Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла
статья по теме

Федяева Екатерина Сергеевна

Методика коррекции трёх составляющих коммуникативной компетенции: эмоциональной, когнитивной, поведенческой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла.

Куликова Е.С., преподаватель ГБОУ СПО ГАК с.Московское

Отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) определено, что "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" (ст. 20, разд.1).

В ГБОУ СПО ГАК с.Московское воспитательно-образовательный процесс для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется согласно Закону РФ «Об образовании», устанавливающему государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в частности, возможность получения образования независимо от места жительства, социального и имущественного положения.

В соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» эта категория детей  в возрасте до 23 лет имеет право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Под полным государственным обеспечением понимается предоставление им бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Все эти условия, предоставленные государством, дают возможность для полноценной реализации личности в процессе обучения. Однако не являются ли они же причиной отсутствия мотивации учиться?

Складывается парадоксальная ситуация: ряд законов, нацеленных на оказание помощи, на практике закрепляет иждивенчество. Например, закон, гарантирующий право на получение бесплатного второго начального профессионального образования, превратил первое обучение в бесплатную "кормушку": чем дольше учишься, тем дольше тебя поддерживает государство. Даже завершение второго срока обучения не даёт основания думать о необходимости поиска работы: права и льготы, предоставляемые выпускнику при получении статуса безработного, позволяют неплохо жить достаточно продолжительное время.

Таким образом, вместо проявления активной экономической позиции по освоению жизненного и профессионального пространства многие выпускники пытаются получить максимум того, что может дать статус "сироты" или "оставшегося без попечения родителей".

У детей, которые не могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, взросление которых проходит вне семьи, в условиях общежития, необходимо особенно кропотливо формировать реалистичный уровень притязаний. В этом направлении работают все службы профессионального образовательного учреждения: социальная, психологическая, воспитательная и образовательная, безусловно.

Предметные занятия – это ведь не только освоение программного материала, но и воспитание, формирование различного рода компетенций в развитии личности.

Так средствами гуманитарных предметов русского языка и литературы возможен процесс коррекции у детей данного типа очень низкого уровня коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетенции в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если обучающийся стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации в учебном заведении, в частности эмоциональное благополучие в коллективе. Как известно, адаптация при переходе на ступень среднего специального образования подразделяется на учебную и социально-психологическую. Обучающийся  должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению профессии), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одногруппниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия обучающегося, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетенция представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

Следует помнить  о том, что дети, лишённые  родительской опеки (родители лишены через суд), или, в прямом смысле - сироты (родители умерли) испытали на себе депривации, в первую очередь - материнскую и эмоциональную. В «Большом толковом психологическом словаре в 2-х томах (Артур Ребер, М: Вече, АСТ, 2000) читаем: «Эмоциональная депривация - любая ситуация, когда индивид лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Этот термин используется почти исключительно в отношении детей, которые растут в ситуации отсутствия любви, привязанности и контактов».

Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в закрытых (интернатных) учреждениях:

  1. неадекватность эмоций тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания;
  2. частая смена настроения;
  3. повышенная тревожность, склонность к страхам;
  4. нестабильность эмоциональных контактов;
  5. чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчеркнутого упрямства, обиды, "ревности";
  6. отсутствие эмпатии (т.е. невозможность понять переживания другого человека).

Соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить вышеназванные проблемы.

Создание поля самореализации эмоционально-волевых качеств предусматривает — включение сирот в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы), стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. Художественная литература – благодатный материал для создания такого поля. Уроки литературы – это  возможность наблюдать за людьми и их поступками, давать им оценку, «примерять» на себя, делать адекватный нравственный выбор  и подсознательно накапливать жизненные эмоционально-волевые решения. На уроках ребята вовлечены в ситуации решения любовных вопросов, проблем в отношениях «отцов и детей», думают об отношениях «маленьких людей», «лишних людей», нигилистов с обществом. Человек в трудном материальном положении, человек в социальной изоляции, человек на войне – эти и многие другие жизненные вопросы рассматриваются из урока в урок, давая почву для размышления и накопления социального опыта.

