рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения
рабочая программа
рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnogo_povedeniya_3_klass_lyzhnikov.docx | 63.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Михайловская школа-интернат»
______И. В. Николаева
___________________
Рабочая программа по курсу «Формирование коммуникативного поведения»
(вариант 1) 8.3 РАС в 4 классе
Рассмотрено на МО:
Руководитель МО:
______(Захарова Г. А.)
__________________
Составитель:
учитель-логопед
Захарова Л. М.
2020
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка
- обоснование актуальности и основная идея программы, место программы в образовательном процессе
- нормативные документы, лежащие в основе программы
- цель и задачи предмета
- планируемые результаты обучения
- сведения об обучающихся
- условия реализации программы
- Календарно-тематическое планирование
3.Содержание программы
4.Циклограмма проведения занятий
5.Сведения об авторе
6.Список литературы для обучающихся и учителя
- Пояснительная записка
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Предмет «Формирование коммуникативного поведения» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Открывает возможности для формирования простейших логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Формирование коммуникативного поведения» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 3 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8.3. обучающихся с РАС.
Нормативные документы, лежащие в основе курса:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
3. Устав ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат»
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10. 07. 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
7.Учебный план ГБОУ СО«Михайловская школа-интернат» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3);
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму на доступном уровне.
изучение в 3 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного предмета (достаточный уровень)
- готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
- способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
- уметь произносить осознанно слоги, слова;
- уметь различать интонацию;
- уметь вступать в контакт;
- понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
Личностные результаты освоения учебного предмета (минимальный уровень)
- готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
- способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
- уметь различать интонацию;
- уметь вступать в контакт;
Предметные результаты (достаточный уровень).
- Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико - грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2)Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3)Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности
-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
-Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения.
-Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
-Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
-Общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4)Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
-Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5)Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
-Узнавание и различение образов графем (букв).
-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
-Начальные навыки чтения и письма.
Предметные результаты (минимальный уровень).
- Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы.
2)Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
-Понимание обращенной речи.
-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами.
3)Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Мотивы коммуникации: общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности
-Умение вступать в контакт, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
-Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения.
-Использование предметов, жестов, для выражения индивидуальных потребностей.
4)Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
-Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5)Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
-Узнавание и различение образов графем (букв).
-Начальные навыки чтения и письма.
Базовые учебные действия.
Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Сведения об обучающемся.
Лыжников Ярослав обучается по АОП в 3 классе ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат».
Социально-бытовые условия удовлетворительные, отношения в семье доброжелательные, отношения к ребёнку хорошие.
Физически Ярослав развит. Рост выше нормы своего возраста. Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя и фамилию. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Самостоятельно не раскрашивает готовые рисунки. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).
На занятиях недостаточно активен, теряет интерес к уроку через 15-20 минут. Мышление наглядно-действенное. Не запоминает последовательность действий в игре, не устанавливает причинно – следственные связи на картинках – нелепицах, не сравнивает предметы; не классифицирует, не объединяет в группы: овощи, фрукты и другие предметы. Любит слушать музыку. Себя обслуживает: сам одевается, обувается, ест самостоятельно.
Самостоятельно в кабинет прийти может, но предпочитает поддержку взрослого (страх высоты), садится за парту сам. Самостоятельно подготовиться к уроку не может, даже с опорой на визуальную схему, требуется частичная физическая помощь. На визуальное расписание не ориентируется. Выдерживает за партой 30-35 минут, при утомлении может начать раскачивать парту, издавать горловые звуки. На визуальные подсказки и правила не ориентируется. Может отрывать с парты прикрепленные материалы, визуальные стимулы и т.д. При утомлении или сенсорной перегрузке раскачивает парту. Стучит о стену, издает горловые звуки, ложится на пол.
Самостоятельный контроль деятельности недоступен даже при выполнении простого знакомого задания: не доделывает до конца, отрывает/портит уже сделанную работу, закрашивает полностью весь лист и т.д. Может портить материал: отрывает куски паззлов, ломает карандаши, мнет карточки и т.д. Плохо понимает новую устную инструкцию, требуется визуальная поддержка. Работать по образцу не умеет. Вызывает затруднение понимание любой устной инструкции, даже на бытовом уровне.
Вербальное поведение не сформировано, не использует ни речь, ни жесты, ни карточки. При необходимости получить тот или иной пред- мет ходит по классу, ищет. Может начать плакать. Не привлекает взрос- лого для получения желаемого. Указательный жест не сформирован.
