Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин
учебно-методический материал
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_kafedry_1_polugodie_20-21.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Деденевская средняя общеобразовательная школа им.Н.К.Крупской
АНАЛИЗ
работы кафедры гуманитарных дисциплин
за I полугодие
2020 – 2021 учебного года
Составила: Дмитриева Л.Н., руководитель кафедры
г.п.Деденево
2020 г.
Цели анализа:
- выявить степень реализации поставленных перед членами методической кафедры задач;
- наметить план работы кафедры гуманитарных дисциплин на 2 полугодие 2020 – 2021 учебного года.
Предмет анализа:
- учебная и методическая работа педагогов - членов кафедры гуманитарных дисциплин в 1 полугодии 2020 – 2021 учебного года.
Деятельность кафедры гуманитарных дисциплин в первом полугодии этого учебного года строилась в соответствии с планом работы и методической темой кафедры:
«Эффективные методики преподавания предметов гуманитарного цикла как фактор формирования функциональной грамотности обучающихся».
Задачи:
- совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность и направленность на сохранение здоровья учащихся и формирование жизненных компетенций, в том числе, и функциональной грамотности;
- развивать профессиональную компетентность учителей через активное участие в работе ШМО, РМО, практических семинаров, педагогических конкурсов.
- совершенствовать работу учителей МО с разными категориями учащихся на основе личностно-ориентированного и системно -деятельностного подходов.
- продолжить работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальный подход.
- организация системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, истории, английскому языку.
- повышать результативность работы по самообразованию через использование рациональных методов, приёмов технологии обучения, воспитания.
- создавать условия для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед педагогами кафедры.
В начале 1 полугодия данного учебного года кафедра гуманитарных дисциплин работала в составе 15 человек, из них – 1 молодой специалист, Саморукова Е.А. Все учителя с высшим педагогическим образованием. Преподавание русского языка и литературы, английского и немецкого языка, обществознания и истории велось по учебникам, включенным в Федеральный Перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год.
По итогам 1-го полугодия 2020 – 2021 учебного года программы по предметам гуманитарного цикла выполнены в полном объёме.
Не смотря на ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Помимо традиционных уроков использовались и иные формы работы:
- уроки он-лайн в условиях карантина, на котором находились некоторые классы основной школы, проводились нашими педагогами в программах Zoom, «Я – класс», «WhatsApp» - конференции, «Skype» - конференции и другие;
- занятия по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, английскому и немецкому языку в рамках внеурочной деятельности и часов дополнительного образования, на которых велась работа по подготовке к разноуровневым конкурсам и олимпиадам, проходившим в этом полугодии в большинстве своем в дистанционной форме.
- внеклассные мероприятия (до введения карантинных мер), которые использовались для развития способностей обучающихся, повышения мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла и углубления знаний по предметам.
- коррекция знаний учащихся на основе диагностической деятельности, внутишкольного, регионального и всероссийского мониторинга.
Педагогический опыт совершенствуется в процессе работы кафедры: это выступления на заседаниях методических объединений и кафедры с докладами по темам заседания и самообразования, освоение новых педагогических технологий, методик и приемов. В начале 1 полугодия 2020 – 2021 учебного года все учителя кафедры прошли курсы повышения квалификации, организованные АСОУ и Центром непрерывного повышения мастерства педагогических работников государственного университета «Дубна», посвященные освоению педагогами эффективных методик подготовки обучающихся к международному мониторингу качества образования PISA. Кроме того, наши работники постоянно участвуют в работе вебинаров, организованных данными центрами, посвященных освоению инновационных методик обучения, в том числе, цифровых технологий.
В 1 полугодии 2020–2021 учебного года было проведено два запланированных заседания кафедры гуманитарных дисциплин.
Заседание №1 (организационное) было проведено 30.08.2020 года по следующему плану:
- Анализ работы кафедры в 2019 - 2020 учебном году.
- Выборы заведующего кафедрой гуманитарного цикла.
