Положение о портфолио обучающихся Каменского лицея
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Портфолио учащихся лицея - одна из форм оценивания образовательных достижений учащихся. В положении подробно описана структура и содержание портфолио ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_portfolio_uchenika.docx | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Директор МАОУ
Протокол №____ «Каменский лицей
от «__»____20__г. им. Кожевина В.Е.»
_____О.В. Сорокина
«___»_______20__г.
Приказ №_________
Положение
о портфолио обучающегося МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
- Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом МАОУ «Кменский лицей имени Кожевина В.Е.»;
- Настоящее положение определяет порядок системной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности учащихся по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио;
- «Портфель личных достижений» (далее - портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, спортивной, коммуникативной за учебный год и за весь период обучения в лицее;
- Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных образовательных и творческих достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся;
- Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий;
- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования;
- Особенности портфолио на трех ступенях обучения:
- Первая ступень обучения – начальная школа (1-4 классы) – важной задачей портфолио ученика начального общего образования является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене;
- Вторая ступень обучения (5-9 классы) – портфолио основного общего образования служит для сбора информации, об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения;
- Третья ступень обучения (10-11 классы) – портфолио среднего общего образования служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности;
- Портфолио оформляется по желанию ученика и его родителей.
- Цели и задачи портфолио
- Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учет и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика;
- Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание, стимулирование и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- формирование умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
- Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио
- Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, психологическая служба, педагоги дополнительного образования и администрация школы;
- Администрация школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; разрабатывает механизм использования портфолио при переходе с 1-й ступени обучения на 2-ю, при наборе в профильные классы и т.д.; организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе лицея и несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио; создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы лицея;
- Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми бланками, формами, рекомендациями, является консультантом и помощником; оформляет итоговые документы (карту представления ученика при переходе в 5-й класс, образовательный рейтинг при поступлении в профильный класс, итоговое резюме выпускника школы) на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несет ответственность за достоверность информации, представленном в итоговом документе; ранжирует с учеником представленные документы; осуществляет посредническую деятельность между учащимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования; осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио;
- Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные проекты; предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;
- Родители помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио;
- Учащиеся собирают документы, оформляют портфолио в соответствии с принятой в лицее структурой; все записи ведут аккуратно, самостоятельно и систематически; имеют право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
- Образовательный рейтинг ученика, поступающего в профильный класс, определяется по схеме, утвержденной педагогическим советом лицея;
- Структура и содержание Портфолио ученика
Портфолио ученика лицея включает в себя:
Титульный лист;
Мой портрет;
- Титульный лист (обложка) (Приложение 1) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:
- Ф.И.О. ученика;
- дату рождения;
- полное название ОУ и класс обучения;
- Раздел «Мой портрет» содержит сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Данный раздел включает в себя:
- личные данные учащегося;
- автобиографию обучающегося;
- личные фотографии;
- результаты психологической диагностики обучающегося;
- информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
- описание целей, поставленных учащимся на учебный год, анализ их достижений;
- ежегодный самоанализ личностных достижений;
Провести самоанализ учащемуся помогут: Анкеты «Немного о себе», «Моя родословная»; Тесты «Кто Я? Какой Я?», «К чему Я стремлюсь в жизни», «Самооценка» (Приложение 2).
- Раздел «Портфолио документов» или «Мои достижения» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются:
- все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;
- табели успеваемости;
- грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, соревнований, конференциях и т.п.;
- сертификаты и дипломы учреждений дополнительного образования;
- сертификаты о прохождении учащимися курсов по выбору учащихся, элективных курсов, о результатах тестирования;
- благодарственные письма;
Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио», делает его действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика.
- Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в школьных и внешкольных мероприятиях, научных конференциях, конкурсах, конференциях, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот раздел может включать в себя:
- таблица «Ведомость участие в школьных и внешкольных мероприятиях» (Приложение 3);
- доклады и рефераты обучающегося;
- проектные работы обучающегося;
- исследовательские работы обучающегося;
- сведения о посещении обучающимся факультативных занятий;
- описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся;
- описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии;
- статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;
- сочинения обучающегося;
- работы по искусству;
- сведения о посещении обучающимся театров, концертов, выставок, экскурсий;
- сведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
- и т.д.
Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др., а также дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки;
- Раздел «Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Портфолио отзывов может включать в себя:
- заключение о качестве выполненной работы;
- рецензии работ и отзывы;
- характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования;
- резюме с оценкой собственных достижений;
- рекомендательные письма;
- эссе обучающегося, посвященное выбору дальнейшего обучения;
- и т.д.
