Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
материал по теме
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но прививает основы экологического воспитания школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологические аспекты в преподавании русского языка и литературы.
Автор:учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ
№1714 Манохина Ольга Владимировна.
Человечество,вступив в новое тысячилетие,начинает осознавать себя как общность,ответственную за продолжение жизни на Земле.Единство с природой и поддержание её ресурсов в планетарном масштабе объединяет людей.Современный человек понимает,что природа не безгранична,мы поднимаем и бьём тревогу ,потому что в отношениях с природой человек переступил нравственный рубеж.Поэтому сегодня нам надо чаще говорить об «экологии души».
Уроки словесности стоят в ряду одних из главных предметов,которые ориентируются прежде всего на формирование(или точнее-выращивание)души.Литература и русский язык остаются стержневыми учебными дисциплинами,которые могут и должны заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира ребёнка.Поэтому главная высшая цель любого урока словесности состоит не только в вооружении ученика знаниями «на потом»,сколько в том,чтобы сейчас в процессе изучения литературного произведения ребёнок испытал то душевное порясение,которое заставило бы его иначе,чем до этого урока,относиться к себе и миру.
Произведения,написанные по законам общечеловеческой морали,содержат в себе целый комплекс важнейших установок:
идею благоговения перед жизнью вообще,ответственности за всё,что живёт,слитность человека и Вселенной,построение новой картины мира,ориентированной на человека,провозглашающей единство истины,добра,красоты,признающей общечеловеческие ценности,приоритет духовных,творческих потребностей,которые создают разнообразие в природе и культуре,как условие целостности системы «природа-человек-общество».
Экологический компонент определяет связь между практической жизнью и таким предметом школьного курса,как литература.Литература как учебный предмет обладает большими возможностями в плане воздействия на формирование отношений учащихся к природе и окружающей среде.
Не менее значимая роль в экологическом воспитании учащихся отводится и такой школьной дисциплине как русский язык.
К сожалению,в современной школе наблюдается такая ситуация,когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся.Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих ученков,в том,что большая часть лингвистической информации,получаемой на уроках,не может быть применена ими в повседневной жизни.Поэтому мы должны научить ребёнка не только знать и применять орфографические правила,но и осознавать,как через родную речь происходит познание мира,какова роль человека в происходящем.Язык непосредственно связан с объективной действительностью,со всеми сферами жизни человека,с историей народа,который и создал язык.
«В языке-,писал К.Д.Ушинский-,одухотворяется весь народ и вся его Родина,в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль,в картину и звук небо отчизны,её воздух…Усваивая родной язык,ребёнок усваивает не одни только слова,их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на педметы,множество мыслей,чувств,художественных образов,логику и философию языка».
Поэтому обучение русскому языку и литературе ,формирование экологического (в широком смысле этого слова)мировоззрения должны быть неперывно связаны с усвоением культуры русского народа.
Условно экологическое воспитание учащихся можно разделить на 3 этапа.
1 этап-воспитание у учащихся интереса к познанию природы на основе воздействия на их эмоциональные струны через сказки,легенды,предания,поэтические,художественные произведения.
2 этап-изучение литературного произведения как идейно-эстетически целого,являющегося целью и результатом его творческой деятельности.
3 этап-формирование определённого эмоционально-целостного отношения к природе как к миру,соотнесённому с человеком,его деятельностью,мыслями,переживаниями на материале изучаемых произведений.
При реализации экологического аспекта на уроках словесности могут использоваться такие формы работы,как литературно-музыкальные композиции,конкурсы стихов о родной природе,написание сочинений,беседы,диспуты.Особое место среди данных форм работы отводится исследовательской работе учащихся,а также детским творческим работам и экологическим семинарам.
Средством реализации в формировании экологической компетенции учащихся может быть изучение творческого наследия народа,освоение его векового опыта в разных областях жизни.
Особое место здесь занимает так называемая народная экология,которая содержит обширнейшие знания,накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой.
Древнерусский человек жил среди природы и находился от неё в глубокой зависимости,в течение многих веков наблюдал за природными явлениями,приспосабливался к ним.Все эти знания о природе нашли своё отражение в фольклоре,а именно-в сказках,пословицах и поговорках.Так,через сказки в удобной и лёгкой форме передавались самые разнообразные знания,в том числе и экологические:о характере и повадках зверей,о съедобных ,лекарственных и ядовитых растениях,о различных явлениях неживой природы.Конечно же,эти знания передавались в заэвуалированной,сказочной форме,что делало их привлекательными в глазах детей.
