Модульно-компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла
статья на тему

Статья моудльно-компетентностное обучение в преподавании специальных дисциплин строительного профиля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульно - компетентностный подход в преподавании предметов профессионального цикла

по профессиям: «Мастер отделочных работ» и «Мастер общестроительных работ»

(из опыта работы преподавателя ГОУ НПО Профессионального лицея №17 г. Иркутска Фисаченко Н.В.)

В современных условиях экономической перестройки гарантом успеха молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки, уровень профессионального мастерства. Под профессиональной подготовкой понимается как приобретение навыков производственной деятельности, так и прочные теоретические знания по предметам спец.цикла.

Задачи, которые ставит перед профессиональным образованием рыночная экономика, показали, что существует значительный разрыв между потребностями работодателя и теми знаниями и умениями, которые имеет выпускник профессионального учебного заведения системы НПО.

Возрастающие в последнее время объемы строительных работ требуют нового притока высококвалифицированных специалистов. Современное строительство нуждается в таких рабочих, которые не только хорошо овладели своей профессией, но и обладают коммуникативными компетенциями. Наша задача педагогов-спецтехнологов подготовить такого специалиста.

В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из приобретенного опыта, то есть реализовать ключевые или коммуникативные компетенции.

Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – значить уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности самого обучающегося.

Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться шпателем, не прибегая к практике, нельзя окрасить качественно потолок, не зная правила подготовки и обработки поверхностей. Современные условия развития общества все больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы становятся все более актуальными.

Наиболее адекватной выдвигаемым задачам является педагогическая технология на основе блочно-модульного обучения. Эта технология обладает гибкостью и обеспечивает личностно-ориентированный характер профессионального обучения, позволяет обучающимся овладевать профессиональной компетентностью.

Я заинтересовалась этой методикой в 1998 году с работ таких педагогов-исследователей, как В.П.Беспалько, В.А.Ермоленко, М.В.Кларин, М.А.Чошанов и др. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульное обучение представляет учащимся возможность выбора индивидуального темпа обучения по программе и саморегуляции достижений.

Модульный блок – логически завершенная и функционально приемлемая часть работы в рамках производственного задания, профессии или области деятельности с четко обозначенными границами. Для каждого модульного блока разрабатывается своя система пособий – учебных элементов. Таким образом, набор учебных элементов позволяет сформировать необходимые модульные блоки и модуль трудовых навыков в целом.

Модуль совпадает с темой учебного предмета, в нем все измеряется, все оценивается: задание, работа, стартовый и промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении заранее обусловлены последовательность изучения учебного материала, уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля используется тест.

Данная технология обеспечивает активность учащегося, как субъекта процесса саморазвития: он не просто усваивает предлагаемый материал, а через активную познавательную деятельность проектирует и контролирует траекторию развития своего личностно-профессионального потенциала.

Основная идея организации учебного процесса по данной педагогической технологии состоит в том, что учащиеся не сравниваются друг с другом, а оцениваются достижения или не достижения ими определенного результата и профессиональных навыков.

В модульном обучении каждый учащийся знает все шаги своего профессионального продвижения, но самое главное – создается безстрессовая готовность к оценочной деятельности. В рамках традиционного обучения педагог информирует, контролирует и оценивает учащихся, и желательно, чтобы это происходило на каждом уроке.

При модульном обучении оценивается конечный результат, а контроль внутри модуля, когда прорабатывается и усваивается материал, является только диагностическим, безоценочным, на уровне самоконтроля и взаимоконтроля.

Пропадает неуверенность, боязнь оценки; работая в парах и малых
группах, учащиеся овладевают организаторскими, коммуникативными
способностями. Важное значение приобретает фиксирование малейших
достижений учащихся.

Принципиально меняется деятельность педагога. Его главной задачей становится разработка модульной программы, раздаточных обучающих и оценочных материалов, а на занятиях, в процессе самостоятельной работы учащихся, он мотивирует, координирует, консультирует, контролирует, используя потенциал модульного обучения, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.

Модуль позволяет строить обучение на субъект-субъективной основе; отношения педагога и учащихся становятся более доверительными, партнерскими.

Опрос занимает всего 10% от общего времени, основное время урока используется для самостоятельной работы по изучению нового материала. Таким образом, в основе процесса обучения находится учебная деятельность обучающегося, а структура обучения выглядит

Последнее время я работаю над созданием модульных программ спец.предметов по профессиям «Мастер отделочных строительных работ» и «Мастер общестроительных работ».