- Обсуждение и утверждение плана работы кафедры на 2020-21 учебный год по теме «Эффективные методики преподавания предметов гуманитарного цикла как фактор формирования функциональной грамотности обучающихся».
- Обсуждение и утверждение Рабочих программ по учебным предметам, курсам гуманитарного цикла.
- Утверждение УМК по предметам.
- Утверждение тем самообразования педагогов кафедры.
- Утверждение плана проведения предметных декад и открытых уроков.
- Планирование работы по подготовке, проведению и участию учащихся школы во всех этапах ВОШ, а так же в заочных и он-лайн олимпиадах гуманитарного цикла: «Русский медвежонок», «Наше наследие», «Золотое руно», «Английский бульдог», «Аксиос» и др.
- Утверждение тематического планирования часов дополнительного образования по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к ЕГЭ и ОГЭ по истории, обществознанию, русскому языку, литературе, английскому языку.
- Планирование обучения и работы учителей-экспертов по аттестации педагогов гуманитарного цикла (Левашов К.В., Коваленко Н.Н.).
- Планирование мониторинга процесса адаптации обучающихся 5-х классов на уроках гуманитарного цикла при переходе из начальной школы в среднее звено (учителя: Можанова А.С., Левашов К.В., Карпович Е.Э.,
Дмитриева Л.Н., Белых Г.С.).
- Подготовка к проведению собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов в феврале 2021 года.
- Планирование внеклассной работы.
Заседание №2 по теме «Эффективные методики преподавания предметов гуманитарного цикла как фактор формирования функциональной грамотности обучающихся» было проведено 15.12.2020 года по следующему плану:
- Планирование работы кафедры на 2 полугодие 2020 – 21 уч.года
- Итоги участия обучающихся школы в муниципальном этапе ВОШ по гуманитарным предметам.
- Подготовка отчетов работы ШМО учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, английского и немецкого языков за 1 полугодие.
- Итоги проведения предметной недели истории, посвященной 78 – годовщине Битвы за Москву.
- Вопросы подготовки учащихся 9, 11 классов к ЕГЭ и ОГЭ; изучение материалов ФИПИ о возможных изменениях в проведении ГИА – 2021.
- Вопросы по организации проведения пробного собеседования в 9х класса по русскому языку.
- Работа учителей-экспертов по аттестации педагогов гуманитарного цикла в школах Московской области в октябре – декабре 2020 года.
- Анализ процесса адаптации обучающихся 5-х классов на уроках гуманитарного цикла при переходе из начальной школы в среднее звено (учителя: Можанова А.С., Левашов К.В., Карпович Е.Э.,
Дмитриева Л.Н., Белых Г.С.) совместно со школьным психологом.
- Итоги обмена педагогическим опытом учителей кафедры (самоанализ и анализ взаимопосещенных уроков согласно планам работы ШМО).
- Итоги проведения на базе МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крпуской пятых районных Влахернских чтений.
- Выступление руководителя кафедры Дмитриевой Л.Н. по теме «Эффективные методики преподавания предметов гуманитарного цикла как фактор формирования функциональной грамотности обучающихся». Прения и обсуждение вопросов дистанционного обучения в ноябре – декабре 2020 года в классах, находящихся на карантине.
- Общие результаты ВПР по русскому языку, истории и обществознанию в 5-8 классах (выступление заместителей директора по УМР Самусенко Е.А. и Дядык Т.В.).
Повышение квалификации педагогов.
В начале 1 полугодия 2020 – 2021 учебного года все учителя кафедры прошли курсы повышения квалификации, организованные АСОУ и Центром непрерывного повышения мастерства педагогических работников государственного университета «Дубна», посвященные освоению педагогами эффективных методик подготовки обучающихся к международному мониторингу качества образования PISA. Кроме того, наши работники постоянно участвуют в работе вебинаров, организованных данными центрами, посвященных освоению инновационных методик обучения, в том числе, цифровых технологий.
Обобщение и распространение опыта педагогов.
- Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах собственного и школьного сайта и личных мини–сайтов в Образовательной социальной сети nsportal.ru.
