доклад на объединенное заседание ЦМК: "Экологические аспекты в преподавании дисциплин общепррофессионального цикла"
статья

Зорина Татьяна Федоровна

Последние 10-15 лет характеризуются ухудшением здоровья населения России. Весьма наглядно это подтверждает статистика: ежегодно число аптек в городах увеличивается на 10-15%. Особенно сильное ухудшение здоровья населения (и в первую очередь - детей) наблюдается в экологически неблагополучных регионах и городах. В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое сделано, то, в отношении экологической культуры - картина иная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологические аспекты в преподавании дисциплин общепрофессионального цикла»

Последние 10-15 лет характеризуются ухудшением здоровья населения России. Весьма наглядно это подтверждает статистика: ежегодно число аптек в городах увеличивается на 10-15%. Особенно сильное ухудшение здоровья населения (и в первую очередь - детей) наблюдается в экологически неблагополучных регионах и городах.

Вот небольшой список названий статей, посвященных этой теме: «Плохая экология – причина роста заболеваемости щитовидной железы среди детей Южного Урала», «Клинико-иммунологическая характеристика заболеваний гортани у населения, проживающего в экологически неблагополучных районах Южного Урала», «Здоровье нации зависит от экологии».

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, начала формироваться новая наука - экология и как следствие появилась экологическая культура.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации, важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, студента как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель, учитель и преподаватель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных дисциплин способствует воспитанию нравственных, экологически целостных ориентаций.

В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое сделано, то, в отношении экологической культуры - картина иная.

На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

Исключительно важно и экологическое образование человека: невежество в вопросах экологии уже сегодня имеет катастрофические последствия. Необходимо лишь соблюдение одного условия: и экологическое образование, и экологическое воспитание должны осуществляться на нравственных мировоззренческих основах, в своей совокупности составляющих экологическую культуру личности.

В образовательной сфере российской государственной политики экологическое образование выступает сегодня в качестве приоритетного направления. Сохранение природных условий, пригодных для жизни человека, требует от него целостного мировосприятия действительности, приобщения к духовным и нравственно-этическим образцам жизнедеятельности в окружающей среде.

Образовательная система должна обеспечить постепенное внедрение в практику обучения нравственных ценностей экологического сознания. При этом целостность экологического образования должна быть осознана во всех составляющих процесса обучения - субъекте познания, учебном материале, формах и методах подачи знаний и организации образовательной среды, тесно связанной с социальным и природным окружением. В соответствии с целями в рамках общего образовательного процесса можно выделить определенные этапы и уровни экологической образованности и воспитанности личности: экологическая грамотность, экологическая образованность и экологическая культура.

Экологическое образование и воспитание в последние годы приобрело интегральный характер, затрагивая все сферы политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Поэтому с полным основанием оно может быть отнесено к наиболее приоритетным направлениям совершенствования деятельности образовательных систем, фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества, основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Основной целью экологического образования на современном этапе является становление экологической культуры личности и общества  в целом как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего их выживание и развитие. Осознание того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего антропоцентрического (технократического) сознания, привело к необходимости формирования новой системы ценностей, адекватной сложившейся на современном этапе ситуации в системе «человек – окружающая среда», т.е.  экологических ценностей.

Ключевую роль в достижении этой цели играет формирование и развитие экологических ценностных установок, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих. Необходимо отметить, что общечеловеческие ценности далеко не всегда занимают приоритетное место в ценностной иерархии личности. Однако в качестве гуманистического идеала они прочно сохраняют свое доминирующее место в структуре ценностной иерархии.

Особое значение приобретают экологические ценности в профессиональной медицинской школе для студентов-медиков, чья будущая практическая деятельность непосредственно связана с охраной здоровья человека и контролем за состоянием окружающей среды. Поэтому экологизация дисциплин  естественнонаучного, гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов позволяет совершенствовать экологическую подготовку студентов-медиков, их профессиональные компетенции, что ведет к повышению эффективности формирования у них компонентов экологической культуры и экологических ценностей.

Основными дисциплинами экологической направленности в профессиональной медицинской школе являются: биология (раздел  «Экология»), гигиена и экология человека, здоровый человек и его окружение. Такую направленность имеют и другие дисциплины.