Я предлагаю использовать на уроках русского языка и литературы пословицы и поговорки,которые по праву называются жемчужинами русского народного творчества.
В 5 классе при изучении темы «Фольклор» я обращаю внимание детей на тот факт,что значительное место в фольклоре занимают произведения,посвящённые отношениям человека и природы,природным явлениям.Я сообщаю детям о том,что в дальнейшем мы будем уделять большое внимание именно произведениям с экологической тематикой «.Как вы думаете,почему,-?»спрашиваю я у детей.Отвечая на этот вопрос, дети постепенно выходят на экологические проблемы современного общества,убеждаются в их важности и начинают понимать,что и от них зависит наше будущее.
На следующих уроках,посвящённых изучению пословиц и поговорок как фольклорного жанра,даётся их определение,определяется место среди других жанров УНТ,обращается внимание на то,что пословицы и поговорки отражают практически все стороны жизни наших предков и актуальны по сей день.Затем делается акцент на пословицах и поговорках о природе.Учитель предлагает создать такую традицию:в начале каждого месяца записывать и объяснять пословицы и поговорки о природе,обсуждать смысл записанного.Приведу примеры таких пословиц:Февраль воду подпустит,март подберёт.Март сухой да мокрый-будет каша и каравай.
Следующим этапом работы стал синтаксический разбор пословицы на доске и объяснение различных орфограмм.
На заключительном этапе работы я проводила внеклассное мероприятие,посвящённое пословицам и поговоркам русского народа о природе «Кладезь народной мудрости».Здесь ребята узнали о собирателе русских пословицах и поговорках В.И.Дале,представили свой проект о В.И.Дале под названием «И собирал человек слова».Кроме этого,на данном мероприятии проводились различные конкурсы,направленные на закрепление материала по данной теме.Среди этих конкурсов были такие как :угадай пословицу,расшифруй,собери,инсценируй,проиллюстрируй,объясни.
Дети с живым интересом приняли участие в этом мероприятии.Данное мероприятие показало высокий уровень знания и понимания такого вида устного народного творчества как пословицы и поговорки.
Кроме данных видов работ я предложила детям следующие задания:создать свои собственные рассказы,сказки экологоической тематики.Сначала это сочинение-миниатюра,в котором учащиеся должны воспроизвести ситуацию,которая могла бы быть озаглавлена пословицей,затем экологическая сказка по пословице и поговорке.Это формирует экологически направленную,творческую личность,помогает раскрыть таланты детей,приобщить их к культуре нашего народа,позволяет ввести понятие «экология языка».
Своеобразный фестиваль вышеупомянутых творческих работ учащихся я провела в русской избе школьного музея декоративно-прикладного искусства.Дети смогли ещё больше почувствовать ту атмосферу,в которой жили наши предки.
После изучения темы в 5 классе «Русские народные сказки» детям было предложено следующее задание:сравнить повадки настоящих и сказочных животных.
Дети исследовали образ жизни представителей животного мира средней полосы России: лиса,волк,медведь,заяц,а также птиц:журавль,дятел,дрозд,ворона,цапля.
Например,учениками было замечено,что сказочная лиса хитрая,любит наведываться в курятник, занимает чьё-либо жилище.Реально существующая лиса тоже любит наведываться в курятник,ищет готовую нору,может занять нору барсука,сурка.Лисица-мать нередко прибегает к хитрости.Если около её жилища появляется собака или человек,она старается подальше отвести врага от того места,где находятся её детёныши.
Исследуя всех предложенных детям животных,ученики смогли сделать вывод:искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей.
Таким образом,ученики создали коллективный проект под названием «Животные в русских народных сказках:образы и прототипы.»
На русском языке я активно использую такой вид УНТ как загадки.Например,при изучении темы «Однозначные и многозначные слова» анализируются такие загадки как «Какую кашку не варят?»(клевер),название какого цветка связано со звоном?(колокольчик)В названии какого цветка прячется вкусная конфета?(ирис).
Дети на данном уроке осознают,что слова могут быть многозначными и однозначными,усваивают приём создания загадок,получают экологические знания в ненавязчивой форме.
Далее детям предлагается создание сборника экологических загадок.Каждый ребёнок по мере своих способностей не только ищет вышеупомянутую загадку,но и пытается сам придумать их,используя навыки,приобретённые на уроках русского языка и знания,полученные на уроках природоведения и биологии.