В свободной деятельности автономен. К детям подходит, смотрит, что они делают, спокойно переносит физический контакт. Агрессии даже в ответ не проявляет. Все вербальные просьбы выученные. Бытовые жесты понимает, самостоятельно не использует. На тактильный контакт реакция положительная, сам является инициатором физического контакта со взрослым. Явных предпочтений среди детей не отмечено. На перемене стучит в стену, сидит за партой, лежит на парте или на полу.
Знания по основным предметам значительно ниже программных требований. Основные трудности связаны с отсутствием вербального поведения и трудностями продуктивного взаимодействия. Скорость накопления навыков низкая. Трудности формирования продуктивного ответа. Учебные навыки
Математика. Цвета и формы не показывает, карточку из 2 не выбирает. Цифры не знает. Число с количеством не соотносит.
Чтение. Буквы не знает. Глобально слова с картинкой не соотносит.
Показать/выбрать картинку из двух не может.
Графическая деятельность. Трехпальцевый хват нестойкий. Умеет обводить по трафарету, линии нечеткие. Может соединять точки. Умеет раскрашивать. Контур предмета не видит.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Показать/выбрать предмет из 2 не может. Речь не использует. Может повторить слоги и короткие слова. В заученных ситуациях изредка использует слова :«пока», «привет».
Практические навыки. Умеет резать по линии. Умеет приклеивать части аппликации, соотнося их с контуром или меткой. Умеет лепить шарик и колбаску из пластилина после моделирования действия. При выполнении практических заданий может есть клей, пластилин, грызть карандаши. Может испортить результат работы.
Навыки самообслуживания. Навыки самообслуживания сформированы не в полном объеме. В туалет не просится. Переодевается на физкультуру с жестовой подсказкой. Ест неаккуратно, может начать есть руками.
Рекомендации:
- Обучение в сопровождении тьютора.
- Групповые, индивидуальные занятия с педагогом-психологом с целью развития коммуникативных навыков.
- Индивидуальные занятия с учителем-логопедом с целью формирования альтернативной системы коммуникации.
Условия реализации программы.
№ | Название раздела | Дидактический материал | Местонахождение |
1. | Тактильно-двигательное восприятие | Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» | Шкаф №1 Папка № 1, №2,№3 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
2. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | Развивающая игра «Автобус для зверят» Развивающая игра «Большой, средний, маленький» Развивающая игра «Где живет огурчик?» Развивающая игра «Глаголы в картинках» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Математика» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Мышление» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Предметы» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Чтение» Развивающая игра «Деньки недельки» Развивающая игра «Деревенский дворик» Развивающая игра «Детям о времени» Развивающая игра «Животные жарких стран» Развивающая игра «Животные и птицы» Развивающая игра «Знаю все профессии» Развивающая игра «Зоопарк настроений» Развивающая игра «Истории в картинках» Развивающая игра «Логические цепочки» Развивающая игра «Найди различия» Развивающая игра «Четвертый лишний-1» Развивающая игра «Четвертый лишний-2» Развивающая игра «Направо- налево» Развивающая игра «Наши чувства и эмоции» Развивающая игра «Парные коврики»/4-7 лет Развивающая игра «Подбери по смыслу» Развивающая игра «Противоположности» Развивающая игра «Развиваем внимание» Развивающая игра « Развиваем память» Развивающая игра «Разгадай головоломку» Развивающая игра «Ребусы» Развивающая игра «Умный паровозик. Цвет и форма» Развивающая игра «Хорошо или плохо» Развивающая игра «Цвет, форма, размер» Развивающая игра «Что не так?» Развивающая игра «Что перепутал художник?» Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» | Шкаф№2 Папка№1,№2,№3 Папка №10,№11 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
3. | Развитие зрительного восприятия | Развивающая игра «Волшебные коробочки» Развивающая игра «Веселые клеточки» Лэпбук «Эмоции» Лэпбук «Осень» Лэпбук «Часть и целое» Лэпбук «Разрезные каотинки (транспорт)» Лэпбук «Играйка-развивайка» Дэпбук «Игротека» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 Папка№6 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
4. | Развитие слухового восприятия | Аудио/CD-диск. Музыка для релаксации и медитации. Все выпуски. | Шкаф№3 Папка №1,№2,№3 |
5. | Восприятие пространства | Развивающая игра «Внимание! Дорога!» Развивающая игра «Вокруг да около» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 Папка№7, №13 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
6. | Восприятие времени | Развивающая игра «Времена года» Развивающая игра «Деньки недельки» Развивающая игра «Детям о времени» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
7. | Развитие моторики, графомоторных навыков | Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» Игра «Цветные палочки Кюизенера» Учебное игровое пособие «Математический планшет» Альбом «Лото на математическом планшете» | Шкаф№1, №2 Папка №1,,№2,№3 Папка №4,№8 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
8. | Кинестетическое и кинетическое развитие | Развивающая игра «Головоломка. Город мастеров» Развивающая игра «Игры Воскобовича. Чудо- крестики» Развивающая игра «Развивающая головоломка. Ежик» Развивающая игра «Сложи кавадрат» Развивающая игра «Тетрис» Развивающая игра «Шнуровка. Грибок» Развивающая игра « Шнуровка. Зайка» Развивающая игра «Волшебная дощечка» Развивающая игра «Математический планшет. Большой геометрик» | Шкаф№1,№2 Папка №1,№2,№3 Папка, №5,№9,№13 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