          Биоэтика (биомедицинская этика) – область, формирующаяся на стыке  медицинской этики и этики науки. Ее возникновение во многом связано с радикальными изменениями, которым подвергаются медицина и общественное здравоохранение под влиянием научно-технического прогресса, а термин «биоэтика» был введен в 1971 году американским ученым В.Р. Поттером. В настоящее время под биоэтикой понимают междисциплинарную область исследований и экспертизы. Предметом изучения биоэтики являются:

— ценностная проблематика, касающаяся взаимоотношений врача и пациента;

— этические проблемы, возникающие в биомедицинских исследованиях, экспериментировании на животных и человеке;

— этические аспекты, связанные с выделением и распределением ресурсов на здравоохранение и медицинскую помощь;

— проблемы взаимодействия человека и живой природы.

Проблемы биоэтики  многоплановы. Она охватывает такие, пока слабо связанные между собой области, как морально-этические проблемы генной инженерии и терапии, нравственные аспекты практики трансплантации органов, новые технологии деторождения (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство), эвтаназию.  Развитие биоэтики происходит под знаком осознания возрастания таких нравственных ценностей, как здоровье человека и здоровый образ жизни, усиливающегося внимания к решению этих вопросов со стороны общества.

Преподавание курсов биоэтики в медицинских  учебных заведениях побуждает научных работников и врачей с большим вниманием относится к этическим аспектам своей профессиональной деятельности. В биоэтической проблематике обнаруживается два ценностных полюса, которые можно обозначить понятиями «личность» и «живое (жизнь)», для биоэтики характерно особо ценностное отношение ко всему живому, которое А. Швейцер назвал «этикой благоволения перед жизнью».

          Одной из областей биомедицинской этики является экологическая этика. Необходимо отметить, что в нашей стране долгое время право на здоровье и экологическую защиту носило декларативный характер. Фактически отсутствовали механизмы моральной, экономической ответственности за нарушение правовых норм природопользования, экологии мест и условий обитания и др.

 Исходя из понимания роли медика в охране и сохранении здоровья человека в широком смысле, нельзя не учитывать значимость медицинской профессиональной деятельности в предупреждении чрезвычайных ситуаций опасных для здоровья,   поддержании экологически безопасной окружающей среды, профилактике и выявлении экологических правонарушений.

          Вступление России в европейское и мировое сообщество обязывает не только пересмотреть отношение к международным декларациям по медицинской этике, преподаванию этой дисциплины в медицинской школе, но и повысить ее роль и значение в практической медицине, в научных исследованиях, с помощью, создаваемых в клиниках, больницах, научных учреждениях этических комитетов.

          Основной дисциплиной, на которой студенты-медики изучают теоретические вопросы взаимодействия человека и окружающей среды, приобретают практические навыки в области экологических исследований, является гигиена и экологии человека. Основная задача данной дисциплины – не только изучение влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека, но и разработка санитарно-гигиенических мероприятий по защите окружающей среды, сохранению и укреплению здоровья  населения, проведение с этой целью профилактических мероприятий. В этой связи особую значимость приобретают связи гигиены и экологии человека и профессиональных модулей, делающие непрерывным процесс формирования и развития экологической культуры личности, а, следовательно, ее экологических ценностных установок.

Педагогические технологии формирования экологической культуры студента-медика, обучающегося в среднем профессиональном учебном заведении, предполагают творческое освоение ценностей экологической культуры в единстве с освоением профессиональных компетенций будущего специалиста. При этом могут быть использованы такие формы работы, как исследовательские и творческие проекты с экологической проблематикой, ситуационные и проблемные задания по оценке риска развития экологических заболеваний, лекции и дискуссии, затрагивающие эколого-мировоззренческие проблемы, экскурсии в природные и на антропогенные объекты, туристические походы, элективные и факультативные курсы экологической направленности, кружковая и научно-исследовательская работа, модульное и дистанционное обучение. Данные технологии предоставляют возможность студентам попробовать свои силы в реальной социально-значимой экологической деятельности, актуализировать экологические ценности, способствуют накоплению у них экологического опыта.

Особое значение экологический аспект приобретает в профессиональной подготовке будущих фельдшеров и медицинских сестёр. Экологические знания медики получают на протяжении всех лет обучения в курсах общественных и медико-биологических дисциплин. С помощью внеаудиторной работы осуществляется воспитание эмоционально-нравственной сферы личности. При этом необходимо акцентировать внимание на тесной взаимосвязи экологического и нравственного воспитания студенческой молодежи.