Коррекция когнитивной стороны коммуникативной компетенции имеет личностно-ориентированный характер: это введение упрощённых моделей усвоения и воспроизведения информации с постепенным их усложнением. Доступность когнитивных моделей – главная составляющая успешности в процессе обучения. Задача каждого обучающегося – научиться систематизировать информацию большого объёма с целью более эффективного её усвоения и осознанного воспроизведения. Считаю необходимым научить ребят составлять конспекты, цитатные планы, опорные схемы, таблицы. Например, построение и сопоставление графиков жизни героев литературного произведения даёт возможность выбрать главную информацию, осознать её взаимосвязь, сопоставить и дать оценку. Эти приёмы познания будут весьма эффективны в обыденной жизни, где поток информации растёт ежегодно и требует совершенных форм восприятия.

Наконец, коррекция поведенческой коммуникации – одна из самых сложных, но решаемых педагогических задач – носит длительный характер: обучение адекватной реакции в диалоговых ситуациях можно начать средствами русского языка и литературы, но главное – это практиковать подобного рода умения и навыки в отношениях «преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся». Модель «человек – общество» - постоянная единица любого художественного произведения. Наблюдение за личностным поведением в разных жизненных обстоятельствах, факторами, меняющими стереотипы поведения, оценка поступков героев – вот основные способы выбора адекватной модели поведения для себя в той или иной ситуации. Тренировке и закреплению поведенческих навыков в социуме помогают организационные формы работы, парная и групповая, а также изменение ролевой функции внутри группы.

Нельзя не согласиться с тем, что процесс социализации личности  трудоёмкий, но необходимый. И конечно, ожидаемый результат будет достигнут лишь при условии тесного сотрудничества не только коллектива образовательного учреждения, но и предыдущей и последующей ступеней становления ЧЕЛОВЕКА.

Литература.

  1. Буряковский, А.Л. Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. / А.Л. Буряковский. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.320-323.
  2. Володина, Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) / Ю.Володина. - Социальная педагогика, 2008 № 4
  3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. (Серия "Мастера психологии") / Е.П.Ильин. - С-ПБ: Питер, 2001. – 752с.
  4. Мещерякова, Н.Я. Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения / Н.Я.Мещерякова // Литература в школе. – 1989. - № 4. – с. 95.
  5. Михайлова, Е.В. Эмоционально-личностное развитие учащихся с нарушением интеллекта / Е.В.Михайлова // Ананьевские чтения-98: тезисы научно-практической конференции, С-ПБ, 1998, 194 с.
  6. Никулина, В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими приемного ребенка /В.Д.Никулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2002. - № 4. – с. 43
  7. Орсаг, Ю., Паншина, О.  Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) / Ю.Орсгар, О.Паншина. - Социальная педагогика. -  2006. -  № 4.
  8. Овчинников, А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. / А.Овчинников. - Социальная педагогика. - 2008. -  №4.
  9. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР / Т.Н.Павлий // Дефектология. 2000. № 4. с. 36
  10. Селевко, П.К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения./ П.К.Селевко.  - М. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.
  11. Столяренко, А.М. Психология и педагогика. Учеб.пособие для вузов. / А.М.Столяренко. –М.:Юнити-Дана, 2003
  12. Тутубалина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.
  13. Шашмуратова, Н. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома. / Н.Шашмуратова. - Социальная педагогика. 2007, №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке

Цель данного проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность; развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности. Продукт прое...

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Работа на тему "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках гуманитарных дисциплин"...

Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся старшей школы в процессе преподавания русского языка и литературы.

Статья содержит теоретическое обоснование необходимости совершенствования коммуникативной компетенции старшеклассников, формы и методы работы, приёмы по совершенствованию владения разными видами чтени...