Диагностика объединения «Семицветик»
статья
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Диагностика служит для того, чтобы определить, как ребенок владеет теми или иными знаниями, умениями и навыками. Педагогу необходимо узнать это до того, как он начнет заниматься с малышом и даже со школьником. Неправильно проведенная диагностика значительно снижает эффективность обучения, поскольку для одних детей предложенные задания могут оказаться слишком трудными, а для других - наоборот.
Прежде чем начать чему-то учить ребенка, педагог должен узнать, что же умеет его подопечный, насколько хорошо у него развиты различные психические процессы, быстро или медленно он усваивает новый материал. Именно для этого и служит диагностика. Без нее очень трудно правильно построить воспитательный процесс. Как правило, общая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Кроме того, педагогу бывает нужно определить, в какой степени у детей развиты отдельные качества – внимание, творческое мышление, культурно-гигиенические навыки, - также различные виды деятельности. В этом случае диагностика проводится перед тем, как начать работу по той или иной программе.
Я разработала модель мониторинга качества освоения воспитанниками программы. Данный мониторинг обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательной программой обучения с точки зрения тех диагностических процедур, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка: нулевой, промежуточный и итоговые показатели.
Составляя мониторинг, я следила, чтобы он соответствовал структуре моей программы и отражал логику ее построения.
Мониторинг предполагает:
- использование методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки;
- позволяет осуществлять оценку динамики достижения детей как внутри возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;
- направлен на исследование творческих, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;
- включает наблюдение за ребенком, беседы, критериально-ориентированные методики не тестового типа, методики критериально-ориентированного тестирования, то есть предполагает сочетание низко формалихованных и высоко формализованных методов, позволяющих добиться объективности и точности получаемых данных.
Цель и задачи диагностической работы.
Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой стороны, изучить специфику формирования в разных видах деятельности базовых личностных качеств.
Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
- Изучить продвижения ребенка в освоении универсальных видов изодеятельности.
- Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
- Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
- Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Для сбора конкретных диагностических данных использую метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности.
Дополняю наблюдения свободным общением с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. В месте с тем провожу специально организованные диагностические занятия ( в программе отмечено - введение, итоговое ).
В эти занятия включаю специально отобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
В ходе диагностики проверяю: состояние пространственного восприятия, состояние зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умение проводить классификацию и выделять признаки предметов. Проверяю уровень самостоятельности, композиционные навыки.
Критерии диагностики детей 2 младшей группы.
Анализ продукта деятельности:
Передача формы, строение предмета:
- форма передана точно, части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно.
Цвет:
- многоцветная и ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание цветов и оттенков, в большей степени случайное;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами.
Анализ процесса деятельности.
Характер линии, нажим, раскрашивание:
- слитная, нажим средний, закрашивание мелкими мазками, не выходящими за контур;
- прерывистая, нажим сильный, энергичный, закрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящие за контур;
- дрожащая, неуверенная, нажим слабый, закрашивание беспорядочными линиями, выходящими за контур.
Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога;
- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами не обращается.
Критерии диагностики детей старших групп.
Анализ продукта деятельности.
Передача формы, строение предмета:
- форма передана точно, части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены не верно.
Пропорции:
- пропорции предмета соблюдены;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
Композиция:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, расположение по всей плоскости листа;
- есть незначительные искажения, изображение на полосе листа;
- пропорциональность передана неверно, расположение не продумано, носит случайный характер.
Цвет:
- передан реальный цвет предмета, многоцветная или ограниченная гамма, цветовое решение соответствует замыслу;
- есть отступление от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков (случайное);
- цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
Характер линии, раскрашивание:
- линия слитная, нажим средний, закрашивание мелкими мазками, не выходящими за пределы контура;
- линия прерывистая, нажим сильный, энергичный, закрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за контур;
- линия дрожащая, неуверенная, нажим слабый, иногда невидный, закрашивание беспорядочными линиями, выходящими за контур.
Уровень самостоятельности:
- выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, задаёт вопросы;
- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами не обращается.
На основании этого разработала диагностические карты.
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ «СЕМИЦВЕТИК» __________________________________________
№ | Ф И Р | Форма, строение предметов | Цвет | Характер линии | Уровень самостоя- тельности | Общее количество баллов | Средний балл | ||||||||||||
Высокий уровень: 3-2.4 __________________________________________________________________________________________________
Средний уровень: 2.3- 1.7 __________________________________________________________________________________________________
Низкий уровень: 1.6- 1 _________________________________________________________________________________________________
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ «СЕМИЦВЕТИК» ___________________________________________
№ | Ф И Р | Форма, строение предмета | Пропорция | Композиция | Цвет | Характер линии | Творчество | Уровень самостоя тельности | Общее количество баллов | Средний балл | ||||||||||||||||||
Высокий уровень: 3 -2.4 _______________________________________________________________________________
Средний уровень: 2.3 -1.7_______________________________________________________________________________
Низкий уровень: 1.6 - 1 ______________________________________________________________________________
Процесс проведения.
