Анализ работы МО гуманитарных дисциплин
материал по теме

Хусаинова Лариса Зинатуллаевна

Данная работа представляет анализ работы по русскому языку, литератцре, истории и геграфии. также представлен анализ итоговой аттестации учащихся 9 класса и анализ ЕНТ 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo_gumanitarnyh_disciplin.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

работы кафедры учителей

общественно-гуманитарного цикла

за 2010 – 2011 учебный год

В составе кафедры  общественно-гуманитарного цикла 11 учителей, из них:

  1. 7 учителей русского языка и литературы;
  2. 3 учителя истории;
  3. 1 учитель географии.

Четверо  имеют высшую квалификационную категорию, четверо - I квалификационную категорию, трое – II категорию, один учитель без категории.

Целью всей работы кафедры стало развитие личности школьника, его  склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению. Определение условий организации проектной деятельности учащихся. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечить выполнение государственного стандарта;
  2. Повышать качество обучения;
  3. формировать творческий потенциал учащихся в условиях педагогического сотрудничества, сотворчества учащихся и педагога;
  4. повышать профессиональную компетенцию учителей;
  5. улучшить качество проведения уроков и внеклассных мероприятий по предметам;
  6. определить возможности проектной деятельности для повышения эффективности общения.
  7. расширить образовательное пространство урока за счет введения ИКТ в учебный процесс.
  8. Развивать исследовательские способности учащихся.

Руководством для разработки тематического планирования являлись Государственный стандарт общего образования, учебные программы и учебники, утвержденные МО РК. Тематические планирования преподавателей соответствуют учебному плану школы и рассмотрены на заседании кафедры.

В течение года было проведено 5 запланированных и внеплановых заседаний кафедры, содержание работы которых отражено в протоколах. На них обсуждались вопросы, касающиеся качества знаний учащихся, повышения мотивации к обучению, освоение преподавателями наиболее рациональных приемов и методов обучения, подходы к изучению проектной деятельности учащихся. Вопросы формирования коммуникативных компетенций у учащихся старших классов. Подводились  итоги срезовых работ, которые проводились на начало года, конец второго полугодия и на конец года, пробных экзаменов по материалам ЕНТ в 11-х классах, результатов техники чтения в 5-7-х классах, итоги школьных и городских олимпиад, выяснялись причины отсутствия призовых мест. Одна из них и самая главная - отсутствие системы в подготовке учащихся к олимпиадам.  Было принято решение - систематически проводить индивидуальные занятия во внеурочное время в целях предупреждения и преодоления пробелов в знаниях учащихся, оказывать помощь тем школьникам, которые пропускают уроки по болезни, больше уделять внимания одаренным детям, готовить их к олимпиадам и конкурсам.

На заседаниях кафедры обсуждали экзаменационный материал, преподаватели обменивались опытом. В продолжение учебного года учителя, работающие в 9, 11-ом классах готовили учащихся к итоговой аттестации, к сдаче ЕНТ.

Используя традиционные формы и методы преподавания, учителя ищут современные и более совершенные методики, знакомятся с новинками методической литературы, посещают семинары и открытые уроки, организованные для учителей города.

В текущем учебном году курсовую подготовку прошли два учителя: Сагандыкова Ш. Б. и Панчихина Н. Р.

Повысил категорию один учитель – Сагандыкова Ш. Б. (вторая).

На протяжение всего года учителя русского языка и литературы, учителя истории проводили уроки с использованием интерактивного оборудования: Гусар О. А., Волкова Е. П., Бигужанова Д. Е., Темиржанова Л. С., Хусаинова Л. З. 

За кафедрой закреплено 2 кабинета русского языка и литературы (32, 33),  1 кабинет истории (38), 1 кабинет географии. Кабинет истории  оснащен современным интерактивным оборудованием, что позволяет использовать на уроках современные обучающие технологии: просмотр фрагментов художественных фильмов по программе, во внеклассной работе, готовятся карточки для индивидуальной и групповой работы учащихся с учетом дифференцированного подхода в обучении, тесты тренировочного и контрольного характера. Для кабинета истории и русского языка  благодаря спонсорской помощи родителей учащихся приобретен учительский стол и стул. Во всех кабинетах на лето запланирован косметический ремонт. Кабинет географии необходимо реконструировать и провести тщательный ремонт. Заменить наглядность.

