рабочая программа эмоционально-коммуникативное развитие РАС
рабочая программа

Савченко Татьяна Викторовна

  рабочая программа эмоционально-коммуникативное развитие РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalno-kommunikativnoe_razvitie.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной

Свердловской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Михайловская  школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные  программы»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СО

«Михайловская школа-интернат»

______И. В. Николаева

___________________

Рабочая программа по курсу «Эмоционально-коммуникативно-речевое развитие»

обучающегося 7 класс

(АООП Вариант 2 для РАС)

Рассмотрено на МО:

Руководитель МО:

______(Захарова Л.М.)

__________________

Составитель:

учитель-логопед

Савченко Т.В.

                                                                     2020

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка к рабочей программе:

  • Обоснование актуальности и основная идея предмета, место программы в образовательном процессе;
  • Программа формирования базовых учебных действий.
  • Нормативные документы, лежащие в основе предмета;
  • Цель и задачи предмета;
  • Содержание основного минимума знаний, умений, навыков обучающихся;
  • Сведения об обучающихся;
  • Условия реализации программы;

2. Календарно-тематическое планирование;

3. Содержание предмета;

4. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся;

5. Диагностический инструментарий;

6. Циклограмма проведения уроков;

7. Сведения об авторе;

8. Список литературы для учителя

9. Приложение

  1. Пояснительная записка

Содержание данной программы разработано на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся  с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)  

  У ребенка с расстройством аутистического спектра (далее РАС)  не  владеющего  вербальной  речью,  затруднено  общение  с окружающими,  что  в  целом  нарушает  и  искажает  его  психическое  и интеллектуальное  развитие.  В этой  связи,  обучение  ребенка  речи  с использованием  альтернативных  (дополнительных)  средств  коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.  

      Коррекционный курс "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие школьников с РАС" направлен на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

         Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями выбора предпочтительного способа коммуникации могут служить индивидуальные когнитивные и моторные навыки ребенка, способность к чтению и письму, уровень развития речи, коммуникационные потребности. В этой связи возможно применение различных вариантов коммуникативного поведения: вербальная коммуникация (использование устной и письменной речи, графических изображений, знаковых систем, таблиц букв, карточек с напечатанными словами,  наборов  букв,  коммуникативных  таблиц  и  коммуникативных тетрадей.), невербальная коммуникация (жесты, мимика, язык тела), кроме того, средства альтернативной коммуникации (система PECS, коммуникаторы).

         Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.

         Коммуникативно-речевое развитие является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.

         Коммуникативно - речевое развитие детей с РАС, в рамках коррекционного курса, подразумевает:

- овладение ребенком средствами коммуникации в процессе углубления и расширения знаний об окружающем мире;

- развитие связной речи путем практической деятельности на коррекционно-развивающих занятиях;

- формирование мотивации, развитие потребности детей с РАС в общении.

         Использование вспомогательных и альтернативных систем коммуникации является одним из важных методов в работе с детьми с РАС. При использовании данной системы, ребенок, испытывающий тяжелые трудности коммуницирования, невербальный ребенок имеет возможность наконец-то высказаться, почувствовать себя понятым, что стабилизирует его эмоциональное состояние и снижает уровень тревожности.

         Альтернативные и вспомогательные системы коммуникации включают в себя язык жестов, коммуникативные книги или планшеты с карточками или символами.

         Альтернативные формы коммуникации могут использоваться временно для замещения речи или как вспомогательное средство для эффективного овладения речью ребенком с РАС. Кроме того, возможно постоянное использование альтернативных средств коммуникации в более тяжелых случаях развития (для неговорящих детей).

         Коррекционный курс направлен не только на коммуникативно – речевое, но и на эмоциональное развитие детей с РАС. Две эти сферы личности тесно взаимосвязаны и от них напрямую зависит развитие личности ребенка в целом. Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.

          Коррекция способов эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром должна основываться сначала на доступном для ребенка с РАС уровне взаимодействия. Эмоциональное развитие происходит также по мере коммуникативно-речевого развития. Данные линии развития тесно связаны в обоих направлениях. На высшем из доступных уровней эмоциональной организации происходит формирование аффективной картины мира и способов реагирования на его воздействия.

          Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к уменьшению аутистических проявлений. Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки, ролевых отношений.

           Коррекционный курс способствует социализации и интеграции ребенка с РАС в общество.