Эта форма портфолио возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
- Раздел «Копилка» содержит памятки, инструкции, полезную информацию и т.д. (Приложение).
- Оформление портфолио
- Портфолио оформляется в соответствии с принятой в лицее структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопители с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
Работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: классного руководителя, родителей, педагогов, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
- Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- записи вести аккуратно и самостоятельно;
- предоставлять достоверную информацию;
- каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться в течение года;
- в конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
- Подведение итогов работы
- Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложение 4. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.
Приложение 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Фамилия ________________________________________________________________
Имя ____________________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________
Класс ___________________________________________________________________
Адрес эл. почты, адрес сайта _______________________________________________
Классный руководитель ___________________________________________________
Документы и материалы
представлены за период
с ________ по ________
Каменск
Приложение 2
Анкета «Немного о себе»
Инструкция: Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.
- Фамилия ______________________________________________________________________
- Имя, отчество __________________________________________________________________
- Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает? ___________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ты сейчас в ____ классе. С какого класса обучаешься в этой школе? ____________________
_______________________________________________________________________________
- Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т.д.) _________
_______________________________________________________________________________
- Что тебе нравиться делать в свободное время? ______________________________________
______________________________________________________________________________
- Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть? ______________________
______________________________________________________________________________
- Какая музыка и какой исполнитель тебе больше всего нравиться? ______________________
_______________________________________________________________________________
- Что ты любишь читать в свободное время, на какую тему? ____________________________
_______________________________________________________________________________
- Твои увлечения (хобби)? _________________________________________________________
- Какие учебные предметы тебе нравятся? ___________________________________________
- Какие учебные предметы тебе не нравятся? _________________________________________
- Какая область знаний более всего привлекает?
- естественнонаучная: ◻ математика, ◻ физика, ◻ химия, ◻ биология, ◻ география;
- общественно-научная: ◻ история, ◻ философия, ◻ обществознание, ◻ экономика;
- гуманитарная: ◻ литература, ◻ русский язык; ◻ иностранные языки;
- Кем бы ты хотел быть? Почему? __________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Какие еще профессии тебя привлекают? ___________________________________________
______________________________________________________________________________
- Уровень образования, которое ты хотел бы получить:
◻ высшее (вуз);
◻ среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища).
Спасибо!
План написания автобиографии
Автобиография начинается со слов «Я, ФИО». Далее информация о себе излагается в свободной форме, используются распространенные предложения.
- Ф.И.О.;
- Дата. Место рождения;
- Класс обучения;
- Информация о родителях, семье;
- Дошкольное детство: увлечения, любимые игрушки, детские мечты, желания;
- Школьная жизнь: первое впечатление о школе; самое яркое событие, связанное со школой; кем я хотел быть в 7-9 лет и почему; лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления); моя первая награда; полезные выводы; человек, оказавший на меня большое влияние; переломный момент в моей жизни; взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми;
- Профильное обучение: интересы, любимые занятия; над чем мне необходимо работать: личные качества, знания и умения; любимые школьные предметы или темы; предметы, которые мне нужны для овладения профессией; мои профильные предметы; мои успехи по этим предметам.
Дата Подпись
Анкета «Моя родословная»
Инструкция: Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.
- Напиши о своих родителях (или о других очень близких тебе людях):
Мама | Папа | |
Фамилия | ||
Имя | ||
Отчество | ||
Дата рождения | ||
Профессия | ||
Какие они? |
- Кто еще живет в вашей семье? ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной? ______
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения? ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- А сейчас ответь на вопрос: «Что такое счастье семьи?»________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Тест «Кто Я? Какой Я?»
Инструкция: Попробуй заполнить каждую строчку, ответив на вопросы «Кто я?» или «Какой я?». Получится ли это у тебя?
Кто Я? | Какой (какая) Я? |
Тест «Самооценка»
Инструкция: Ниже ты видишь 7 столбцов с перечислением качеств человека.
Представь, что основание каждого столбца соответствует низшему уровню развития этого качества, а верхняя, 10-я черта – наивысшему.
Знаком (-) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.
Здоровье | Ум, интеллект | Внешность | Умение общаться | Авторитет у сверстников | Успехи в учебе | Умение делать что-либо своими руками | |||||||
Спасибо!
Тест «К чему я стремлюсь в жизни?»
Инструкция: Перед тобой список жизненных ценностей. Они все значимы для человека, но для разных людей – в разной степени. Кому-то кажется самым важным иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – быть уверенным в себе, иметь интересную работу, деньги и т.д. Прочитай внимательно список и подумай, какая из жизненных ценностей имеет для тебя первостепенное значение. Поставь цифру «1». Далее поставь цифры «2», «3», … до «21» в порядке убывания важности для тебя указанных ценностей.