Одна из основных задач учителей русского языка - усиление практической направленности в обучении грамотному письму. Учителя ведут мониторинг успеваемости, качества знаний учащихся. Особое значение уделяется словарной работе, так как интерес к чтению с каждым годом падает, хромает и орфографическая зоркость. Необходимо сказать и о том, что у учащихся низкий словарный запас. Поэтому, такой вид работы, как словарный диктант, просто необходим.

При изучении орфографии в процессе усвоения навыков правописания учителя используют различные виды деятельности учащихся: комментированное и предупредительное письмо, объяснение правописания по цепочке, различные виды диктантов (словарный, выборочный, творческий, свободный). Работают с учащимися над составлением таблиц по определенным орфограммам и пунктограммам и таблиц обобщающего характера. Тренировочные задания строят по степени нарастания трудностей. Вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. В зависимости от подготовки класса выбирают материал, какой нужен для отработки навыков на обязательном уровне, какой - на продвинутом. В закрепительно-тренировочные упражнения включают задания с различными видами разборов. С целью проверки текущих изучаемых тем используют различные формы контроля: небольшие по объему самостоятельные работы, тексты диктантов, перфокарты, тесты.

При работе над орфографией на каждом уроке проводят работу по синтаксису и пунктуации. Это различные синтаксические пятиминутки: разбор предложения по членам, пунктуационный разбор и составление схем предложений, составление предложений по схемам, характеристика предложений по грамматическому значению и строению, графические диктанты. При изучении синтаксиса и пунктуации систематически повторяют орфографические навыки, особенно те, которые трудно усваиваются школьниками. Кроме того, проводят отдельные уроки на повторение орфографии, включают их в тематическое планирование перед проведением контрольных диктантов. В уроки русского языка включают работу по многоаспектному анализу текстов: строение, основная мысль, тема, тип и стиль речи, использование в нем изобразительно-выразительных средств, орфографический и пунктуационный анализ. Учат составлять планы текстов и по ним их пересказывать. Но данный вид работы в основном используют учителя 10 – 11 классов.

На уроках литературы стараются использовать различные виды деятельности учащихся:

  1. выразительное чтение статей учебника, фрагментов произведений;
  2. бесед по статьям, вопросам к произведениям;
  3. формулирование аргументированных ответов по вопросам из рубрик учебника «Вопросы и задания», на вопросы учителя;
  4. составление планов статей, произведений;
  5. составление характеристик героев;
  6. групповая работа при анализе текста;
  7. различные виды пересказа (сжатого, подробного, художественного);
  8. подготовка развернутых рассказов о герое по планам-памяткам;
  9. лексическое толкование устаревших или незнакомых слов; составление различных видов планов (развернутых, цитатных, простых);
  10. мини-исследования по текстам произведения;
  11. комментированное чтение с элементами анализа;
  12. сравнительная характеристика героев;
  13. подбор эпиграфа, цитатного материала к ответу или сочинению.
  14. подготовка и проведение учащимися заочных (с использованием презентаций на компьютере).
  15. проводятся уроки-презентации по анализу стихотворений.

Систематически работают над усвоением материала по теории литературы. Продолжается работа по  электронным учебникам.

    Основными направлениями работы учителей истории и географии являлись:

  1. ознакомление учащихся с важнейшими событиями и значимыми личностями мировой и общественной истории;
  2. выработка способностей к осмыслению исторических событий и явлений;
  3. формирование ценностных ориентиров личности;
  4. развитие чувства гуманизма и патриотизма;
  5. ознакомление учащихся с ярчайшими достижениями мировой и отечественной культуры.

Продолжалось научно-методическое обновление содержания образования. Осваивались и внедрялись новые технологии учебно-воспитательного процесса (тестирование, интерактивное обучение).
    Большое место на уроках географии,  истории отводилось экологическому воспитанию учащихся, привитию любви к природе, родному краю через использование краеведческого материала; гражданско-правовому  и патриотическому воспитанию, экономическому образованию, использованию теоретических знаний на практике.

       Учителя  осознают  необходимость давать  не просто знания, а формировать  научное мышление  учащихся, а также способствовать  развитию интеллекта и  творческого потенциала.  Применяемые  технологии  критического  мышления,  личностно – ориентированного  обучения,  технологии погружения  направлены  на  развитие  личности   способной адаптироваться в современном  мире, что, естественно предполагает  высокий  уровень знаний  по психологии, умений  психолого–педагогического  диагностирования  и  использования  результатов   диагностики  в  формировании  личности  ребенка.