            Таким образом, коррекционный курс направлен на:

- преодоление коммуникативных барьеров детей с различным уровнем владения средствами коммуникации;

- коррекцию эмоционального развития школьников с РАС;

- формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими;

- формирование возможных форм визуального и тактильного контакта;

- формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения;

- формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

В основу рабочей программы   положены следующие принципы:

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающегося; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающегося нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающегося на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; 

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимся всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

Предметные и личностные результаты коррекционной работы

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса:

  • использование взгляда как средство коммуникации;
  • использование мимики как средство коммуникации;    
  • использование жеста как средство коммуникации;
  • использование звука как средство коммуникации;
  • использование предмета как средство коммуникации;
  • использование графических изображений/символов как средство коммуникации;
  • использование таблицы букв как средство коммуникации;
  • использование карточек с напечатанными словами как средство коммуникации;
  • использование набора букв как средство коммуникации;
  • использование компьютера как средство коммуникации.

Ожидаемые личностные результаты:

  • осознание своего «Я»;
  • адекватное принятие окружающего и социального мира;
  • овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
  • сотрудничество со взрослыми;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • умение сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.

     Программа рассчитана наобучающегося 6 класса с расстройствами аутистического спектра обучающегося по варианту 8.4. и предполагает работу по следующим направлениям:  

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа.

Направление коррекционно-развивающей работы включает:

1.Коммуникация с использованием невербальных средств:

          Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.  

Выражение  мимикой  согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия);  приветствие (прощание)  с  использованием  мимики.

 Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),  благодарности,  своих  желаний;  приветствие (прощание),  обращение  за помощью,  ответы  на  вопросы  с  использованием  жеста.  

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),  благодарности  звучащим  предметом;  обращение  за  помощью,  ответы  на вопросы,   предполагающие  согласие (несогласие)  с  использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного  символа.  

Выражение  согласия (несогласия),  удовольствии (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),  обращение  за  помощью,  ответы  на  вопросы,  задавание  вопросов  с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,  черно-белая  картинка,  пиктограмма).  

Выражение  согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,  приветствие (прощание),  обращение  за  помощью,  ответы  на  вопросы,  задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

Выражение  своих  желаний,  согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью,  ответы  на  вопросы,  задавание  вопросов,  рассказывание  с использованием компьютера (планшетного компьютера).

2.Развитие речи средствами невербальной коммуникации:

2.1.Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование  на  собственное  имя.  Узнавание (различение)  имён  членов  семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,  школьные  принадлежности,  продукты,  транспорт,  птицы  и  др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые  приборы,  школьные  принадлежности,  продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).  

Понимание  слов,  обозначающих  признак  предмета (цвет,  величина,  форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,  тихо,  быстро,  медленно,  хорошо,  плохо,  весело,  грустно  и  др.).

 Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).  Понимание  слов,  обозначающих  число,  количество  предметов (пять, второй  и  др.).  Понимание  слов,  обозначающих  взаимосвязь  слов  в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Понимание простых предложений.  Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

2.2.Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение  собственного  имени  посредством  напечатанного  слова (электронного устройства).

Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,  педагогов  класса)  посредством  напечатанного  слова (электронного устройства).

 Использование  графического  изображения (электронного устройства)   для  обозначения  предметов  и  объектов (посуда,  мебель,  игрушки,  одежда,  обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые  приборы,  школьные  принадлежности,  продукты,  транспорт,  птицы  и  др.).

Использование  графического  изображения (электронного  устройства)   для обозначения  действия  предмета (пить,  есть,  сидеть,  стоять,  бегать,  спать,  рисовать,  играть,  гулять  и  др.).  Использование  графического  изображения (электронного  устройства)  для  обозначения  признака  предмета (цвет,  величина,  форма  и  др.).

Использование  графического  изображения (электронного устройства)   для обозначения обобщающих понятий (посуда,  мебель,  игрушки,  одежда,  обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование  графического  изображения (электронного  устройства)  для  обозначения  признака  действия,  состояния (громко,  тихо,  быстро,  медленно,  хорошо,  плохо,  весело,  грустно  и  др.).

Использование напечатанного  слова (электронного  устройства,)  для  обозначения  слова,  указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Использование электронного  устройства  для  обозначения  числа  и  количества  предметов (пять, второй и др.).

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

Ответы на вопросы по содержанию  текста  с  использованием  графического  изображения (электронного  устройства).  