- 2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования в планах работ ШМО учителей русского языка (Можанова Т.М.). учителей истории (Дмитриева Л.Н.), учителей английского и немецкого языка (Демченкова Е.В.).
- В рамках мониторинга процесса адаптации учащихся 5х классов было осуществлено взаимопосещение учителями и посещение руководителями администрации уроков по предметам гуманитарного цикла в сентябре – ноябре 2020 года. Самоанализ и анализ уроков был представлен педагогами и администрацией на ноябрьском заседании кафедры гуманитарных дисциплин и в учебную часть.
- В целом, опираясь на анализ школьного психолога, процесс адаптации можно считать удовлетворительным на конец этого полугодия. Педагогам были даны рекомендации и советы для продолжения данной работы во втором полугодии.
Всероссийская олимпиада школьников.
Итоги участия обучающихся школы в муниципальном этапе ВОШ по гуманитарным предметам модно считать в целом положительными. В олимпиадах приняли участие _______обучающихся 6-11 классов. Из них _____призеров, которые примут участие в региональных турах.
50 учащихся 5-11 классов приняли участие в школьном этапе олимпиады ПСТГУ «Наше наследие», из них – 15 призеров и победителей. Призерами региональной олимпиады по истории, обществознанию и праву стали учащиеся: Ищенко Иван, 9а класс (учитель Левашов К.В.) и Самойлова Мария, 8а класс (учитель Тихомирова А.Ю.). Призером в написании федерального правового диктанта стала ученица 11а класса Кулизнева Анна (учитель Левашов К.В.). Призером областной олимпиады по истории и музеям Великой Отечественной войны стал Тимофеев Максим, 8а класс (учитель Тихомирова А.Ю.)
Русский язык и английский.____________
Педагоги кафедры: Левашов К.В, Дмитриева Л.Н., Коваленко Н.Н., Можанова Т.М., Жуков М.Н., Саморукова Е.А., Демченкова Е.В. являлись экспертами муниципальных комиссий по проверке олимпиадных работ по русскому языку, английскому языку, истории, обществознанию и праву.
Подготовка к государственной итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла.
• Планирование работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в 9, 11-х классах обозначено в планах учителей : Левашов К.В. , Тихомирова А.Ю. -9-е и 11-е классы, история и обществознание; Демченоква Е.В. Киселева В.В., Саморукова Е.А. – английский язык, 9, 11 классы; Коваленко Н.Н., Жукова М.Н., Карпович Е.Э. - русский язык, 9, 11 классы.
• В течение 1 полугодия согласно учебному плану и календарно-тематическому планированию вышеуказанные учителя проводили дополнительные занятия с учащимися 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
• Левашов К.В. и Коваленко Н.Н. в 2020 г. прошли обучение в АСОУ в качестве экспертов по проверке ОГЭ по истории в 9-х классах и ЕГЭ по русскому языку для работы в муниципальных экспертных комиссиях в 2021 г.
• на втором заседании кафедры были рассмотрены и проанализированы вопросы по организации проведения пробного собеседования в 9х класса по русскому языку.
• На ноябрьском заседании кафедры гуманитарных дисциплин в рамках работы по подготовке к ЕГЭ было рассмотрено письмо Управления образования администрации Дмитровского городского округа Московской области с информацией о том, что Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) на своем официальном сайте www.fipi.ru опубликовал перспективные модели ЕГЭ 2022 года измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования на основе ФГОС для общественно-профессионального обсуждения. После обсуждения с вои замечания и предложения по перспективным моделям ЕГЭ наши учителя приняли решение отправить свои предложения на заявленную в письме электронную почту ФИПИ: fipi@fipi.ru и обсудить с коллегами на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.
Мониторинг качества знаний учащихся.
Внутришкольный мониторинг качества знаний обучающихся по истории, обществознанию и русскому языку проводился в рамках внутришкольного контроля в форме контрольно-обощающих уроков, тематических итоговых тестов, модульных зачетов.