Материально-техническое оснащение учебного предмета включает:
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
2. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов | Дата |
Коммуникация | |||
Коммуникация с использованием вербальных средств: Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника | 1 | ||
Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) | 1 | ||
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением) | 1 | ||
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) | 2 | ||
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) | 1 | ||
Выражение благодарности звуком (словом, предложением) Ответы на вопросы словом (предложением) | 1 | ||
Поддержание зрительного контакта с собеседником | 1 | ||
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) | 2 | ||
Коммуникация с использованием невербальных средств: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос | 1 | ||
Выражение мимикой согласия (несогласия) | 2 | ||
Выражение жестом согласия (несогласия) | 1 | ||
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия) | 2 | ||
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание) | 2 | ||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы | 2 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 2 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 2 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо плохо, весело, грустно и др.) | 4 | ||
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 2 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,под,из, из-за, и др.) | 4 | ||
Называние (употребление) простых предложений | 2 | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | |||
Импрессивная речь: Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя | 2 | ||
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов | 2 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | ||
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | ||
1 | |||
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 1 | ||
Понимание слов обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | 1 | ||
Понимание простых предложений | 1 | ||
Понимание содержания текста | 1 | ||
Экспрессивная речь: | |||
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов | 1 | ||
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) | 1 | ||
Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | 1 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||
Называние (употребление) обобщающих понятий(посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи) | 2 | ||
Называние (употребление) обобщающих понятий фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 1 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | ||
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 1 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | 1 | ||
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | 1 | ||
Называние (употребление) простых предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста | 1 | ||
. Чтение и письмо | |||
Глобальное чтение Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
| 1 | ||
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | 1 | ||
Предпосылки к осмысленному чтению и письму | |||
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов) | 1 | ||
Начальные навыки чтения и письма | |||
Узнавание звука в слоге (слове) | 1 | ||
Соотнесение звука с буквой | 1 | ||
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове) | 1 | ||
Называние буквы. Чтение слога (слова) | 1 | ||
Написание буквы (слога, слова, предложения) | 1 |
- Содержание программы по курсу: «Формирование коммуникативного поведения» в 3 классе
№ по учеб. темат. плану | № п/п | Тема | Содержание | Лингвистическая база речи | психологическая база речи | количество уроков | |
лексика | грамматика | ||||||
Коммуникация | Активизировать речь обучающегося, заинтересовать его, создать мотивацию для речевой деятельности. Применение игр в работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, направлены не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие коммуникативных БУД. В речевой практике дети осваивают язык как средство общения. Для развития письменной речи подходит работа с кроссвордами, ребусами, загадками, скороговорками. | Развивать умения: вести диалог по ходу учебной работы; рассказывать о последовательности выполненной работы; подводить итоги. | Совершенствование умений: отвечать на вопросы; применять инструкцию; употреблять терминологию планирование работы; осуществление самоконтроля; организация своей деятельности по времени.. | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общем содержательном разговоре, беседе, соблюдая правила речевого поведения (вежливо вести спор); задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, устанавливать доверительные отношения с партнером. | |||
. Чтение и письмо | Использовать графическую запись слов и предложений. Придумывать слова с заданным количеством слов. Описывать окружающие предметы 2-3 предложениями | Придумывать словосочетания по сюжетным картинкам, записывать | Развивать умения: вести диалог по ходу учебной работы; рассказывать о последовательности выполненной работы; подводить итоги | вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общем содержательном разговоре, беседе, соблюдая правила речевого поведения (вежливо вести спор); задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, устанавливать доверительные отношения с партнером. |