 Современные условия проживания в экологически неблагоприятной окружающей среде, где степень техногенного воздействия на биосферу давно превысила ее способности к самовосстановлению, требуют кардинального изменения менталитета медика. Достоверная и полная информация о степени загрязнения воздуха, воды, почвы, эффектах их влияния на организм людей, проживающих на экологически неблагополучной территории, должна быть базовой при осуществлении профессионального образования фельдшеров и медицинских сестёр. Этиологические аспекты краевой патологии, характерные для индустриальных районов страны, основные признаки и симптомокомплексы профессиональных и производственно обусловленных заболеваний необходимо включать в программу обучения медицинских работников всех специальностей.

В последние десятилетия в медицинской практике укрепились такие понятия, как экологические, экологически зависимые и экологически обусловленные болезни. Незнание общих вопросов экологии, закономерностей влияния окружающей среды на здоровье человека и отсутствие умения правильно оценивать санитарно-эпидемиологическую обстановку могут вызвать у медицинского работника определенные трудности в распознавании болезни, понимании ее патогенеза, в постановке диагноза, тактики лечения и проведении профилактических и реабилитационных мероприятий. Очень важным в этом свете является формирование у медицинского работника экологического мировоззрения.

Задачи медицины (с точки зрения экологии):

—  дать понятие студентам о наличии взаимосвязей между экологическими факторами, складывающимися в процессе антропогенеза между окружающей средой и здоровьем населения;

— изучить вопросы экологии особей, популяций и сообществ, обратить внимание студентов на существующую зависимость состояния здоровья населения и уровня заболеваемости от факторов окружающей среды конкретного региона (состояния атмосферы, почвы, водоснабжения, условий быта и труда);

— дать обоснование зависимости здоровья от факторов, характеризующих образ жизни, - занятие физкультурой, наличие вредных привычек, режим труда и отдыха, психологический микроклимат в семье и на рабочих местах, и т.д.

— познакомить с основными, возникающими при патологии в организме, изменениями на уровне клетки и околоклеточного пространства.

Выпускник ССУЗа должен иметь знания в области экологической медицины, видеть причины возникшей экозависимой болезни, и, что очень важно, владеть базой знаний по устранению возникших нарушений. Кроме того, изучение гигиены и экологии человека дает каждому медицинскому работнику навыки экологического воспитания населения, санитарно-просветительной работы и возможность профессионального грамотного участия в природоохранных мероприятиях.

В данный момент в западных странах существует категория врачей, занимающихся экологической медициной. К этим специалистам предъявляются следующие требования: это должны быть научно ориентированные терапевты, подготовленные по вопросам внутренней медицины, педиатрии, аллергологии, психиатрии и др. областей. Они должны  хорошо знать вопросы клинической биохимии, прикладной токсикологии, иммунологии и молекулярной медицины.

За годы работы в медицинском коледже мною накоплен опыт внеклассной работы по экологическому воспитанию. В разные годы проводились внеклассные мероприятия с такой тематикой:

— «Эхо беды» - о Чернобыльской катастрофе 1986г.;

— «SOS над Увильдами»;

— «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной».

С интересом студенты участвовали в конкурсе-игре «Наша планета – наше здоровье».  В 2018 году также запланировано внеклассное мероприятие с такой тематикой. Проводились конкурсы плакатов и санитарных бюллетеней «Здоровье человека и окружающая среда».

По гигиене и экологии человека, биологии студенты выполняют творческие работы с экологической тематикой. Это стенгазеты, рефераты, презентации и т.д.

Я думаю, что в каждой дисциплине есть темы, которые в большей или меньшей степени связаны с понятиями «окружающая среда», «среда жизни человека». И все наши преподаватели используют на своих уроках местный материал, связывают изучаемое с современной жизнью. То есть, можно проследить экологические аспекты в преподавании дисциплин и профессиональных модулей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы

Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но  прививает основы экологического воспитания школьника....

Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы

Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но  прививает основы экологического воспитания школьника....

Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы

Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но и   прививая основы экологического воспитания....

Презентация по теме исследования "Модульно-компетенстностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Презентация представляет видение автора на реализацию модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования...

Модульно-компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Статья моудльно-компетентностное обучение в преподавании специальных дисциплин строительного профиля...

Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла

Методика коррекции трёх составляющих коммуникативной компетенции: эмоциональной, когнитивной, поведенческой....

Статья "Экологический аспект в преподавании курса «География» в школе."

Статья. Обсуждение проблем преподавания блока "Экология" в школе на уроках географии....