Однако за прошедший год произошло некоторое снижение уровня ЗУН учащихся. Проблема  снижения уровня ЗУН вынуждает к повышению качества работы учителей в первую очередь со слабыми учениками, индивидуальным подходом к отстающим. Но в текущем году и работа с высокомотивированными учащимися находится не на должном уровне, так как призером олимпиад нет, а различных конкурсов очень мало.

        Проследим, каких результатов достигли учителя кафедры за текущий год:

  1. Иманбаева М. 10 «А» класс – 1 место на городском конкурсе научных проектов. Учитель Гусар О. А.
  2. Иманбаева М. – 1 место на областном конкурсе научных проектов. Учитель Гусар О. А.
  3. Кравцова Л. 8 «А» класс – 1 место на городском конкурсе «Полиглот».  Учитель Прохорова Е. Ю.
  4. Дюсенханов М. 9 «Б» 3 место на международном конкурсе «Золотое руно».  Учитель Панчихина Н. Р.

        

        Если сравнивать с предыдущими годами, то наблюдается  спад по количеству призеров. Нет призеров по русскому языку и литературе.

        Учителя русского языка и литературы продолжают сотрудничать  с кафедрой филологии ГУ им. Шакарима. Учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных конкурсах университета. Студенты факультета филологии посещают уроки учителей, находясь на педагогической практике.

Наряду с успехами, достигнутыми в методической работе, необходимо отметить и недостатки:

  1. недостаточная индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися на разных ступенях обучения;
  2. мало учащихся принимают участие в работе НОУ.

В целях пробуждения интереса к предметам в школе ведется внеклассная работа. В классах проводились мероприятия в рамках Недели истории и географии, Недели русского языка и литературы, Неделе языков. Были проведены уроки  мужества, посвященные Дню Победы. Ученики принимали участие в городских конкурсах чтецов, в городских конкурсах сочинений.

Качественный анализ показал следующие результаты:

По русскому языку

Класс

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

5 класс

51,85

45,59

50

51,9

51,9

6 класс

38,71

45,90

47,5

47,5

45,9

7 класс

32,76

37,29

46,3

40,7

40,7

8 класс

32,14

34,52

32,14

26,2

31

9 класс

31,40

41,18

44,7

34,1

40

10 класс

76,67

56,67

50

43

56,7

11 класс

61,54

58,97

64,10

56,4

56,4

Итого

41,65

42,96

45,9

40,5

46,1

Сравнительный анализ качества знаний учащихся

по русскому языку за 5 лет

В течение учебного года (в сентябре, декабре, мае) МО совместно с администрацией школы проводили контрольные работы с целью выявления знаний учащихся, определения направления работы учителей, отслеживания динамики знаний, коррекции деятельности учителя и учащихся.

В течение учебного года совместно с администрацией проводились тематические проверки знаний учащихся и качества преподавания.

Анализ контрольного среза знаний по русскому языку в 5-х классах. Цель: проверка знаний по предмету за курс начальной школы.

В рамках классно-обобщающего контроля в 10 классе проводилась проверка знаний и умений учащихся по работе с текстом (тема «Творчество Н.А.Некрасова). Учащиеся справились с работой хорошо.

В 8-х классах осуществлён контроль усвоения темы «Обособленные определения».

Тема «Обособление определений» - одна из самых трудных тем в курсе синтаксиса русского языка, поэтому она была выбрана для тематического контроля. Кроме того, так как чаще всего определениями являются прилагательные и причастия, тема изучается на морфологической основе и требует основательного повторения правописания этих частей речи.

В 7 классах были проведены контрольные срезы по наиболее трудным темам: «Причастие», «Деепричастие», «Наречие».

Анализ итоговых контрольных работ показал, что качество знаний по сравнению с прошлым годом несколько понизился. Учителям следует продолжить работу над повышением качества  обучения, больше внимания уделять тем учащимся, которые способны повысить свой учебный потенциал.

 Работа по совершенствованию систематической грамотности невозможна без ее составной части – работы над словарными словами. Разнообразные приемы работы со словарными словами применялись на уроках. Улучшились показатели словарных диктантов; однако качество этого вида работ можно и нужно повысить значительно, довести практически до уровня абсолютной успеваемости.

Несколько снизилось качество грамматических разборов. Наибольшее количество ошибок учащиеся допустили в разборе слов по составу и синтаксическом (учащиеся затрудняются в определении окончаний разных частей речи, плохо ориентируются в суффиксах и вызывают затруднение осложненные предложения: слабые ученики путают сложные предложения и обособленные члены).  Следовательно, со слабыми учащимися нужно вести дополнительную работу по различению сложных предложений и осложненных, а также учить  школьников алгоритму рассуждения при морфемном разборе. 

