Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
статья по биологии
Обобщение педагогического опыта
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
Сведения об авторе
Конакова Еекатерина Сергеевна – учитель биологии МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Темниковского муниципального района
Образование: Высшее, МГПИ им.М.Е.Евсевьева, биологохимический факультет.
Педагогический стаж:
Общий - 27 лет, по специальности - 27 лет, в данной школе- 27 лет
Квалификационная категория: Высшая (14 февраля 2018г).
Актуальность
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А.Листервег
Современному обществу все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди, могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны.
Мы живем в условиях поэтапного переход на образовательные стандарты обновленного третьего поколения, Главной задачей ФГОС третьего поколения (далее - Стандарт) заявлена конкретизация требований к обучающимся, основная миссия - повышение качества образования. Для повышения качества образования необходимо вовлекать детей в активную деятельность на уроке и во внеурочное время. Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности.
Основная идея
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Теоретическая база опыта.
Теоретическую основу опыта составляют нормативные документы, такие как:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; и др.
В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.
Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности. С 2020 года я работаю над проблемой "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся". Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.
Цели и задачи:
Цели:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;
Задачи:
- расширение и углубление знаний в отношении разных образовательных технологий;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- выявление наиболее эффективных образовательных технологий в условиях современной малокомплектной школы;
- учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
- создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для возможности использования ими приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
- укрепление здоровья и физического развития школьников;
- повышение общекультурного уровня; использование приобретенных знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биоисследований;
. В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: технология проблемного обучения (М. Фридман, В.И. Маху и др.),
Прибегаю к работам А. И. Савенкова ("Детская одаренность: развитие средствами искусства". М., 2015г.), Г.К. Селевко ("Современные образовательные технологии". М., 2018г.), З.Н. Никитенко ("Организация деятельности учащихся в V-VII классах для повышения мотивации учения". - Москва, 2015г.), Л.М. Егоровой ("Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету". - Москва, 2014г.) и многим другим.
Новизна опыта
Новизна опыта выражается в том, что активизация познавательной деятельности учащихся формируется не только на уроках, но и продолжается во внеурочной деятельности. Это раскрывает творческие способности обучающихся и осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес обучающихся к предмету и, как следствие повышает мотивацию к обучению.
Технология опыта
Идея активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.
Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.
Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе и максимально подходят для включения детей в деятельность.
Проектно - исследовательская технология. В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость. Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться. В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. В основе проектной технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирование на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Лучшие работы представляются на различные заочные и очные конкурсы.
Технологии ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной. В нашей школе имеется некоторая учебно–материальная база для применения инновационных технологий. Имеется интерактивная доска, компьютерный кабинет с выходом в интернет. Оснащенность кабинета биологии лабораторным оборудованием не достаточная, а многое имеющееся является морально устаревшим. Виртуальные лаборатории помогают выходить из положения.
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Применение ИКТ нравятся учащимся и повышают интерес к предмету. Во внеурочное время также не обойтись без компьютерных технологий.
Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов, использование электронных приложений к учебникам и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися. Для этой цели использую: персональный сайт http://kes.edurm.ru , - сайт «Решу ЕГЭ», https://ege.sdamgia.ru, ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда - сайт www.globallab.ru, дистанционные конкурсы, олимпиады и др.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение - по И.Я. Лернеру - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода: 1)проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем; 2)для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
- при контроле знаний (творческое применение знаний).
Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:
- создание проблемной ситуации;
- формирование гипотез разрешения;
- проверка решения с систематизацией полученной информации.
Главное условие – наличие мотивации учащихся.
Примеры используемых проблемных вопросов:
- В спальне не рекомендуется разводить много комнатных растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Но известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не противоречат ли эти факты друг другу? Почему?
- Развитие с полным превращением гораздо более длительное, чем с неполным превращением. Почему так много насекомых имеет розвитие с метаморфозом?
На тему «Развитие животных с превращением и без превращения» мной был дан открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года».
С проблемного вопроса так же началось публичное выступление - «Самый большой орган человека» в рамках того же конкурса.
В 8-9 классах акцент делаю на организацию самостоятельной работы обучающихся с учетом их способностей, используя следующие образовательные технологии:
- технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ);
- технология организации самостоятельной работы учащихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей школьника);
- исследовательские технологии (формирование исследовательской культуры ученика, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом интересов и способностей школьников).
Результативность опыта.