Посмотри, что у тебя получилось.
Жизненные ценности | Шкала |
Хорошее образование | |
Хорошая работа и карьера | |
Счастливая семья | |
Слава | |
Деньги, богатство | |
Дружба, наличие хороших и верных друзей | |
Достижение в искусстве, музыке, спорте | |
Уважение и восхищение окружающих | |
Наука как познание нового | |
Хорошее здоровье | |
Уверенность в себе и самоуважение | |
Хорошая пища | |
Красивая одежда, ювелирные украшения | |
Власть и положение | |
Хороший дом, квартира | |
Сохранение жизни и природы на Земле | |
Счастье близких людей | |
Благополучие государства | |
Активная деятельность людей | |
Любовь | |
Свобода как независимость в поступках и действиях |
Спасибо!
Приложение 3
Ведомость участие в школьных и внешкольных мероприятиях
- Олимпиады, конкурсы:
№ | Название | Предмет | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 |
- Научно-практические конференции:
№ | Название | Предмет | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
- Спортивные достижения:
№ | Название | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
- Художественные достижения:
№ | Название | Предмет | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
- Творческие работы, рефераты, проекты:
№ | Название | Область знаний | Количество страниц | Результат | Дата | Подпись |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
- Практики: трудовая, социальная, педагогическая:
№ | Название | Содержание | Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
Приложение 4
Система оценки достижений учащихся по материалам портфолио
№ | Показатели | Измерители | Результат - балл |
1 | Учебная деятельность | 1-8 класс – средний балл годовых оценок | до 5 |
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата | до 5 | ||
10 класс – средний балл годовых оценок | до 5 | ||
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата | до 5 | ||
2 | Интеллектуальные олимпиады, конкурсы, марафоны и т.д. | Школьная: - победитель; - призер; - участник; | 3 2 1 |
Муниципальная: - победитель; - призер; - участник; | 5 4 3 | ||
Региональная: - победитель; - призер; - участник; | 7 6 5 | ||
Всероссийская: - победитель; - призер; - участник; | 9 8 7 | ||
Международная: - победитель; - призер; - участник; | 10 9 8 | ||
3 | Спортивные достижения | Школьные соревнования, спартакиады: - победитель; - призер; - участник; | 3 2 1 |
Муниципальные соревнования, спартакиады: - победитель; - призер; - участник; | 5 4 3 | ||
Региональные соревнования, спартакиады: - победитель; - призер; - участник; | 7 6 5 | ||
Всероссийские соревнования, спартакиады: - победитель; - призер; - участник; | 9 8 7 | ||
Международные соревнования, спартакиады: - победитель; - призер; - участник; | 10 9 8 | ||
4 | Художественно-творческие достижения | Школьные мероприятия: - победитель; - призер; - участник; | 3 2 1 |
Муниципальные мероприятия: - победитель; - призер; - участник; | 5 4 3 | ||
Региональные мероприятия: - победитель; - призер; - участник; | 7 6 5 | ||
Всероссийские мероприятия: - победитель; - призер; - участник; | 9 8 7 | ||
Международные мероприятия: - победитель; - призер; - участник; | 10 9 8 | ||
5 | Дополнительное образование | Участие в кружках, секциях | 2 |
6 | Школьные практики | - участие; - участвовал и стал призером; - организация и проведение мероприятия; | 1 2 3 |
Сводная итоговая ведомость
__________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения)
Класс __________
№ | Показатели | Балл |
1 | Учебная деятельность | |
2 | Интеллектуальные олимпиады, конкурсы, марафоны и т.д. | |
3 | Спортивные достижения | |
4 | Художественно-творческие достижения | |
5 | Дополнительное образование | |
6 | Школьные практики | |
ИТОГО: |
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.
_______________
(дата)
Классный руководитель ______________ /Ф.И.О./
Директор лицея ______________ /Сорокина О.В./
М.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося Покачевского профессионального училища
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся.Портфолио позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направл...
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО (индивидуальной накопительной оценке) ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «Буторлинская оош»
Портфолио - очень важный сегодня документ для каждого человека. В нашем учреждении, начиная с дошкольных групп, учаться оформлять портфолио, в дошкольных группах - родители, в школе дети продолж...
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...
Положение о портфолио обучающегося основной школы
Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...
Положение о проведение "Единого Дня Здоровья" среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова
Положение о проведении "Единого Дня Здоровья" среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова...
Положение чемпионата по гандболу среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова
Положении чемпионата по гандболу среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова...
Положение о портфолио обучающегося
Портфолио - индивидуальная накопительная оценка обучающегося, которая вводится с целью фиксирования индивидуальных достижений обучающихся....