Диаграмма качества знаний:

Диаграмма  успеваемости

Анализ результатов контрольных срезов показывает, что в период социальной адаптации,  взросления происходит снижение качественного уровня в обучении, снижается заинтересованность учащихся в хорошей оценке, появляются другие приоритеты. Поэтому задача учителя - сделать такое снижение минимальным. Кроме того, отношение к учёбе зависит от приоритетов семьи, в асоциальных семьях должна проводиться индивидуальная работа не только с детьми, но и с родителями по изменению отношения к образованию детей.

Причины снижения качественного показателя на  промежуточном контроле: 

  1. низкий уровень мотивации к обучению; 
  2. низкий уровень сформированности организационных умений обучающихся: большинство обучающихся плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей деятельности; 
  3. основной движущий мотив у обучающихся и их родителей - получение отметки и оценки учителя.         

В перспективе необходимо:

  1. продумывать индивидуальную работу с обучающимися  (как на уроке, так и во внеурочное время), направленную на выявление пробелов в знаниях обучающихся и своевременную  их ликвидацию;
  2. эффективнее планировать повторение тех разделов и тем, которые входят в перечень тем   аттестации учащихся;
  3. использовать новые образовательные технологии с целью повышения качества знаний и успеваемости обучающихся.

 Учителям русского языка  необходимо совершенствовать работу на уроке по развитию внимания, памяти и орфографической зоркости у обучающихся; эффективнее планировать повторение  тех тем, при применении которых обучающиеся допускают ошибки; продумывать урочную и внеурочную (дополнительные занятия и консультации)  индивидуальную работу,  направленную на ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся.

Рекомендации учителям русского языка:

  1. Учителям русского языка  необходимо совершенствовать работу на уроке по развитию внимания, памяти и орфографической зоркости у обучающихся.
  2. Эффективнее планировать повторение  тех тем, при применении которых обучающиеся допускают ошибки; продумывать урочную и внеурочную (дополнительные занятия и консультации)  индивидуальную работу,  направленную на ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся.
  3. Для тематического контроля систематически использовать не только контрольные диктанты, но и тематические контрольные работы, которые более объективно выявляют усвоение темы.
  4. Учитывая сложность темы для учащихся, постоянно держать тему на контроле, постоянно включая предложения с данной пунктограммой в материал урока.
  5. Изучение синтаксиса строить на морфологической основе.
  6. Ежемесячно проводить словарную работу с подведением итога в конце года.

По литературе

Класс

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

5 класс

72,22

68,52

64,81

68,5

64,8

6 класс

80,65

75,41

73,77

68,9

75,1

7 класс

56,90

61,02

55,93

55,9

54,2

8 класс

41,67

42,86

41,67

34,5

40,5

9 класс

50

51,76

51,76

51,8

50,6

10 класс

63,33

56,67

53,33

43,3

53,3

11 класс

82,05

71,79

82,05

82

82,1

Итого

60,77

59,22

58,25

55,6

60,1

Сравнительный анализ качества знаний учащихся

по литературе за 5 лет

Основной проблемой в преподавании литературы по-прежнему остается низкий уровень читательской активности учащихся. Отсюда – неумение учащихся анализировать литературные произведения. Проверка навыка чтения показала, что  по-прежнему остро стоит проблема чтения – дети мало читают, плохо посещают библиотеки, дома родителя не следят за чтением детей, много времени школьники проводят за компьютерными играми, не умеют пользоваться компьютерными учебными программами, работы на компьютерах (рефераты, доклады и т.п.) выполняют формально. Поэтому на следующий учебный год МО  учителей русского языка и литературы ставит одной из задач – приобщение учащихся к книгам через разнообразные игровые формы:

По географии и естествознанию

Класс

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

5 класс

90,74

70,37

70,37

74,1

85,2

6 класс

-

52,46

52,46

52,5

52,5

7 класс

63,79

47,46

47,46

59,3

59,3

8 класс

54,76

51,19

51,19

58,3

58,3

9 класс

-

47,06

-

60

60

10 класс

-

50

-

43,3

43,3

11класс

-

74,36

-

66,7

66,7

Итого

67,35

54,61

54,61

59,7

60,8

Сравнительный анализ качества знаний учащихся

по географии и естествознанию за 5 лет

Основная цель географического и исторического образования заключается в овладении учащимися законченной системой знаний и умений, а также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Школьное образование ориентируется на формирование всесторонне образованной и инициативной личности учащихся. Доведя до ее сознания систему взглядов идейно - нравственных, культурных и этических принципов норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса.