4.Циклограмма проведения занятий
День недели | Класс | Время |
понедельник | 4 | |
четверг | 4 |
5.Сведения об авторе
Ф.И.О. | Савченко Татьяна Викторовна | ||
Дата рождения | 02.12.1977 | ||
Образование | Высшее | ||
Что окончил, когда, специальность | Комсомольский- на- Амуре государственный педагогический университет по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии, логопед. Дата окончания: 24.06.2000 | ||
Занимаемая должность | Учитель-логопед | ||
Стаж работы | Общий 22 года | Педагогический – 22 года | В данном учреждении – 9 лет |
Квалификационная категория | |||
Срок действия категории | |||
Методическая тема работы | «Развитие личностных качеств умственно отсталых обучающихся через активные формы педагогической деятельности» | ||
Курсы повышения квалификации за последние 3 года | С 25.02.2019-06.03.2019 прошла обучение в Федеральном государственном бюджетном образовавтельном учреждении высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» По программе повышения квалификации: «Организация комплексного сопровождения обучающихся в рамках освоения АООП НОО РАС (3,4 вариант) в объеме 72 часа |
6.Список литературы для обучающихся и учителя
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе / – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 320 с.
2. Алябьева, Е. А. Итоговые дни по лексическим темам : Планирование и конспекты: Кн. 1. / – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 224 с. – (Программа развития). – Ч.1. с. 224
3. Ванюхина, Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга первая. Издание третье, переработанное, дополненное. / Екатеринбург «Сократ», 2000. – 104 с.
4. Ванюхина, Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга вторая. Издание третье, переработанное, дополненное. / Екатеринбург «Сократ», 2000. – 88 с.
5. Ванюхина, Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга третья. Издание третье, переработанное, дополненное. / Екатеринбург «Сократ», 2001. – 88 с.
6. Ванюхина, Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга четвертая. Издание третье, переработанное, дополненное. / Екатеринбург «Сократ», 2001. – 104 с.
7. Волина, В. В. Учимся играя. / – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
8.Волкова, Л С. Логопедия: Учеб.для студентов дефектол. фак. пед. инст. / - 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М. : Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия: Учеб.для студентов дефектол. фак. пед. инст. / - 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга II. / М. : Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
10. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя. / Москва «Школа-Пресс», 1994. - 416с.
11. Дьячкова, А. И. Вопросы обучения и изучения аномальных детей (Психолого-педагогические и методические исследования). / – М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 112 с.
12. Ефименкова Л. Н.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. /– М. : Просвещение, 1991.
13. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. /– М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
14. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Изд. Академии Педагогических наук РСФСР/ Москва 1950. – 84 с.
15. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития письма. /– СПб. : Дельта, 1998. – 208 с. Специальное образование: Научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т; ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2009. - №1-108 с.
16.Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебн. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
17. Репина, З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией: Учебное пособие к спецкурсу / Свердловский педагогический институт. – Свердловск, 1988. – 79 с.
18. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З.А. Репина – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 140 с.
19. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника. / - М. : Просвещение. 1970. – 200 с.
20. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие /– М. :Владос, 1995. – 256 с.
21. Успенская, М.Б. Успенский Учитесь правильно говорить. /– М. : «Просвещение», 1963.- с. 224.
22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения /М., «Просвещение» 1989. - с. 233
23. Ярош, Е. А. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. / – Екатеринбург : Форум-книга, 2008. – 400 с.
24. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Книга для учителя-логопеда. 2-е изд. дополн.- М.: Просвещение, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...
рабочая программа по формированию коммуникативного поведения
рабочая программа F 84...
Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных науч...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения"
Рабочая программа для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ, вариант 8,3...
АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» и "МУЗЫКЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ" для обучающихся с РАС АООП НОО (Вариант 8.3)
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотно...
Программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения»
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуник...
Рабочая программа по формированию коммуникативной компетентности у подростков на уроках французского языка
Рабочая программа по формированию коммуникативной компетентности у подростков на уроках французского языка...