Отчёт по самообразованию
методическая разработка
Отчёт по саообразованию содержит краткое описание системы повышения уровня квалификации учителя русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
по теме самообразования учителей русского языка и литературы Абрамовой А.В., Ливады Г.Ф. (заседание методического совета школы совместно с методическими объединениями учителей гуманитарного, естественно – математического циклов)
(20 декабря 2018 г.)
Вступление.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и пришли поучаствовать в нашем мероприятии.
Порядок проведения отчёта по самообразованию требует выполнения определённых правил.
1) Представление учителя, обоснование темы самообразования, формы самообразования.
Учителя русского языка и литературы, стаж работы Галины Фёдоровны более 30 лет, Анны Викторовны – более 40 лет. Сразу же остановлюсь на форме нашей работы по самообразованию. Это технологическая пара. Особенностью такой формы повышения квалификации учителя является то, что технологическая пара – это добровольный выбор учителя и его дело. Вообще такая форма повышения квалификации является новой, и должны существовать условия для организации повышения квалификации именно в такой форме, к ним относятся:
Абрамова А.В.:
-Преемственность образовательной программы (работаем по программе Разумовской М.М.)
- заинтересованность в результате работы
- похожий или близкий тип мышления
Ливада Г.Ф.:
-Профессиональная и психологическая совместимость
- умение выслушивать правдивую оценку своей работы, стремиться исправлять методические ошибки
- не следовать слепо чужому опыту, а адаптировать чужой опыт к собственным условиям работы и потребностям детей.
Ведущий :
Конечно, можно сказать, что учителю, проработавшему более 30 или 40 лет, самообразование вообще – то может быть и не нужно. Понять обратное поможет простейший приём: уважаемые коллеги, нарисуйте круг, овал такого объёма, который, по вашему мнению, соответствует объёму вашего профессионального знания и умений. Галина Фёдоровна, нарисуйте такой овал. Анна Викторовна, нарисуйте Вы овал или круг. Вы видите, что чем больше круг, тем обширнее линии, обозначающие его границы – а это и есть область незнания. Вывод прост и понятен: учиться никогда не поздно, даже при наличии опыта и багажа не только знаний, но и уверенности в себе.
Галина Фёдоровна:
Мы считаем, что наш опыт в принципе по содержанию равнозначен - это весомые плюсы и значительные минусы. Что мы считаем плюсами?
1). Достаточно глубокое знание содержания предметов. Отмечу, что литература такой предмет, который отлично знать просто невозможно, безусловно, знание учителя намного объёмнее и глубже содержания школьной программы по литературе. И современный русский язык – это постоянно изменяющееся явление, поэтому говорить о том, что я отлично знаю свои предметы, значит, проявлять в какой – то степени ограниченность.
Анна Викторовна:
2). Знание методики традиционного (многолетнего) преподавания.
3). Умение выбрать необходимые в отдельной ситуации правильные (на собственный взгляд) педагогические и методические решения (увы, ошибок много).
4). В целом владение классами, организацией урока (незаконченных, сорванных уроков мало).
Анализ показал нам минусы опыта:
1). Много знаем, больше не хотим ничего узнавать.
2). Результаты на экзаменах неплохие, зачем что – то менять.
Галина Фёдоровна:
Хочу остановиться на теме нашего самообразования: «Интерактивные приёмы обучения». Тема не новая, и как будто всем хорошо известна. Более современный вариант – это образовательные технологии. Закономерным для нас стал вопрос: «Зачем тогда изучать такую упрощённую тему как интерактивные приёмы?». Анализ своего самообразования начали с вопроса «А что такое интерактивные приёмы обучения?». Оказалось, знаем, но не очень хорошо. Мешает наукообразный язык, в лабиринтах формулировок невозможно разобраться. Нужны были понятные ответы, нашли в Интернете:
Абрамова А.В.
Первый ответ учительский – с ним можно согласиться и не согласиться, в этом определении сложно отличить приёмы, методы и формы. Самое важное, на наш взгляд, мы выделили. Интерактивные технологии обучения:
- это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие
ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех
его участников процессе познания. Технологии обеспечивают обмен знаниями, идеями,
способами деятельности, совместное решение проблем, комфортные условия обучения.
Наиболее эффективными, на мой взгляд, является: работа в парах, работа в малых
группах, карусель, мозговой штурм, ролевая (деловая) игра, дискуссия, метод
диалога. Все эти технологии стараюсь использовать в своей практике, т.к позволяют критически мыслить, находить пути решения проблемы, помогают высказывать каждому свою точку зрения.
Ливада Г.Ф.