     Целью работы учителей географии и истории  в 2010-2011 учебном году было:

  1. Повышение качества географического и исторического образования.
  2. Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных технологий.

Цели, поставленные перед учителями,  соответствуют школьной методической теме.

В связи с целями были поставлены задачи:

  1. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о Казахстане во всем его географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
  2. Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
  4. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
  5. Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Кроме того, при обучении истории и географии основной трудностью в работе считаем большую заформализованность учебного процесса, которая выражается в большом количестве условностей, сопровождающих работу педагога в школе. Так же слабые возможности реализации дифференцированного подхода из-за большого различия в уровне обученности в условиях отдельно взятого класса. Еще нерадивое отношение к обучению у учащихся и недостаток внимания к географии и истории как науке.

Факторы, препятствующие повышению качества  преподавания  предмета.

  1. Большое  количество  ошибок в учебниках нового поколения.
  2. Отсутствие новых карт и качественных  методических пособий.
  3. Недостаточно  обеспечение аудио и видео материалами  к урокам.
  4. Цифровой материал,  используемый  в экономической географии     не всегда  доступен   учителю. Поэтому расхождения в цифрах    неизбежны.    

          Для дальнейшей  эффективной работы необходимо  наметить  новые ориентиры в деятельности  учителей истории и  географии и обратить внимание на решение следующих  проблем:

  1. Усиление аналитической деятельности учителей.
  2. Определение оптимальных  путей  повышения квалификации учителей с учетом  современных тенденций в педагогике, индивидуальных  потребностей  учителя и ученика.
  3. Определение  приоритетных направлений  деятельности  по  предупреждению неуспеваемости.
  4. Обеспечение необходимой  информационной,  психолого–педагогической, методической  подготовки  учителей  и иных   аспектов их профессиональной деятельности.
  5. Осуществление  обмена опытом и создание условий  для       продуктивного  профессионального  общения  между учителями.

Существование вышеперечисленных проблем выдвигает приоритетные задачи на следующий учебный год:

  1. Повышать творческий и методический уровень преподавания предметов посредством формирования профессиональной педагогической компетентности учителя.
  2. Продолжить работу по освоению инновационных подходов в обучении истории и географии, обеспечивающих качественное образование.
  3.  Продумать формы контроля над результативностью образовательного процесса с целью выявления тенденций понижения качества.
  4. Усилить работу по приобщению учителей к поисковой, научно-исследовательской деятельности.
  5. Приложить максимум усилий для качественной сдачи ЕНТ по истории и географии.

По истории Казахстана

Класс

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

5 класс

71,48

77,78

74,07

61,1

74,1

6 класс

-

59,02

-

54,1

54,1

7 класс

-

52,54

50,85

40,7

48

8 класс

-

32,14

45,24

39,3

35

9 класс

-

21,18

45,88

23,5

33

10 класс

-

43,33

-

23,3

30

11класс

52,63

46,15

58,97

41

44

Итого

69,89

44,9

52,96

40

45,5

Сравнительный анализ качества знаний учащихся

по истории Казахстана за 5 лет

По предмету Человек. Общество. Право.

Класс

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

9 класс

69,77

58,82

60

57,7

56,5

10 класс

-

66,67

-

83,3

83,3

11 класс

-

82,05

-

82,1

82,1

Итого

69,77

66,23

60

68,8

74

Данный курс прочно вошел в школьную жизнь. Учащимся нравится изучать этот предмет. По всем показателям эта дисциплина востребована временем. Учащихся старших классов интересует правовое государство. Человек, его жизнь, права и свободы, являющиеся естественными и неотчуждаемыми ценностями для современного общества, должны находиться в центре правовых знаний, которыми призваны вооружаться представители нынешнего молодого поколения. Очень важно не только иметь в достаточном объеме правовое знание, но и уметь применять его на практике. На уроках учащиеся учатся применять знания, формируют умения, навыки практической деятельности, развивают общественные умения и навыки, приобщаются к нормам и ценностям общества, развивают коммуникативные навыки, что способствует развитию личности на хорошо усвоенном теоретическом материале.