Составление  рассказа  по  последовательно продемонстрированным  действиям  с  использованием  графического изображения (электронного  устройства).  

Составление  рассказа  по  одной сюжетной  картинке  с  использованием  графического  изображения (электронного  устройства).

 Составление  рассказа  по  серии  сюжетных картинок  с  использованием  графического  изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

3. Чтение и письмо.

Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных  слов,  обозначающих  имена  людей,  названия  предметов,  действий.  

Использование  карточек  с  напечатанными словами как средства коммуникации.

   Коррекционный курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)» предполагает планомерное введение обучающегося в социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах и с учетом индивидуальных особенностей развития. Обязательной является организация специальной среды для реализации особых образовательных потребностей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)»  относится к коррекционным занятиям и является частью формируемой участниками образовательных отношений. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 40 минут. Для обучающихся 6 класса – 34 учебных недели.

По коррекционному курсу с обучающимися проводятся групповые или индивидуальные занятия в зависимости от тяжести структуры ребёнка с РАС.

   В календарно-тематическом плане определена последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Данный предмет реализуется в тесной связи с предметами «Речь и альтернативная  коммуникация», а также с коррекционно-развивающими занятиями с педагогом-психологом, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

    Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося.

Адаптированная образовательная программа по коррекционному курсу «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Нормативные документы, лежащие в основе курса:

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»

3. Устав ГБОУ СО «Михайловская  школа-интернат»

4.  Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10. 07. 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

7.Учебный план ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4);

8. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

Сведения об обучающихся

Деление обучающихся на группы осуществляется  учителем по степени оказания помощи.

класс

1 группа

2 группа

3 группа

Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом, все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики первой группы, но без помощи взрослого сделать элементарные выводы не в состоянии

Обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи- словесно- логической, наглядной и предметно- практической

7

Бучельников Кирилл

Цели и задачи программы

Цель коррекционного курса для детей, обучающихся с РАС, вариант 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.

Задачи:

- выбор доступного обучающемуся средства  невербальной  коммуникации;

- овладение выбранным  средством  коммуникации;

- использование  выбранного средства коммуникации для  решения соответствующих возрасту житейских задач.

Формы организации образовательной деятельности

   По коррекционному курсу с обучающимися проводятся групповые или индивидуальные занятия в зависимости от тяжести структуры ребёнка с РАС.

   В календарно-тематическом плане определена последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Данный предмет реализуется в тесной связи с предметами «Речь и альтернативная  коммуникация», а также с коррекционно-развивающими занятиями с педагогом-психологом, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

    Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося.

Предметные и личностные результаты коррекционной работы

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса:

  • использование взгляда как средство коммуникации;
  • использование мимики как средство коммуникации;    
  • использование жеста как средство коммуникации;
  • использование звука как средство коммуникации;
  • использование предмета как средство коммуникации;
  • использование графических изображений/символов как средство коммуникации;
  • использование таблицы букв как средство коммуникации;
  • использование карточек с напечатанными словами как средство коммуникации;
  • использование набора букв как средство коммуникации;
  • использование компьютера как средство коммуникации.

Ожидаемые личностные результаты:

  • осознание своего «Я»;
  • адекватное принятие окружающего и социального мира;
  • овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
  • сотрудничество со взрослыми;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • умение сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.

Условия реализации программы

Освоение практики общения  предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы (игрушки: шарик, мячик, кукла, звонок, колокольчик, резиновые звуковые игрушки, игрушки большого размера; игрушечные и натуральные предметы: посуда, мебель, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты);
  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы,  таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
  • электронные средства (электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства  и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.

        Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.  

     Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.

Наименование  

Количество

1

Развитие речи (п/б)*

1

2

Развитие речи (п/б)

1

3

Речецветик (п/б)

1

4

Речецветик (п/б)

1

5

Речецветик (п/б)

2

6

Речецветик (п/б)

1

7

Чтение часть 1 (п/б)

1

8

Чтение часть 2 (п/б)

1

9

Букварь  (п/б)

3

10

Деревья наших лесов (п/б)

1

11

Логические цепочки (п/б)

1

12

Чтение (4-7 лет) (п/б)

1

13

Найди различия (п/б)

1

14

Делим слова на слоги (п/б)

1

15

Найди четвертый лишний (п/б)

1

16

Транспорт (наземный, воздушный, водный) (п/б)

1

17

Слоги, слова, фигуры (п/б)

1

18

Найди половинки (п/б)