На уроках русского языка загадки можно использовать при изучении разных тем.Например,изучая Имя числительное,при помощи данного жанра УНТ можно закрепить такой раздел темы как «Разряды числительных».
В среднем и старшем звене в рамках экологического компонента на уроках словесности я активно использую интегрированные уроки. Например,при изучении в 7 классе творчества И.С.Тургенева мною были проведены 2 интегрированных урока: «И.С.Тургенев-певец русской природы»(Знакомство с главами из «Записок охотника») и «Красота спасёт мир»Стихотвореия в прозе И.С.Тургенева.На этих уроках обращалось внимание на картины русской природы,гармоничные отношения крестьян с природой,а ткже говорилось о том,как влияет природа на душевное состояние человека.
На этих уроках нам удалось сделать вывод о том,что язык и природа часто страдают от неумелого использования,что красота природы отражается языком и в языке,что это две составляющие части одного понятия-красота.
Кроме этого,была проведена работа над понятием «экология языка».
Кроме интегрированных уроков эффективным методом работы в среднем и старшем звене является проектно-исследовательская деятельность учащихся.
В данный период времени учениками 10 класса ведётся работа над проектом «Образ сирени в русской литературе».Это групповой исследовательский проект,рассчитанный на 2 года.
Работа над данным проектом позволяет учащимся по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы,совершенствовать навыки работы над анализом поэтического и прозаического текста,воспитать любовь и интерес к природе,эстетический вкус.
Содержание данного проекта следующее:
Легенда о происхождении сирени
Сирень в русских усадьбах
Роль образа ветки сирени в романе А.И.Гончарова «Обломов».
Рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
Рассказ Ю.Нагибина «Сирень».
Образ цветов в поэзии А.Блока.Сирень
Сирень-образ-символ в поэме С.Есенина «Анна Снегина»
Образ сирени в поэме И.Северянина.
Сирень в лирике Б.Пастернака
Образ сирени в современной поэзии.
Мы считаем,что в процессе выполнения наших планов формируется духовно богатая,высоконравственная личность,подлинный патриот и гражданин России,любящий свою большую и малую родину,свой народ,язык,культуру,ответственный за свои поступки,владеющий лингвистическими,экологическими знаиями,осознающий красоту,выразительность и эстетические возможности родной речи,понимающий,что природа-это первооснова красоты и величия,что любить природу-значит творить добро.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уроки словесности-стержневая дисциплина,занимаю- щаяся развитием эмоционального мира ребенка
Экология природы Экология языка Экология души
3 этапа экологического воспитания учащихся: Воспитание интереса к познанию природы посредством воздействия на эмоциональные струны учащихся через сказки,легенды,предания,поэтические,художественные произведения Изучение литературного произведения как идейно-эстетически целого,являющегося целью и результатом его творческой деятельности Формирование эмоционально-целостного отношения к природе как к миру,соотнесённому с человеком,его деятельностью,мыслями,переживаниями на материале изучаемых произведений
Формы работы,реализующие экологические аспекты на уроках словесности Литературно-музыкальные композиции Конкурсы стихов о родной природе Сочинения Беседы Диспуты Творческие работы Проектно-исследовательская деятельность Экологические семинары
Средства реализации в формировании экологической компетенции учащихся Изучение творческого наследия народа,освоение его векового опыта в разных областях жизни
Животные в русских народных сказках:образы и прототипы. Хитрая Часто применяет хитрость, Ворует кур чтобы увести врага от норы Занимает чужую нору Ворует кур Ищет готовую нору
Однозначные и многозначные слова Какую кашку не варят?
И.С.Тургенев-певец русской природы Язык и природа часто страдают от неумелого использования. Красота природы отражается языком и в языке.
Образ сирени в русской литературе Легенда о происхождении сирени Сирень в русских усадьбах Роль образа ветки сирени в романе И.А. Гончарова «Обломов» Рассказ А.И.Куприна «Куст сирени» Рассказ Ю.Нагибина «Сирень» Сирень-образ-символ в поэме С.Есенина «Анна Снегина» Образ сирени в поэзии И.Северянина Сирень в лирике Б.Пастернака Образ сирени в современной поэзии
Благодарю за внимание Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но прививает основы экологического воспитания школьника....
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но и прививая основы экологического воспитания....
Презентация "Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе"
Материал посвящен культуроведческому аспекту в обучении русскому языку....
Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.
В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...
Обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы – одна из главных задач Концепции преподавания русского языка и литературы.
Выступление на районной педагогической конференции....