Сравнительный анализ качества знаний учащихся

по предмету «Человек. Общество. Право» за 5 лет

Анализ итоговой аттестации выпускников

В целях повышения качества подготовки выпускников  к сдаче ЕНТ, кафедрой был  запланирован  и проведен ряд мероприятий:

  1. На заседаниях  проанализированы результаты ЕНТ.
  2. В план работы включена работа по подготовке учащихся к ЕНТ.
  3. Систематически ведется контроль и анализ результатов пробного тестирования и промежуточных контрольных срезов. 
  4. Учителя проводят консультации для учащихся 11 классов.

В текущем учебном году в рамках итоговой аттестации была продолжена подготовка сдачи тестирования по  русскому языку, истории Казахстана, а также предметам по выбору по материалам и в форме ЕНТ. К итоговому тестированию было допущено 36 выпускников. 3 ученика сдавали экзамен в традиционной форме.

Русский язык

2006 - 2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

56,5 %

80 %

90 %

83,80 %

88,9 %

Мониторинг

качества знаний по русскому языку за пять лет

На этот учебный год прогнозируемый результат составлял 85 %. Как видно из диаграммы, полученный результат на 3,9 % выше прогнозируемого. Это говорит о системной работе учителя Панчихиной Н. Р., которая в течение года проводила  работу с учащимися по подготовке к ЕНТ. Самый  высокий  балл – 25 набрал 1 ученик (Лязатбекова А.), самый низкий балл – 13 набрали 4 ученика. Средний балл – 18,3. Основная задача учителя русского языка в 10-11 классах – актуализация знаний, полученных в основной школе, восстановление в памяти изученного ранее, использование его в новой ситуации, на более высокой ступени познания. У учителей русского языка накоплен определенный опыт по подготовке к ЕНТ, дидактический материал; можно сказать, что складывается  система работы по подготовке к ЕНТ. Она включает в себя несколько этапов:

Ι этап – организационно- аналитический;

ΙΙ этап – диагностический;

ΙΙΙ этап – этап, включающий теоретическую и практическую подготовку учащихся к сдаче ЕНТ.

Комплексный анализ экзаменационной работы позволил проверить и оценить разные стороны языковой подготовки. Основные компоненты содержания обучения по русскому языку на базовом уровне трудности освоили все выпускники, что дает основание считать подготовку по русскому языку в целом хорошей. Учащиеся 11 класса владеют лингвистической компетенцией, то есть знаниями о языке и умениями применять эти знания к анализу языкового материала. Также учащиеся владеют языковой компетенцией – орфоэпическими, пунктуационными нормами литературного языка.

Вместе с тем проведенный экзамен выявил слабые стороны практической подготовки выпускников по предмету. Это прежде всего относится к пунктуационным навыкам. 9 % учащихся продемонстрировали удовлетворительный уровень овладения пунктуационными навыками. В экзамен по русскому языку были включены задания, требующие от выпускника умения производить анализ основных синтаксических единиц. Так как употребление большинства знаков препинания в русском языке регулируется синтаксическими законами, знание синтаксических закономерностей было необходимо при решении пунктуационных задач.

Теоретическая подготовка учащихся сочетается с практическим закреплением. Проводятся тематические тесты, лингвистические диктанты, выполнение учащимися заданий, содержащихся в структурных картах урока.

После каждого тестирования ведется не только мониторинг, но и тщательный анализ результатов. Выявляются типичные ошибки, организуется повторение теоретических сведений по проблемным темам и практикум для формирования  умений и навыков.

Важной частью подготовки к ЕНТ является  индивидуальная работа с учащимися. Особое внимание уделяется учащимся с повышенной мотивацией к обучению.

Каждому учителю было рекомендовано обратить внимание на подготовку учащихся к ЕНТ. Были выявлены западающие темы, на которые следует обратить особое внимание: 

  1. Расстановка знаков препинания.
  2. Обособленные члены предложения.
  3. Виды односоставных предложений.
  4. Образование и правописание причастий.
  5. Несогласованные определения.
  6. Разряды частиц.
  7. Сложные предложения с различными видами связи.
  8. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

История Казахстана

2006 – 2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

82,9 %

92%

90 %

94,6 %

88,9 %

Мониторинг

качества знаний по истории Казахстана за пять лет

Прогнозируемый результат по истории Казахстана на этот год составлял 80 %. Фактический результат на 8,9 % выше. Но по сравнению с прошлым годом наблюдается спад качества знаний учащихся. Подготовку учащихся осуществляли два учителя: Волкова Е. П. и Гусар О. А. результат Волковой Е. П. -   100 %, результат Гусар О. А. -   77,8 %. Средний балл – 19,55. Самый высокий балл – 25 у Толеубаевой А., учитель Волкова Е. П., самый низкий балл – 5 у Сейтжанова Б., учитель Гусар О. А.