Краткосрочные результаты:
- Приобретение знаний в отношении применения образовательных технологий в малокомплектной школе;
- Выявление и внедрение наиболее эффективных образовательных
технологий в условиях современной малокомплектной школы;
- создание методических разработок;
- знакомство с краеведческим материалом;
- создание проектов учащимися;
Долгосрочные результаты:
- совершенствование профессионального педагогического мастерства;
- повышение эффективности образовательного процесса.
- развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся, через внеурочную деятельность, а также проектную деятельность.
- достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу учащихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;
- овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;
- укрепление здоровья и физического развития школьников;
- повышение общекультурного уровня; использование приобретенных
знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
- убежденность в возможности познания закономерностей природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;
- победы и призовые места учеников на конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Главное условие – наличие мотивации учащихся. А мотивацию у учащихся необходимо вырабатывать.
К результатам работы можно отнести следующее.
К результатам работы я отношу, в том числе, результаты анкетирования. Было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. По результатам: ставят своей целью узнать новое – 72% учащихся; узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 32%; хотят получить хорошую оценку – 80%;
хотят проявить себя и проверить свои возможности – 32% учащихся.
За последние 3 года наблюдается положительная динамика освоения обучающимися образовательных программ по биологии, по итогам мониторингов проводимых образовательной организацией:
Класс | 2019-2020 Учебный год | 2020-2021 Учебный год | 2021-2022 Учебный год | |||
%Качества обучения | %Уровеня обученности | %Качества обучения | %Уровеня обученности | %Качеста обучения | %Уровеня обученности | |
5 | 33 | 67 | 50 | 100 | 100 | 100 |
6 | 67 | 67 | 33 | 67 | 50 | 100 |
7 | 33 | 100 | 67 | 100 | 67 | 67 |
8 | 50 | 100 | 50 | 100 | 67 | 100 |
9 | 40 | 100 | 75 | 100 | 50 | 100 |
Среднее значение | 45 | 87 | 55 | 93 | 67 | 93 |
Результаты внешнего мониторинга - контрольной работы в 5 классе:
Класс | Качество знаний | Уровень обученности | Средний бал |
5 | 50% | 100% | 3,5 |
Результаты Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет:
Муниципальный этап 6:
Учебный год | предмет | Фамилия И. ученика | класс | статус |
2018-19 | Биология | Трушков В. Конакова С. | 9 7 | Победитель Победитель |
2019-20 | Биология Химия | Конакова С. Конакова С. | 8 8 | Пробедитель Победитель |
2020-21 | Биология | Конакова С. | 9 | Победитель |
2022-2023 | Биология | Елисеева В. | 9 | Победитель |
Региональный этап 4:
Учебный год | предмет | Фамилия И. ученика | класс | статус |
2017-18 | Биология | Конакова С. | 6 за 7 | Призер
|
2018-19 | Биология | Конакова С. | 7 | Победитель |
2019-20 | Биология | Конакова С. | 8 | Призер
|
2020-21 | Биология | Конакова С. | 9 | Призер |
Часть проектов, над которыми мы работаем с моими учащимися, выходят за рамки предмета биологии. Так в феврале 2018г и 2019г. мы приняли участие в экологическом биатлоне. В Мордовском заповеднике состоялись соревнования в рамках «Лыжня России». В ней соревновались дети из Темниковского, Теньгушевского районов Мордовии и г.Сарова Нижегородской области. Это была лыжная гонка в сочетании с проверкой знаний биологии и экологии. Там мы завоевали призовое и победное места.
А в в конкурсе экологических агитбригад заняли первое место). Имеются и другие результаты - они представлены в таблице.
Результаты внеурочной деятельности за последние 5 лет:
Муниципальный уровень 5:
Учебный год | Мероприятие | Участники | Статус |
2017-18 | Конкурс агитбригад «Покормите птиц зимой» | Команда «Доброта» | 1 место |
2018-19 | Открытая районная научно-практическая конференция «IVДорофеевские чтения» | Чапаева А. | призер |
2021-22 | Лучший муниципальный лидер акции «Сделаем вместе» | Елисеева В. | победитель |
Региональный уровень 7:
год | Мероприятие | Участники | Статус |
2018 | Всесибирская открытая олимпиада школьников 1 (региональный) этап Республиканский лагерь для одаренных детей | Конакова С. Трушков В. Конакова С. | Победитель Призер Почетная грамота |
2018 | Всесибирская открытая олимпиада школьников 1 (региональный)этап Республиканский лагерь для одаренных детей | Кузьмина Я. Конакова С. Конакова С. Кузьмина Я | Призер Победитель Диплом Диплом |
Всероссийский (межрегиональный) уровень 3:
год | Мероприятие | Участники | Статус |
2018 | Межрегиональная экологическая лыжная гонка «Покормите птиц зимой» ФГБУ Заповедная Мордовия | Конакова С. | 1 место |
2018,2019 | Межрегиональная экологическая лыжная гонка.«Эко старт» ФГБУ Заповедная Мордовия Всесибирская открытая олимпиада школьников заключительный этап | Конакова С. Конакова С. | 2 место Призер |
На протяении последних лет нет снижения качества знаний.