1

19

Мозаика  (п/б)

1

20

Домашние животные (п/б)

1

21

Автоматизация звуков ч-щ (п/б)

1

22

Звуки речи (п/б)

1

23

Автоматизация звука (Ж) (п/б)

1

24

Автоматизация звука (ш) (п/б)

1

25

Автоматизация звука (л) (п/б)

1

26

Автоматизация звука (ц) (п/б)

1

27

Автоматизация звука (р) (п/б)

1

28

Автоматизация звука (ль) (п/б)

1

29

Предметы вокруг нас (п/б)

1

30

Рабочая тетрадь к букварю (п/б)

1

31

Дидактический материал «Русский язык» (п/б)

1

32

Шнуровка (п/б)

4

33

Кубики Зайцева (п/б)

1 комплект

34

Дидактический материал (п/б)

1

35

Музыкальная игрушка (погремушка)

1

36

Музыкальная игрушка (бубен)

1

37

Музыкальная игрушка (металлофон)

1

38

Музыкальная игрушка (барабан)

1

39

Конструктор  «Лего»

1

40

Мозаика (мелкие детали)

1

41

Мозаика ( крупные детали)

1

  1. Календарно – тематическое планирование для 6 класса

Название раздела

Количество часов

Дата

1.

Диагностика, мониторинг

Коммуникация с использованием вербальных средств.              

1.

Отработка упражнений, направленных на указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.  Отработка упражнений, направленных на выражение  мимикой  согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия).

2.

Отработка упражнений, направленных на выражение  приветствия (прощания)  с  использованием  мимики Отработка упражнений, направленных на выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

3.

Отработка упражнений, направленных на выражение жестом благодарности,  своих  желаний. Отработка упражнений, направленных на выражение приветствия (прощания),  обращение  за помощью,  ответы  на  вопросы  с  использованием  жеста.  

4.

Отработка упражнений, направленных на привлечение внимания звучащим предметом, выражение удовольствия (неудовольствия).

5.

Отработка упражнений, направленных на выражение благодарности, обращение  за  помощью,  ответы  на вопросы,   предполагающие  согласие (несогласие)  с  использованием звучащего предмета,ответы на вопросы с предъявлением предметного  символа

6.

Отработка упражнений, направленных на выражение  согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,  черно-белая  картинка,  пиктограмма).  

7.

Отработка упражнений, направленных на выражение  согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний с  использованием карточек с напечатанными словами

8.

Отработка упражнений, направленных на приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами

9.

. Отработка упражнений, направленных на выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний  с  использованием таблицы букв.

10.

Отработка упражнений, направленных на выражение  своих  желаний,  согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью,  ответы  на  вопросы,  задавание  вопросов,  рассказывание  с использованием компьютера (планшетного компьютера).

2.        Развитие речи средствами невербальной коммуникации:              

2.1.        Импрессивная речь.                                                                            

15.11

11

Обучению понимания простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).  Реагирование  на  собственное  имя.   Узнавание (различение)  имён  членов  семьи, обучающихся класса, педагогов.

.

12

Обучение пониманию слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,  школьные  принадлежности,  продукты,  транспорт,  птицы  и  др.). Отработка упражнений направленных на понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые  приборы,  школьные  принадлежности,  продукты, транспорт, птицы и др.).

13

Отработка упражнений направленных на понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).  

14

Отработка упражнений направленных на понимание  слов,  обозначающих  признак  предмета (цвет,  величина,  форма и др.).

15

Отработка упражнений направленных на понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,  тихо,  быстро,  медленно,  хорошо,  плохо,  весело,  грустно  и  др.).

16

Отработка упражнений направленных на  понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).  

17

Отработка упражнений на понимание  слов,  обозначающих  число,  количество  предметов (пять, второй  и  др.).   Отработка упражнений на понимание  слов,  обозначающих  взаимосвязь  слов  в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

18

Отработка упражнений на понимание  простых предложений.   Отработка упражнений на понимание сложных предложений. Обучение пониманию содержания текста

2.2        Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации      

24.01

19

Сообщение  собственного  имени  посредством  напечатанного  слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи обучающихся класса,  педагогов  класса)  посредством  напечатанного  слова (электронного устройства).

  1. .

20

Использование  графического  изображения (электронного устройства)   для  обозначения  предметов  и  объектов (посуда,  мебель,  игрушки,  одежда,  обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые  приборы,  школьные  принадлежности,  продукты,  транспорт,  птицы  и  др.).