Следовательно, можно сделать вывод, что учителем Волковой Е. П. были проанализированы результаты экзаменов за предыдущие годы, внесены коррективы в свои рабочие планы. Учителем проделана большая работа по систематизации материала за курс 5 – 11 классов. Составлен терминологический материал, который необходимо знать каждому ученику. Учитель применяет различные методы и формы работы в зависимости от характера темы и реальных возможностей. Большую роль при подготовке к ЕНТ по истории Казахстана играет использование дидактических материалов. Дидактические материалы инновационного характера – диаграммы, компьютерные диски, справочники. И как итог работы – повышение качества знаний последние 2 года 100  %. Учитель Гусар О. А. подготовкой учащихся к ЕНТ занимается в течение 2-х лет, но необходимо отметить, что её результат ниже на 11,2 %, чем в прошлом.  Учителю необходимо систематизировать работу по подготовке к ЕНТ.

География

2006 – 2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

60 %

72,7 %

46,2 %

100 %

75 %

Мониторинг

качества знаний по географии за пять лет

В текущем учебном году географию сдавало 12 учащихся. Если сравнивать данный результат с прошлым учебным годом, то можно сказать, что качество знаний понизилось на 25 %. Но необходимо учесть, что в прошлом году географию сдавал один ученик.

Анализ  содержания  тестов  по географии позволяет  утверждать, что успешно  справляются  с заданиями  хорошо  подготовленные  учащиеся,  умеющие  неординарно мыслить,  знающие  теоретический  материал,  географическую  и  тематическую карты,  имеющие  практические  навыки. Задания  по  предмету  полностью  соответствуют  учебной  программе и  учебникам,  соответствующим  инструктивно – методическому  письму, требуют конкретных, односложных ответов. Но  учащиеся  допускают  ошибки  в  вопросах  общей эрудиции.   Учителю  необходимо   работать над  формированием   долговременной   памяти. Например, задания по физической географии  требуют  умений устанавливать внутрипредметные  и причинно – следственные  связи,  в чем  часто испытывают затруднения  учащиеся.

Считаем, что учителя русского языка, истории и географии проводят все возможное для качественной сдачи ЕНТ, хотя в основном результат  зависит от подготовки конкретно каждого ученика. Учителя проводят постоянный контроль за посещением консультаций учащимися.

Оценки, полученные на экзаменах, в основном, совпадают с годовыми.

Предмет

Качество знаний

2006 - 2007

2007 - 2008

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

Рост

Спад

Русский язык

56,5

80

90

83,8

88,9

5,1

История Казахстана

82,9

92

90

94,6

88,9

5,7

География

60

72,7

46,2

100

75

25

Всемирная история

-

-

66,6

87,5

100

12,5

Прогноз на 2011 – 2012 учебный год

Предмет

Качество знаний

Русский язык

93 %

История Казахстана

95 %

География

80 %

Всемирная история

100 %

        Как видно из таблицы,  наблюдается рост  качественных показателей по русскому языку и всемирной истории и спад по истории Казахстана и географии.

Анализ

промежуточной аттестации учащихся основной школы

за 2010 – 2011 учебный год

        Итоговую аттестацию за курс основной школы ученики 9 классов сдавали в традиционной форме в виде экзаменом. К итоговой аттестации было допущено 85 учащихся. Иванова Галина, ученица 9 «Б» класса, освобождена от экзаменов по состоянию здоровья

Результаты экзамена по русскому языку

Класс

Учитель

Всего

уч-ся

«5»

«4»

«3»

Качество

Знаний

9 «А»

Короткова Л. А.

29

3

14

12

58,6 %

9 «Б»

Панчихина Н. Р.

29

5

13

11

62,1 %

9 «В»

Бигужанова Д. Е.

27

0

13

14

48,1 %

Итого

85

8

40

37

56,5 %

Качество знаний по итогам экзаменов на среднем уровне. Учащиеся  подготовлены к экзамену. 9,4 % учащихся выполнили работу без ошибок. Основные ошибки, которые были допущены в экзаменационной работе:

  1. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением.
  2. Правописание наречий.
  3. Правописание –н- и –нн- в причастиях.