Ежегодно от 20 % до 50 % выпускников школы успешно продолжают обучение в медицинских коледжах. Те, кто идут в среднюю школу, выбирают биологию в качастве ЕГЭ по выбору и успешно сдают его.
Ежегодно выпускники школы выбирали ОГЭ по биологии процент обученности 100, процент качества в от 50% до 100%.
Обобщение и распространение опыта провожу через проведение открытых уроков,мастер-классов,выступления и публикации в СМИ(в т.ч. в интернете).
Открытые уроки, мастер-классы, мероприятия:
Дата | Уровень | Тип | Тема |
март 2018г. | Муниципаль-ный уровень | Открытый урок в 6 классе | «Половое размножение покрытосемянных растений». |
декабрь 2018г. | Уровень ОО | Внеурочное открытое занятие 5-9 классы | «Твое здоровье в твоих руках» |
март 2019г. | Уровень ОО | Открытый урок в 7 классе | «Класс Пресмыкающиеся» |
Ноябрь 2019 | Уровень ОО | Мастер-класс к празднику «Синичкин день» | «Изготовление кормушки» |
Май 2019г. | Уровень ОО | Открытое мероприятие 1-9 класс | «Кошки и война» |
Октябрь 2019г. | Уровень ОО | Мастер-класс «Урок исследование» | «Видоизменения побега» |
Ноябрь 2021г. | Уровень ОО | Открытое мероприятие к 310-летию М.Ломоносова 1-9 класс | «М.В.Ломоносова -первый русский университет» |
Сентябрь 2022г. | Уровень ОО | Открытый интегрированный урок биологии и химии в 9 классе | «Химический состав клетки» |
Выступления на различных уровнях:
Дата | Уровень Место и название мероприятия | Тема |
Март 2018г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО | «Работа с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время» |
Апрель 2018г. | Республиканский уровень ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» г.Саранск Сообщение в рамках республиканского урока на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» на тему: «Методики отбора и лабораторного исследования проб питьевой воды» на соответствие гигиенических нормативов. | «Значение воды для жизни человека» |
Январь 2019г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО | «Развитие познавательного интереса как фактора повышения успеваемости на уроках биологии» |
Февраль 2019 | Муниципальный уровень Мордовский Государственный природный заповедник им.П.Г.Смидовича с.Пушта Выступление на заседании круглого стола «Экопросвещение» | «Внеурочная деятельность экологической направленности в условиях сельской малокомплектной школы». |
Август 2019г. | Муниципальный уровень МБОУ «Темниковская СОШ 2» Выступление на муниципальном семинаре учителей биологии и химии | «Культурологический подход на уроках и внеурочной деятельности». |
Апрель 2020г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель» |
декабрь 2020г. | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Форма работы со слабоуспевающими учащимися по ликвидации пробелов в знаниях» |
Март 2021 | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Роль самообразования учителя в совершенствование профессионального мастерства» |
Февраль 2022 | Уровень ОО МБОУ «Кушкинская ООШ» Выступление на заседании ШМО учителей | «Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности учителем биологии» |
Литература
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
- М. Фридман, В.И. Маху и др Технология проблемного обучения.,
- А. И. Савенкова Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 2015г.,
- Заир – Бек С.И., И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- З.Н. Никитенко Организация деятельности учащихся в V-VII классах для повышения мотивации учения - Москва, 2015г
- Г.К. Селевко Современные образовательные технологии. М., 2018г
- Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 2002.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977. 240 с.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. М.: Просвещение, 1989.
- Л.М. Егоровой Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету - Москва, 2014г
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-- М.,1996.—96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий
Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...
Педагогический проект "Активизация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием блочно-модульной и информационно-коммуникационной технологий"
Проект соединяет в себе внедрение двух технологий. Особенно хорошо его использовать в старших профильных классах....
2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий
Условия возникновения опыта Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ о...
Методические рекомендации по использованию облака тегов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
В методических рекомендациях прописана пошаговая технология по созданию облаков тегов....