Больше всего понравился такой ответ: особенно выделенная его часть (орфография и пунктуация сохранены):
от слова interactive - взаимодействующий.
система, обменивающаяся например информацией в обе стороны. например, обычный учебник можно только читать, т е получать из нее информацию, а при работе с интерактивной обучающей программой пользователь может сам выполнять какие то действия и получать на них ответ
Ещё интерактивный это, иначе говоря, «имеющий отклик». Откликающийся.
Взаимодействие здесь и манипулирование имеется ввиду, на что можно влиять. То что отвечает тебе в ответ на твоё действие (как правило, ты ведущая сторона). Как вода или стекло (берём к примеру интерактивность в играх, откуда вроде бы оно и пошло) кинул камень, вода дала брызги и волны, а стекло треснуло или разбилось. Вот это интерактивность. Не интерактивно, это когда от действия нет никаких последствий или
они крайне недостаточны (камень просто утонул в воде или отлетел от стекла никак не повлияв на них самих).
Вообще, «интер» это в данном случае означает «взаимно», а «активность» является «деятельность», то есть получается взаимодеятельность.
По части программного обеспечения обычного используется понятие «обратная связь».
Абрамова А.В.
Появился второй вопрос «А мы вообще-то технологии используем?».
На второй вопрос ответили так: «И технологии используем, некоторые технологии уже такой опыт наработали и результат дали: проектная, исследовательская – научно –практическая конференция, конкурсы, модульная, дифференцированная – процент успеваемости по итогам аттестации по предметам не хуже, а иногда и выше областного. Опыт и подсказал, что пользоваться постоянно только технологиями – это вредно, потому что такая позиция лишает сам процесс урока творческого подхода. Поэтому сделали вывод, что лучше всего золотая середина, т.е. наличие в методическом арсенале учителя нескольких (3-5) технологий, грамотного сочетания приёмов организации учебной деятельности детей. Каждый из нас убеждён в том, что при имеющейся нагрузке невозможно выстраивать ежедневно 3-6 уроков в соответствии с образовательной технологией. Реальной возможностью качественной подготовки к урокам является вариативность: отдельные уроки организуем и проводим в соответствии с технологией, часть уроков - в соответствии с требованиями конкретного подхода: личностно ориентированного, компетентностного.
Ливада Г.Ф.
Жёсткие рамки использования технологий устанавливает ФГОС, т. е. системно – деятельностный подход. В то же время ФГОС предоставляет учителю право выбора не только базовых, но и иных технологий. Зачастую сложнее организовать продуктивную учебную деятельность учащихся вне рамок технологии, потому что в технологии прописан каждый шаг учителя, при этом есть такие уроки, когда содержание материала, степень сложности его усвоения практически невозможно уложить в границы технологии. В этом случае мы и используем сочетание интерактивных приёмов, что само по себе в руках учителя может стать технологией. Это осуществится в том случае, если учитель находит оптимальное сочетание форм, методов и приёмов при организации учебной работы детей.
Такие подходы нашего самообразования были нами определены. Что представляет собой само содержание нашего самообразования в течение полутора лет?
Абрамова А.В.
Это статьи, книги, презентации в различных форматах и различных источниках.
Формат: бумажный, электронный.
Источники:
методические журналы для учителей - словесников «Русский язык», «Литература», издательский дом « 1 сентября», «Современный урок», Центр педагогической поддержки, «Справочник заместителя директора школы», «Управление начальной школой»;
Ливада Г.Ф.
Книги, брошюры: Г.О. Аствацатуров «Технология целеполагания урока», В., «Учитель», О.М. Новрузова, «Педагогические технологии в образовательном процессе», М., Просвещение, А.И. Савенко «Путь в неизведенное. Развитие исследовательских способностей школьников», М., Генезис, В.В. Гузеев «Образовательная технология: от приёма до философии», М., «Библиотека журнала «Директор школы», «Проектирование и диагностика современного урока», М., «Библиотека журнала «Директор школы».
Абрамова А.В.
Презентации:
- «Интерактивные методы обучения», автор Н.И. Кошевая, ИПК ПК,
- «Методы работы с текстом», автор А.Н. Седенко, Академия повышения квалификации и переподготовки педагогических работников образования,
- «Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», автор Кошевая Н.И., ИПК ПК.
- «Единая технология чтения текста в «Школе 2100», О. В. Чиндилова, АПК и ППРО.
Ливада Г.Ф.
Безусловно, наиболее эффективными способами самообразования является прохождение курсов и профессиональное общение (взаимодействие) с коллегами.
Мы остановились на названных источниках не случайно, выбор был определён степенью полезности использования полученных знаний в процессе подготовки и проведения уроков.