21

Обучение использованию  графического  изображения (электронного  устройства)   для обозначения  действия  предмета (пить,  есть,  сидеть,  стоять,  бегать,  спать,  рисовать,  играть,  гулять  и  др.).  

22

Обучение использованию  графического  изображения (электронного  устройства)  для  обозначения  признака  предмета (цвет,  величина,  форма  и  др.).

23

Обучение использованию  графического  изображения (электронного  устройства)  для  обозначения  признака  действия,  состояния (громко,  тихо,  быстро,  медленно,  хорошо,  плохо,  весело,  грустно  и  др.).

24

Обучение использованию  электронного  устройства  для  обозначения  числа  и  количества  предметов (пять, второй и др.). Обучение использованию составления простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

25

  Обучение ответам на вопросы по содержанию  текста  с  использованием  графического  изображения (электронного  устройства).   Обучение составлению  рассказа  по  последовательно продемонстрированным  действиям  с  использованием  графического изображения (электронного  устройства).  

26

Обучение составлению  рассказа  по  одной сюжетной  картинке  с  использованием  графического  изображения (электронного  устройства). Обучение составлению  рассказа  по  серии  сюжетных картинок  с  использованием  графического  изображения (электронного устройства).

27

Обучение составлению рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства

28

Обучение составлению рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

3. Чтение и письмо                                                                                    

24.04

29

Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных  слов,  обозначающих  имена  людей. Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных  слов,  обозначающих  названия  предметов. Узнавание/ различение образов букв Узнавание звука в слоге

 

30

Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных  слов,  обозначающих  действия Использование  карточек  с  напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание звука в слове Соотнесение звука с буквой

31

Узнавание буквы в слоге Узнавание буквы в слове Называние буквы Чтение слога

3.Содержание рабочей программы по курсу: «Эмоционально-коммуникативно-речевое развитие» 6 класс

Название раздела

Содержание раздела

Количество

часов

Диагностика, мониторинг

1.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.  

2. Выражение  мимикой  согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия);  приветствие (прощание)  с  использованием  мимики.

 3.Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),  благодарности,  своих  желаний;  приветствие (прощание),  обращение  за помощью,  ответы  на  вопросы  с  использованием  жеста.  

4. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),  благодарности  звучащим  предметом;  обращение  за  помощью,  ответы  на вопросы,   предполагающие  согласие (несогласие)  с  использованием звучащего предмета.

5. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного  символа.  

6. Выражение  согласия (несогласия),  удовольствии (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),  обращение  за  помощью,  ответы  на  вопросы,  задавание  вопросов  с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,  черно-белая  картинка,  пиктограмма).  

7. Выражение  согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами.

8. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,  приветствие (прощание),  обращение  за  помощью,  ответы  на  вопросы,  задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

9. Выражение  своих  желаний,  согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью,  ответы  на  вопросы,  задавание  вопросов,  рассказывание  с использованием компьютера (планшетного компьютера).

2.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации:

2.1.

Импрессивная речь.

1.Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). 2.Реагирование  на  собственное  имя.  3.Узнавание (различение)  имён  членов  семьи, учащихся класса, педагогов. 4.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,  школьные  принадлежности,  продукты,  транспорт,  птицы  и  др.).

5.Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые  приборы,  школьные  принадлежности,  продукты, транспорт, птицы и др.).

6.Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).  

7.Понимание  слов,  обозначающих  признак  предмета (цвет,  величина,  форма и др.).

8.Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,  тихо,  быстро,  медленно,  хорошо,  плохо,  весело,  грустно  и  др.).

9.Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).  

10. Понимание  слов,  обозначающих  число,  количество  предметов (пять, второй  и  др.).  

11.Понимание  слов,  обозначающих  взаимосвязь  слов  в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

12.Понимание простых предложений.  13.Понимание сложных предложений. 14.Понимание содержания текста.

2.2.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

1.Сообщение  собственного  имени  посредством  напечатанного  слова (электронного устройства).

2.Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,  педагогов  класса)  посредством  напечатанного  слова (электронного устройства).

3.Использование  графического  изображения (электронного устройства)   для  обозначения  предметов  и  объектов (посуда,  мебель,  игрушки,  одежда,  обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые  приборы,  школьные  принадлежности,  продукты,  транспорт,  птицы  и  др.).

