на выявление и развитие учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе Для развития способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных ежегодных мероприятий. В сентябре и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 6-11 классов, веселые старты для 2-5 классов, первенство школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 5-11 классов, первенство школы по легкой атлетике для 2-8 классов, военизированная эстафета к 23 февраля для 1-4 классов, «Папа, мама, я – спортивная семья» для 1-5 классов к 8 марта, первенство школы по настольному теннису для 7-11 классов, легкоатлетический пробег к 9 мая, участие в районной спартакиаде школьников. Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.
- Организация учебного процесса.
нетрадиционные уроки:
- интегрированные уроки. Например: физическая культура и О.Б.Ж;
- игровые уроки;
- соревнования;
- мини-турниры;
- уроки с использованием технических средств и т.д.
- Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи
уроков с внеклассной работой по предмету:
- задание творческого плана;
- участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
- работа спортивных секций по видам спорта.
- Общеразвивающие мероприятия
- традиционные спортивные соревнования школы
- предметные недели
- дни здоровья
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора | |
1 | Предварительный этап выявления способностей |
|
2 | Углубленная проверка выявленных способностей |
|
3 | Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося |
|
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатом которых судят о наличии способностей. Некоторые варианты тестов предлагаю ниже.
Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках физической культуры применяю технологию разноуровневого обучения. Использую три варианта дифференцированного обучения:
- на основе предварительной диагностики характеристик личности;
- уровня овладения общеучебными умениями и навыками учащимися;
- внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательного интереса к изучению отдельных видов спортивной деятельности. Примером осуществления разноуровневого подхода служат составленные тесты по теории физической культуры, по ОБЖ, задания для самостоятельного выполнения упражнений по развитию физических качеств силы, гибкости, быстроты и выносливости.
Стараюсь показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использую беседы, конкретные примеры. Важнейшей формой работы по выявлению и развитию способностей являются олимпиады по физической культуре и ОБЖ. Олимпиады способствуют выявлению способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности ребенка. Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального уровня провожу в течение всего учебного года. С детьми занимаюсь после уроков.
Выявление и развитие способностей обучающихся
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности |
- Использую методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение во время учебной деятельности с целью выявления у детей творческих способностей -провожу беседы с учащимися и их родителями; - осуществляю анализ результатов деятельности учащихся на уроке и внеурочное время, с целью развития творческих и познавательных способностей . Физкультурно-спортивные способности выявляю следующим образом: -провожу беседы и анкетирование с учащимися и их родителями; -наблюдаю за детьми в процессе подвижных игр; -анализирую результаты сдачи нормативов, соответствующие возрасту учащихся, с целью обеспечения возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе. | Интеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом: -создаю благоприятный психологический климат на учебных занятиях; -включаю в уроки интеллектуально - творческие игры (игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и другие; игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты; игры на формирование умения анализировать. - использую личностно – ориентированные технологии; - применяю индивидуальный подход на уроках; Физкультурно-спортивные способности развиваю следующим образом: -провожу физминутки, утреннюю зарядку; -уроки физической культуры провожу по 3 учебных часа в неделю, третий час направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся; -во внеурочное время разучиваем различные подвижные игры; -провожу спортивные праздники (Весёлые старты, «Зов джунглей», « Туристическая полоса», «День здоровья»); соревнования (по прыжкам в длину, на скакалках, лыжные гонки.); - привлекаю к участию в спортивных мероприятиях родителей («Мама, папа я – спортивная семья», «Большие гонки») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Работа по выявлению способностей детей...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию с...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Система работы по выявлению и развитию способностей учащихся включает в себя три этапа: 1. Предварительный (анкетирование, педагогическое наблюдение, общение с родителями, выбор спортивной секции...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в про...