В третьей четверти были проведены ВПР по истории в 5-х классах, по обществознанию – в 7-х и 8-х классах, по русскому языку в _______. Межпредметные олимпиады в ________ Целью данного мониторинга являлось: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся по истории и обществознанию в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволили осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями по истории и обществознанию. Результаты ВПР за 1 полугодие были представлены в анализах и отчетах администрации школы.
Внеклассная работа.
Целью работы учителей кафедры гуманитарных дисциплин в 1 полугодии являлось создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам, а так же повышение мотивации к изучению наук гуманитарного цикла.
Таким образом, работа нашей кафедры была прежде всего направлена на духовно-нравственное воспитание и на развитие познавательных потребностей учеников, формирование навыков культуры умственного труда и приобщения учащихся к научно – исследовательской работе. Данная работа формирует у обучающихся потребности и способности к самообразованию и самосовершенствованию.
15 октября 2020 года на базе Деденевской средней школы прошли V Влахернские районные чтения, организаторами которых являются Союз православных женщин и Дмитровское благочиние. Учителя нашей кафедры, Дмитриева Л.Н., Левашов К.В совместно с учащимися 5Б класса стали организаторами чтений, которые проводились по теме: «Этапы духовно-нравственного развития ребенка». На конференции были представлены научные доклады, подготовленные данными педагогами, а так же выступления учащихся 5Б класса с литературно-музыкальной композицией и сообщениями по теме.
Продолжает свою работу школьный краеведческий музей под руководством Л.Н.Дмитриевой. В декабре 2020г. прошла традиционная неделя истории, посвященная 79-летию Московской битвы и 75-летию Великой Победы, в рамках которой прошли классные часы и экскурсии в школьном краеведческом музее. В течение 1-2 четверти школьном музее регулярно, по плану работы музея проводились экскурсии для учащихся 1-6 классов; приглашались для проведения краеведческих бесед с учащимися ветераны педагогического труда и членами краеведческого клуба «Родник» п.Деденево.
Русский язык и литература___________
Выводы: на основании данного анализа признать работу кафедры гуманитарных дисциплин в 1 полугодии 2020 – 2021 учебного года в целом удовлетворительной.
Предложения:
в следующем полугодии:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику эффективных методик преподавания;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предметам;
- анализировать и обобщать опыт педагогов региона, полученный от учреждений науки и культуры посредством сетевого взаимодействия;
- участвовать в подготовке и проведении вебинаров и семинаров с целью обмена опытом;
- осуществлять плановый мониторинг образовательного процесса;
- следить за возможными изменениями в проведении ГИА и вносить их в подготовку обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Руководитель кафедры_______________Дмитриева Л.Н.
Декабрь, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО гуманитарных дисциплин
Данная работа представляет анализ работы по русскому языку, литератцре, истории и геграфии. также представлен анализ итоговой аттестации учащихся 9 класса и анализ ЕНТ 11 класса....
Анализ работы кафедры гуманитарного цикла МБОУ Лицей №1 им.Г.С.Титова
В 2012-2013 учебном году кафедра гуманитарного цикла работала над методической темой «Создание условий для профессионального роста учителей и формирование целостно...
План работы кафедры гуманитарных дисциплин на 2018-2019 учебный год
План работы кафедры гуманитарных дисциплинна 2018-2019 учебный год...
Анализ работы кафедры естественнонаучных дисциплин 2017-2018
Анализ работы кафедры естественнонаучных дисциплинза 2017-2018 учебный годПроблема, над которой работала кафедра естественнонаучных дисциплин в 2017 - 2018 учебном году: «Качественное образовани...
Анализ работы кафедры естественнонаучных дисциплин 2018-2019
Анализ работы кафедры естественнонаучных дисциплинза 2018-2019 учебный годТема, над которой работала кафедра естественнонаучных дисциплин в 2018 - 2019 учебном году: «Качественное образование в ...
План работы кафедры гуманитарных дисциплин
План работы кафедры гуманитарных дисциплин...
анализ работы кафедры гуманитарного образования
анализ работы кафедры гуманитарного образования. руководитель кафедры ГИМ...