Использование приемов проектной ме-тодики на уроках информатики и во внеурочной деятельности
учебно-методический материал
Выступление на ШМО математики, информатики и физики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дёмкина Л.Г. Выступление на ШМО учителей МИФ, 2019 год
Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Основой метода проектов является исследование учащимися определённой проблемы. Проблема может касаться одного или нескольких предметов, поэтому и проекты бывают монопредметные и межпредметные. В монопредметном проекте по информатике учащиеся получают как практические, так и теоретические сведения по нашему предмету. Так, например, при разработке проекта «Виды мониторов» классификация мониторов, их характеристики будут являться теоретическими, а оформление отчета потребует больше практических знаний и умений. В межпредметном проекте, даже напрямую не связанном с информатикой, при оформлении отчёта, так или иначе учащимся потребуются знания по нашему предмету. Можно сказать, что информатика, а точнее информационные технологии, находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. У любого ребёнка есть интересующие его предмет, тема, вопрос, на которые он с большим желанием готов создавать проект, а для оформления результатов или выступления ему, скорее всего, потребуется компьютер с его возможностями. И тогда вместе с добыванием знаний по основному предмету, он будет получать знания и умения по информатике. Поэтому учитель информатики лично заинтересован в любых проектах, которые выполняются в его школе. В основе любого проекта лежат три составляющие:
1.Заказчик.
2. Наличие социально-значимой цели, необходимость законченного проекта.
3. Рефлексия по поводу сделанного.
Можно сказать, что эти составляющие являются «китами» любого проекта, к тому же они сильно связаны между собой. Ученику необходим кто-то, кто будет сопереживать его работе, кто будет лично заинтересован в конечном результате, кому это требуется для дальнейшей работы. И результат тогда становится социально-значимым, и ребёнок тогда приобретает «социальный вес». Но после получения результата необходимо оглянуться посмотреть; что сделано на «высшем уровне», а что можно было сделать лучше, обсудить идеи, которые пришли после окончания работы.
Как у любого вида деятельности у проекта есть свои этапы выполнения:
1. Введение в проектную деятельность.
2. Самостоятельная работа исполнителя с оформлением результатов деятельности.
3. Защита или (и) анализ проекта.
4. Определение дополнительной области применения в учебной и внеурочной деятельности.
Надо отметить, что самым важным и самым сложным является первый этап. От успешности его прохождения практически полностью зависит успешность и самого проекта. Этот этап включает в себя:
1. Постановку задачи (что хочет заказчик, что даёт окружающим эта работа).
2. Обоснование работы (что хочет исполнитель (здесь особенно важно внутренне обоснование)).
3. Сроки завершения (определяются сроки прохождения каждого из последующих этапов, и назначается время сдачи (защиты) проекта).
На втором этапе учитель не должен вмешиваться в работу ученика. Задача учителя - чёткое выполнение следующих функций:
1) Поддержка и поощрение ученика.
2) Помощь в поиске источника информации.
3) При необходимости самому служить источником информации.
Третий этап у монопредметного проекта по информатике имеет некоторые отличия.
Ученику требуется защитить содержание проекта и проанализировать способ оформления и представления на защиту (для учеников 5-7 классов третий этап проходит по упрощенной схеме: 5 класс - совместный анализ содержания и оформления, 6класс-самоанализ содержания и совместный анализ оформления, 7 класс-защита содержания и совместный анализ оформления).
У межпредметных и монопредметных (не включающих в содержание информатику) учителя информатики интересует только анализ оформления и способа представления проекта.
Четвёртый этап может проходить непосредственно на защите или отодвигаться от неё на некоторое время. Здесь необходимо определить все возможности использования проекта, а не только те, которые необходимы заказчику.
Кроме деления по предметному признаку проекты можно разделить и по их месту в учебном процессе на урочные и внеурочные (и те, и другие, в свою очередь, подразделяются на групповые и индивидуальные). Поэтапное рассмотрение урочного проекта по классам представлена в таблице.
Класс Этапы урочного проекта | 5-6 классы | 7-11 классы |
Введение в проектную деятельность | Кратковременные проекты (не более 3-4 уроков) | По возможностям учебного процесса |
Самостоятельная работа исполнителя с оформлением результатов деятельности | В проект включаются элементы практических работ (для поддержки уверенности ученика в своих силах) | Полная самостоятельность |
Защита или (и) анализ проекта | Совместный анализ | Защита и анализ на уроке |
Возможная область применения в учебной и внеурочной деятельности | -Внеклассная работа -Часть других проектов | -Материалы для уроков -Внеклассная работа |
В проектной деятельности важны первые работы, поэтому особое внимание нужно уделить учащимся 5-6 классов. Дети этого возраста не могут долго увлекаться одним делом, поэтому проекты на уроках - кратковременные. Важна поддержка ребёнка, поэтому включаются практические работы, уже выполненные учащимся (посмотри, мы делали уже это и это, мы уже умеем очень многое, практически всё, давай, попробуем, сделать ещё лучше, ещё интереснее). На анализе вместе с детьми рассматриваем все работы; отмечаем, что сделал ребёнок такого, что остальные не умеют, а что можно было бы сделать лучше. И именно в это время, ребёнку необходимо показать, что любая работа делается не просто так, у неё есть своя ценность для окружающих.
У урочных проектов есть свои недостатки:
- рамки урока
- рамки возрастной группы
- из-за нехватки в нашей школе техники нет возможности осуществлять индивидуальные урочные проекты.
Для внеурочных проектов этих минусов не существует. Кроме того, при такой работе шире используются домашние компьютеры учащихся.
Проектная деятельность даёт возможность раскрыться каждому ребёнку. При таком виде работы учитываются все психологические особенности, интересы, возможности каждого из учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности.
Для успешной реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов считаю необходимым использовать следующие педагогические технологии:·...
Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)
Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Метод проектов в преподавании информатики. Из личного опыта....
Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."
Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...
Использование педагогических технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности.
Для эффективной реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов считаю необходимым использование следующих педагогических методов:проблемное обучение;применение проектн...