4.Использование  графического  изображения (электронного  устройства)   для обозначения  действия  предмета (пить,  есть,  сидеть,  стоять,  бегать,  спать,  рисовать,  играть,  гулять  и  др.).  5.Использование  графического  изображения (электронного  устройства)  для  обозначения  признака  предмета (цвет,  величина,  форма  и  др.).

6.Использование  графического  изображения (электронного устройства)   для обозначения обобщающих понятий (посуда,  мебель,  игрушки,  одежда,  обувь,  животные,  овощи,  фрукты,  бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

7.Использование  графического  изображения (электронного  устройства)  для  обозначения  признака  действия,  состояния (громко,  тихо,  быстро,  медленно,  хорошо,  плохо,  весело,  грустно  и  др.).

8.Использование напечатанного  слова (электронного  устройства,)  для  обозначения  слова,  указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

9.Использование электронного  устройства  для  обозначения  числа  и  количества  предметов (пять, второй и др.).

10.Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

11. Ответы на вопросы по содержанию  текста  с  использованием  графического  изображения (электронного  устройства).  

12.Составление  рассказа  по  последовательно продемонстрированным  действиям  с  использованием  графического изображения (электронного  устройства).  

13.Составление  рассказа  по  одной сюжетной  картинке  с  использованием  графического  изображения (электронного  устройства).

14.Составление  рассказа  по  серии  сюжетных картинок  с  использованием  графического  изображения (электронного устройства).

15.Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

16.Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

3.

Чтение и письмо.

Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных  слов,  обозначающих  имена  людей,  названия  предметов,  действий.  

Использование  карточек  с  напечатанными словами как средства коммуникации.

4.Контрольно – оценочная деятельность

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) оценочная деятельность представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+»,  « - »  по следующим критериям: 

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

   Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты обследования за оцениваемый период заносятся в дневники наблюдения. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

5.Диагностический инструментарий

Диагностика проводится по компьютерной программе «Диагностика речи детей дошкольного  и младшего школьного возраста» Авторы: Нурминский Е.В., Безрукова О. А., Каленкова О.Н. Согласно данной методике оцениваемый уровень сформированности речеязыковой компетенции определяется на основе совокупной оценке результатов  выполнения тестовых заданий по трем основным показателям:

 - Состояние лексики (объём словарного запаса и его системная организация)

 - грамматическая компетенция (словоизменительные. словообразовательные и синтаксические навыки и умения)

 - фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).

Оформляются результаты диагностической процедуры в виде сводной таблицы, диаграммы и протокола обследования речи ребенка

6.Циклограмма проведения занятий

День недели

Класс

Время

пятница

7

        

7.Сведения об авторе

        

Ф.И.О.

Савченко Татьяна Викторовна

Дата рождения

02.12.1977

Образование

Высшее

Что окончил, когда, специальность

Комсомольский- на- Амуре государственный педагогический университет по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии, логопед.  

Дата окончания: 24.06.2000

Занимаемая должность

Учитель-логопед

Стаж работы

Общий

22 года

Педагогический – 22 года

В данном учреждении – 9 лет

Квалификационная категория

Срок действия категории

Методическая тема работы

 «Развитие произносительной стороны умственно отсталых обучающихся через активные формы педагогической деятельности»

Курсы повышения квалификации за последние 3 года

С 25.02.2019-06.03.2019  прошла обучение в Федеральном государственном бюджетном образовавтельном учреждении высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»

По программе повышения квалификации: «Организация комплексного сопровождения обучающихся в рамках освоения АООП НОО РАС (3,4 вариант) в объеме 72 часа

8.Список литературы для обучающихся и учителя

  1. Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.
  2. Е. В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
  3. Е. В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
  4. Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза /конспекты занятий/ М. : Из¬дательство ГНОМ и Д, 2006. – 136
  5. Л. Н. Ефименкова  «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособия для логопеда. М., 2001г.
  6. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.
  7. Л.М. Козырева Тетради для логопедических занятий «Секреты прилагательных, тайны глаголов».Ярославль Академия развития 2004г
  8. Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на разные звуки. Ярославль Академия развития:Академия Холдинг, - 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Развитие гибкости и координации движений учащихся 7-10 лет".

  Развитие гибкости и координации движений детей происходит через изучение акробатических элементов и  проводится в режиме избирательности, с учётом физических способностей...

Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"

Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование  по классам, список литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...

Рабочая программа по двигательному развитию (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)

Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9б класса с умеренной, тяжелой умственной о...

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....