Сравнительный анализ годовых оценок и экзамена

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «В» класс

Класс

Качество знаний

Успешность

обученность

9 «А»

58,6

100

56,1

9 «Б»

62,1

100

59,6

9 «В»

48,1

100

36

Итого:

56,5

100

55,2

Исходя из анализа результатов экзамена по русскому языку, можно сделать следующие выводы:

  1. Программный материал усвоен всеми учащимися.
  2. У учащихся хорошо развиты правописные компетенции.
  3. Есть незначительные затруднения по разделу «Орфография».

Наиболее популярными предметами у учащихся 9-х классов в 2010 – 2011 учебном году является предмет «Человек. Общество. Право» (80 % учащихся) и  история Казахстана (16,5 %). Эти предметы были наиболее популярны при выборе экзаменационного предмета у девятиклассников прошлого года, и они лидируют по своей популярности уже несколько лет. Все учащиеся экзамены выдержали успешно, подтвердили свои оценки или показали результат выше итоговой аттестации по предмету.

Результаты экзаменов по выбору

Предмет

Учитель

«5»

«4»

«3»

%

качества

ЧОП

Волкова Е. П.

10

13

18

56,1

Гусар О. А.

2

8

17

37

Ист. Каз.

Волкова Е. П.

6

4

4

71,4

Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов:

  1. Увеличение среднего балла  на ЕНТ.
  2. Использование ИКТ на уроках.
  3. Использование в практике учителей  интерактивных методов обучения.
  4. Участие в семинарах, обучение на курсах повышения квалификации с целью повышения своего методического уровня.
  5. Использование в своей работе передового опыта учителей.

К недостаткам работы  можно отнести:

  1. малое количество взаимопосещений уроков, что дает простор для работы в будущем.
  2. Недостаточный выбор средств, способствующих получению результатов при формировании умений и навыков.
  3. Недостаточный аналитический уровень результатов работы.

Выводы.

        

Работу кафедры учителей общественно-гуманитарного направления  можно признать удовлетворительной. Но на уроках необходимо больше внимания уделять проектно-исследовательской деятельности, ИКТ, использовать активные формы обучения, усилить практическую направленность учебного процесса.

Задачи на 2011 – 2012 учебный год.

  1. Повышение качества обучения. Выполнение государственного стандарта образования.
  2. Обеспечение высокого методического уровня проведения занятий, более широкое использование современных технологий обучения.
  3. Повышение профессиональной компетенции учителей.
  4. Развитие исследовательских способностей учащихся, активизация их участия в конкурсах на различных уровнях.
  5. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
  6. Овладение методикой научно-обоснованного анализа и самоанализа своей деятельности.

Основные направления работы:

 

  1. Пополнение знаний в области государственной политики по вопросам образования:
  1. продолжить изучение нормативно-правовой документации;
  2. изучить инструктивно-методические письма по основам наук в 2011 - 2012 гг;
  3. в работе руководствоваться государственными документами об образовании:

  1. Совершенствование научно-методической подготовки учителей, повышение их квалификации:

  1. регулярно посещать семинары, курсы повышения квалификации;
  2. улучшить взаимопосещение уроков, обмен опытом;
  3. каждому учителю овладеть научно-обоснованным анализом и самоанализом педагогической деятельности (анализ уроков, внеклассных мероприятий)
  4. принимать участие в работе школьных совещаний и педсоветов.

  1. Организация внеклассной и внешкольной работы: разнообразить формы работы по экологии, гражданско-правовому воспитанию; активнее вести исследовательскую работу с учащимися; активизировать познавательную деятельность учащихся во внеурочное время.
  2. Изучение, обобщение и распространение передового опыта.
  3. Работа по оснащению кабинета дидактическим и методическим материалом.
  4. Работа по подготовке к ЕНТ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Анализ работы ШМО гуманитарного цикла"

Данная презентация может помочь руководителям ШМО гуманитарного цикла....

Презентация по теме "Анализ работы ШМО гуманитарного цикла"

Данная презентация может помочь руководителям ШМО гуманитарного цикла....

Презентация по теме "Анализ работы ШМО гуманитарного цикла"

Данная презентация может помочь руководителям ШМО гуманитарного цикла....

Анализ работы кафедры гуманитарного цикла МБОУ Лицей №1 им.Г.С.Титова

В 2012-2013 учебном году кафедра гуманитарного цикла работала над методической темой «Создание  условий    для профессионального роста учителей и  формирование целостно...

План работы кафедры гуманитарных дисциплин на 2018-2019 учебный год

План работы кафедры гуманитарных дисциплинна 2018-2019 учебный год...

Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин

Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин...

План работы кафедры гуманитарных дисциплин

План работы кафедры гуманитарных дисциплин...