Критерий: форма, строение предметов, цвет.
Материал: геометрические фигуры разного цвета, величины, формы, картинки.
Проводится индивидуально. Перед ребенком раскладываю 8 геометрических фигур, которые различаются по форме, цвету, размеру.
- Посмотри, какие здесь есть фигурки? Чем они отличаются друг от друга?
Добиваюсь, чтобы ребенок назвал все отличия. После чего подвожу итог:
- У нас есть фигуры квадратные и круглые, красные и сини, большие и маленькие.
Затем предлагаю рассмотреть картинки и найти в изображении предметов геометрические фигуры.
- Из каких фигур состоит дом?
Знания оцениваю по 3 бальной системе. Данные заношу в таблицу.
Критерии: творчество, характер линии, самостоятельность.
Материал: листы бумаги, карандаши.
Предлагаю ребенку:
- Расскажи, как ты идешь в д/с? А теперь нарисуй, что ты видел по дороге?
Показываю нарисованную елочку без иголок, предлагаю нарисовать иголки, на верхних ветках короткие, на нижних – побольше. Следующее задание: нарисуй травку короткими штрихами.
Выглянуло солнышко ( рисование круга и лучиков)
Более старшим детям предлагаю такое задание. Даю лист, разделенный на квадраты. Предлагаю нарисовать в каждом квадрате:
- предметы круглой формы (яблоко, арбуз, мяч…)
- предметы овальной формы (огурец, лимон..)
- длинную линию ( дорогу, скакалку, ленту..)
Все данные заношу в таблицу.
Предлагаю следующее упражнение: дорисуй рисунок. Ребенку дается недорисованный рисунок (яблоко), предлагаю дорисовать и дополнить рисунок.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты в :
- Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
- Умение правильно использовать кисти, клей в работе;
- Умение использовать трафареты и печати при работе;
- Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
- Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
- Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию.
В 2013 -14 году подробно освоила нетрадиционную технику рисования цветным песком. Включила в программу несколько занятий по этой технике. Рисовали осеннее дерево цветным песком, осенние листочки. Детям очень понравилось. Проводила ряд упражнений с песком в разных группах. Учавствовали в конкурсах с этой техникой и заняли призовые места.
Проводя в начале 2014 года в сентябре диагностику я, получила недостаточный уровень - это показало, какую огромную работу нужно провести с детьми 1 года и 2 года обучения.
Дети не могли справиться со следующими заданиями: передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости, не знали цвет предмета. Многие не могли правильно держать карандаш и кисть, пользоваться краской. Дети старшей и подготовительной группы недостаточно владели композиционными навыками, художественными терминами.
После промежуточной диагностики все дети справились почти со всеми заданиями, если сравнивать с началом учебного года, то можно отметить, что низкий уровень развития снизился, а высокий уровень вырос.
Таким образом, результаты промежуточного мониторинга освоения программного материала детьми всех возрастных групп показали в основном средний уровень.
Нулевой срез. Промежуточный срез.
Сделала вывод, что во второй половине учебного года необходимо вести индивидуальную работу с детьми, которые показали низкий результат, по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с возрастом, совершенствовать технику рисования, развивать творческие способности воспитанников.
Итоги данного мониторинга помогут определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приём в Цветики-семицветики"
В презентации представлены сопроводительные слайды к торжественному приёму 1 класса в детское объединение....
Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение. "Цветик - семицветик"
Занятие "Цветик-семицветик" являетмя вводным занятием театральной студии. Дети узнают. что такое театр, когда он появился, знакомятся с разнообразием его форм....
Урок-игра в 6 классе "Цветик-семицветик".
Занятие направлено на закрепление знаний учащихся по темам «Семья», «Еда», «Дом» и др....
Сказка: Цветик-семицветик
Сказка собственного сочинения о добре....
Проект «Семицветик» взаимодействия МБОУ «СОШ №24» г. Улан-Удэ и детского дома «Малышок».
Проект взаимодействия школы и детского дома состоит из определения целей и задач, обоснования, описания механизма реализации. Состоит из презентации и текстового документа...
Проект "Цветик-семицветик"
Наш проект «Цветик-семицветик» раскрывает сущность проблем экологического образования и воспитания, возможные пути формирования экологического сознания у детей в школе-интернате. Цель прое...
Сценарий общешкольной линейки "Посвящение в Семицветики"
По традиции нашей школы обучающиеся 2 класа ежегодно в январе месяце принимаются в "Семицветики". В данном сценарии содержится подробное описание хода линейки. После посвящения обучающихся 2 класса в ...