Сущность модульного обучения, применяемого мною на уроках, заключается в самостоятельной работе учащихся с раздаточным обучающим материалом, который содержит программу действий, банк информации, дополнительные материалы и методические рекомендации по достижению поставленных дидактических целей.

Каждая тема предмета – отдельный учебный элемент (УЭ), представляющий собой специальное учебное пособие для индивидуальной работы (по сути самоучителя), которое выдается каждому учащемуся во время урока.

В структуре данного учебного элемента отражены:

  1. Тема учебного элемента.
  2. Знания и умения, получаемые в результате прохождения данного УЭ.
  3. Оборудование и материалы.
  1. Сопутствующие учебные элементы.
  2. Теоретические сведения, отражающие содержание УЭ.
  3. Производственные задания с подробным описанием их выполнения.
  4. Упражнения для закрепления материала.
  5. Контрольные вопросы.
  6. Тестовые вопросы для проверки усвоения знаний.

Все учебные элементы оформлены в едином стиле:

  1. Титульный лист.
  2. Первая страница, описывающая цели изучения модуля.
  3. Необходимые  теоретические  сведения  с  иллюстрациями  и пояснениями.
  4. Рассмотрены   решения   производственных   задач   и   даны задания для закрепления материала.
  5. В конце модуля приведены контрольные вопросы (тестовые задания).

Подобные учебные элементы разработаны практически по всем разделам предметов профессионального цикла по профессиям «Мастер отделочных строительных работ» и «Мастер общестроительных работ».

Например, на уроке по теме «Технология малярных работ» применяется учебный элемент «Сплошное шпатлевание поверхностей». Урок начинается с мотивации учащихся, нацеливании их на изучение данной темы. После чего предлагается самостоятельно, используя учебный элемент (УЭ), изучить приемы нанесения шпатлевки на поверхность. В данном учебном элементе дано описание технологической последовательности работы, на каждый этап действия дан рисунок и подробное описание способов работы; здесь же концентрируется внимание изучающего УЭ на важные моменты в нанесении шпатлевки под рубриками «Внимание!», «Важно!» или «Помните!». После изучения учебного элемента учащиеся должны ответить на контрольные вопросы (тесты), помещенные в конце УЭ, которые помогают учащемуся (и педагогу) проконтролировать свои знания по изученному элементу и при необходимости еще раз внимательно прочитать и изучить рассматриваемый материал.

Еще один пример:

Тема урока – «Вытягивания тяг». Каждый преподаватель знает, что эта тема для восприятия ребят очень сложная.

При объяснении данной темы на первом занятии я на слайдах показываю наш драмтеатр, где выполненные тяги зрительного зала, коридоров, буфета, музея, и зеленых залов – завораживают, и когда я им объясняю, что это когда-то выполняли наши учащиеся совместно с рабочими «промстроя» они относятся к этому с недоверием.

Затем мы вместе начинаем вслух проговаривать что такое – тяги. Выясняем,  что тяги состоят из архитектурных элементов, которые чертим в тетради и опять вслух проговариваем названия этих элементов (гуськи, каблучки, полки и полочки и т. д. ). После этого я предлагаю ребятам в тетрадях вычертить свою будущую тягу, произвольно составленную из рассмотренных архитектурных элементов.

На втором уроке учащиеся самостоятельно, используя разработанные мною учебные элементы, изучают, из каких деталей состоит шаблон для вытягивания тяг. И опять в конце урока я предлагаю им из картона изготовить шаблон для придуманной ими тяги. И так из урока в урок: развивается абстрактное мышление, развивается творческое воображение, развивается логическое мышление.

Такое системное применение учебных элементов способствует развитию навыков самообразования и особенно эффективно их применение для ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Любое обучение предполагает взаимодействие преподавателя и учащихся. Если педагог стремится передавать свои знания и опыт учащимся, а при этом они остаются пассивными, равнодушными, не может быть и речи об эффективном обучении. Психологи утверждают, что человек использует не более 15% возможностей своего мозга, остальное остается невостребованным. Но чтобы эти 15% были задействованы максимально, требуется постоянная активная мыслительная деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы творческий режим учебной работы стал для учащихся обычным, желаемым состоянием.

Не случайно девизом моей педагогической деятельности стала китайская мудрость:

Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Дай сделать мне - и я пойму.

И эта мудрость реализовывается в действительности.

Спасибо!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайды 18-28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме исследования "Модульно-компетенстностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Презентация представляет видение автора на реализацию модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования...

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла

Методика коррекции трёх составляющих коммуникативной компетенции: эмоциональной, когнитивной, поведенческой....

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...