Если говорить в целом, то прочитанный и в большинстве случаев обсуждённый нами материал способствовал 1) преобразованию структуры урока (появились отдельные этапы – целеполагания, выявления затруднений учащихся, планирования);
2) изменению роли ученика и роли учителя (значительно возросла доля самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока, в т.ч. при изучении нового материала); 3) изменению подхода при отборе содержания материала (отбор производится с учётом диагностируемой цели урока, применяемых методов и приёмов при организации учебной деятельности ученика).
Абрамова А.В.
Если говорить в частности, то предлагаем свой вариант анализа изменений в организации урока, которые мы считаем результатом использования в практике изученного нами методического материала:
Было | Стало |
Цель сообщалась учителем | На отдельных уроках дети формулируют цель самостоятельно (работаем по ФКГОС, это требование не обязательно) – ЗУХ, лексическая работа, подведение под понятие, сопоставительный анализ, гипотеза |
Проверка домашнего задания осуществлялась без использования опоры, консультация учителя по допущенным ошибкам | Используется кластер, составленный дома Выявление собственного затруднения |
Обычно объяснение нового материала проводилось учителем | Отдельные темы дети изучают сами (используется кластер, логическая цепочка, двучастный дневник, бортовой журнал, составление алгоритма)
|
Ведущим приёмом на уроке литературы являлось комментированное чтение | Индивидуальному осмыслению произведения способствует использование приёмов «двучастный дневник», формулирование гипотезы и отбор доказательств для её подтверждения (опровержения), синквейн, антиципация (предвосхищение), суммирование прочитанного в парах |
Форма проверки знаний: тест, изложение, диктант | Комплексный анализ текста – многослойная работа, побуждающая ученика работать по всем разделам языка |
Постоянный уход к фронтальной работе при наличии индивидуальной, групповой парной форм (форма только внешний признак урока) – дети сидят в группах, парах, работает 1-2 ученика, опрос всё равно фронтальный | Первое впечатление - коллективная форма работы, т.е. сидит весь класс и работает, но содержание работы в тетради показывает, что каждый работает на своём уровне, если работают в паре, то один другому вынужден помогать, потому что отвечать будут оба. |
Ливада Г.Ф.
Подводя итог отчёта по самообразованию, хотим сказать, что прочтение любого (самого полезного) методического материала должно быть каким – либо образом переработано, т.е. в процессе чтения мы тоже используем те же приёмы и что наши ученики.
Разрешите предложить Вам несложное упражнение на так называемое подведение под понятие. Организация работы в рамках этого упражнения предполагает использование нескольких приёмов. Итак, слово МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ… Итак, с чего можно начать?
1 приём: построение ассоциативного ряда. Что знакомо в этом слове? (предметность, предмет).
2 приём: практический: выделим корень слова. Что означает это слово (вещь, объект, часть науки)
3 приём: составление схемы. Остановимся на 3-ем значении, какие предметы вы знаете, запишите названия 4-5 предметов в строчку.
4 приём. По словарю определите значение МЕТА-
Мета- (с греч. μετά- — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например,метагалактика, метацентр).
В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между».
Какое значение выберем?
Обсуждаются варианты: за не подходит, после предметов – не подходит, следующие предметы – нет, между предметами – отчасти да, устанавливаются какие – то общие действия, навыки умения, через предметы – да, а что через предметы делается?
В схеме предметы – а сверху навыки, умения, знания – общие, важные для всех предметов.
Схема нам помогла понять, что такое метапредметность? Это обобщённые, важные для любого предмета навыки ребёнка, позволяющие ему превращать теоретические чужие знания в действия, т.е. превращать их в свои собственные навыки и знания. В принципе, приблизительное понятие о значении данного слова мы конкретизировали.
Абрамова А.В.
Уважаемые коллеги мы представили отчёт по теме самообразования через работу в технологической паре. Такая форма помогает учителю больше узнать, сотрудничать с коллегой в профессиональных интересах, обеспечит психологическую поддержку, что в работе учителя очень важно. Поэтому рекомендует работу технологической пары.
Заверяю
Врио директора Горчакова В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Отчет по самообразованию.«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жиз...
Отчёт по самообразованию
для методических объединений...
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках английского языка с целью развития коммуникативных компетенций»....
Отчёт по самообразованию
Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год. Тема отчета "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках"...
отчёт по самообразованию.
«Активизация учащихся на уроках технологии». Эпиграфом мне хочется взять высказывание Д.Пойа «Хороших методов существует ровно столько, скол...
Отчёт по самообразованию " использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе детей с нарушениями слуха напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом ...