Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
статья по математике (9 класс) по теме
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного состава является доступной интересной деятельностью для самостоятельного изучения теоретического материала по любому предмету, дает возможность ученикам раскрыть свои способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выявление и развитие способностей учащихся с помощью КСО ШобоеваОП | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Трудность в изучении математики обуславливается в первую очередь отсутствием необходимого уровня индивидуализации, дифференциации обучения. Дети очень разные, одни быстро понимают и хорошо запоминают изучаемый материал, другие затрудняются даже после многократных объяснений. Такие ситуации выявляют необходимость личностно-ориентированного подхода в обучении математике, когда в центре обучения должен находиться ученик и его деятельность познания. И применение технологии коллективного обучения или обучения в парах сменного состава обеспечивает личностно-ориентированное обучение в изучении математики. Повышается успеваемость всех учащихся, и сильных и слабых тоже, развивается речь и мышление, формируются навыки самообразования. Эффективность обучения в парах сменного состава не только в улучшении предметных результатов, но и в развитии таких качеств личности, как коллективизм, самостоятельность, ответственность за себя и за других. Применяя КСО (коллективный способ обучения), можно провести зачет по повторению большого объема теоретического материала, например повторение целой главы по геометрии. Составляется вместе с детьми перечень основных вопросов из списка вопросов в конце главы. Перед работой в парах можно предложить ответить письменно на эти вопросы в тетрадях для контрольных работ (вопросы не переписывать, ставить их номера и писать ответ). Будет видно, что почти все затрудняются, кроме может быть отличников. После этого организовывается работа в парах сменного состава по этим вопросам. Один из пары задает вопрос из списка по своему учебнику, второй должен найти ответ и прочесть его формулировку строго по учебнику. Этим обеспечивается точность формулировок, которую спрашивающий проверяет по своему учебнику. Таким же образом прорабатываются все выбранные вопросы, когда один отвечает, а второй проверяет его. Затем они меняются ролями, здесь уже работа идет быстрее, после проработки вопросов пара распадается. В новых парах идет аналогичная работа по этим же вопросам. Многократным повторением в новых парах достигается глубина понимания и прочность запоминания материала. При таком изучении или повторении материала четко видны пробелы в знаниях, которые тут же и устраняются. После работы в парах снова следует задать письменные ответы на вопросы из этого списка, и даже слабые ученики смогут хорошо сформулировать их.
При самостоятельном изучении учащимися незнакомого теоретического материала следует организовать работу по методике Ривина, то есть поабзацную проработку текста в парах сменного состава. У каждого ученика в паре может быть своя тема, которую он хочет усвоить, и в каждой новой паре он повторяет то, что изучил в предыдущих парах. При каждом повторении понимание материала становится все лучше и лучше, обеспечивается качественное изучение темы и средними и слабыми по математическим способностям учащимися. При постоянной работе в парах сменного состава постепенно происходит повышение уровня знаний у отстающих учащихся.
Таким образом, технология коллективного способа обучения способствует развитию учебно-познавательной активности всех учащихся, и в том числе слабых. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, и при решении примеров и задач, и при изучении теоретического материала. Коллективный способ обучения является развивающим обучением, поскольку учит способам самостоятельного постижения знаний, развитию способностей у слабых и средних учеников. Интересная доступная деятельность, ощущение успеха обеспечивает эмоционально-ценностное отношение к содержанию и процессу образования. Автор этой методики Александр Григорьевич Ривин называл ее талгенизмом от слов « таланты» и «гении», так как она позволяет развить у ребенка умение общаться, умение говорить. Ведь известно, что интеллектуальное развитие ребенка непосредственным образом связано с развитием речи. Работая в парах сменного состава каждый ученик должен объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на правила, предлагать способы решения, задавать вопросы, что несомненно способствует развитию речи и, соответственно, интеллектуальному развитию.
Применение коллективного способа обучения позволяет выявить и постепенно развить математические способности у детей, ранее затруднявшихся при изучении математики. При работе в парах каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик развивается из урока в урок, стремится больше знать, искать ответы в других источниках, кроме учебника. Ребенок раскрывается, становится уверенным в себе. Активность каждого ученика в изучении и передаче знаний позволяет ему самоутвердиться в коллективе. У детей повышается успеваемость, качество выполнения контрольных работ, а в выпускных классах позволяет всем учащимся успешно пройти государственную итоговую аттестацию.
Шобоева Ольга Петровна, учитель математики МОУ Тапхарская СОШ, Иволгинский район РБ
Литература:
1. Андреев В.И. Талгенизм (таланты и гении). Формула успеха: честность и компетентность. Описание обучающейся организации — Спб: Древо жизни, 2012г. — 128 с., ил.
2. Бондаренко Л.В. Изучение учебных и научных текстов в диалоге. Методика Ривина: сборник научно-методических материалов. - Красноярск, 2015. - 184 с.
3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...