Отчёт по самообразованию " использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе детей с нарушениями слуха напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового.
Для меня самообразование – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат № 18 I–II видов» МКС(К)ОУ «Ш-И №18 I-II видов» ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ БОНДАРЕВОЙ О.Л.
« Использование ИКТ на уроках истории и обществознания» Введение. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно - компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Для меня самообразование – это желание работать над собой, способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Методическая тема. В нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения: мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. "Использование информационно - коммуникационных технологий стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Актуальность данной темы. Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха. Это требование ставит перед сурдопедагогами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения.
Цель и задачи самообразования. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Моей целью стало пополнение педагогической копилки наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки уроков, позволяющих мне создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием ИКТ. Предполагаемые результаты. Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Направления самообразования. Работа по теме самообразования была рассчитана на 3 учебного года (с 2010-2013 год). Работа проводилась по следующим направлениям: профессиональным, психолого – педагогическим, методическим, информационно – коммуникационным, охранно – оздоровительным. Этапы проработки материала. С учётом направлений были выделены следующие этапы работы: диагностический, обучающий, практический, обобщающий (отчётный).
Диагностический этап. Причиной работы по данной теме самообразования явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности, однотипности проведения уроков, однообразной наглядностью.
На первом этапе (диагностический, прогностический ), который был реализован в 2010-2011 уч.году. 1.Провела анализ затруднений и постановку проблемы. 2. Сформулировала личную индивидуальную тему самообразования, установила срок реализации программы, цели и задачи. 3.Определила формы самообразования: Индивидуальную – через индивидуальный план, групповую – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей старших классов, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет. 4. Провела анализ полученных результатов. Обучающий этап работы над проблемой. Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности педагога вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять и передавать ее. Литература по данной тематике. За данный период (2010-2011 уч. год) изучила состояние выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики через анализ литературы и дополнительные интернет – ресурсы и литературу.
Сайты Интернета: (для создания электронных пособий). 1. Министерство образования РФ – http://www.informika.ru/text/goscom/ 2. Российское школьное образование – http://www.school.edu.ru/ 3. Российская государственная библиотека – http://rsl.ru 4. Государственная публичная историческая библиотека – http://www.shpl.ru 5. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского – http://www.shm.ru/ 6. «Музеи России» – http://museum.ru 7. Государственный исторический музей – http://www.shm.ru/ 8. Музей истории города Москвы – http://www.museum.ru/moscow 9. Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – http://www.hist.msu.ru/ 10. Газета «Первое сентября» – http://www.september.ru/main.htm 11. Энциклопедии – http://www.encyclopedia.ru/ 12. Виртуальная библиотека – http://library.virtualave.net 13. www.pravorebenka.narod.ru. – материалы Региональной общественной организации (РОО) «Права ребенка» 14. www.detirossii.ru – материалы общероссийского союза общественных объединений, работающих в интересах детей России «Гражданское общество – детям России» 15. www.legis.ru – портал правовой информации. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте сообщества учителей истории (материалы образовательных сайтов: «Открытый урок»; « Педсовет. орг»; « Открытый класс», « Портал.ру»; « Я иду на урок» по вопросам применения ИКТ в образовании и опыт применения ИКТ на уроках в младших и старших классах учителями нашей школы – посещение открытых уроков (Иршенко Л.Г.; Маркова С.И.; Новиковой Л.М.; Луковой Л.Р., Марочкиной Л.В.) , я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование ИКТ. За данный отчётный период применяла в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии при показателе 20% и боле 1 раз в квартал.
Участие в конкурсах, семинарах. Принимала активное участие, для обобщения собственного опыта педагогической деятельности, в конкурсах различного уровня: федерального, областного, городского и школьного уровней.
Являлась лауреатом областного конкурса профессионального мастерства педагогов « Память сердца» в номинации «Методическая разработка урока с применением ИКТ». Награждена почётной грамотой от администрации Анжеро – Судженского городского округа за активное внедрение педагогических технологий. Отмечена благодарственным письмом от ИМЦ Анжеро – Судженского округа за использование современных образовательных технологий в педагогической практике учителя коррекционной школы». Практический этап работы (2011-2012 уч. год) Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Для более качественного обучения и воспитания своих учеников освоила разные компьютерные программы. Внедрила в учебный процесс: уроки с презентацией с анимацией и музыкой, исторические тренажёры, электронную серию уроков «Кирилл и Мефодий», электронные учебники (Всеобщая история (5,6,7,8 – класс), Обществознание (8-9 класс), ЦОРы по учебной программе. Я пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютерных технологий на уроках истории и обществоведения является применение программы Microsoft Power Point. Собран, разработан и систематизирован банк учебных презентаций по всему курсу изучения истории и обществоведения с различным содержанием заданий: - прочитай текст и ответь на вопросы; - по рисунку на слайде опиши жизнь первобытных людей; - в тексте документа найди причины войны; - просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения); - на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника составь план сражения и т.д. Типы информации на электронных носителях. В своей работе я разнообразила типы информации на электронных носителях, которые вошли в мой ЭУМК.
Учебные видеофильмы. Мною приобретены учебные видеофильмы, которые позволяют мне наглядно показать главные события нашей истории, привить гражданско – патриотические чувства у учеников на примере героев войны, исторических деятелей. Обучающие компьютерные программы. Применяла в образовательном процессе электронные учебники, обучающие компьютерные программы при показателе более 20% в квартал. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий:
Электронные материалы необходимые для осуществления учебного процесса находятся в учебном кабинете. Остальной материал находится на сменных электронных носителях. Участие в конкурсах, семинарах. На практическом этапе решения проблемы (2011-2012 уч. году) участвовала в системе методической работы:
Прошла опытно-экспериментальную проверку своего образовательного проекта на базе нашей школы:
« История денежных единиц». В конкурсах различных уровней:
Обобщающий этап ( 2012-2013 уч.год). Этот учебный год явился для меня завершающим этапом работы по теме самообразования – т.е. обобщающим этапом. Применение ИКТ во внеурочной деятельности. Регулярно провожу уроки истории и обществоведения с использованием ИКТ. Широко применяю компьютерные технологии при проведении уроков – памяти во внеурочное время.
За время работы по теме самообразования провела анализ и обобщение накопленных материалов по данной проблеме в форме творческого отчёта о ходе самообразования:
( ЭУМК по истории России на примере 6 класса). Используя программу Microsoft Office Access, создала ЭУМК по истории России, который позволил сократить время для подготовки к уроку, систематизировать весь материал по курсу истории. Основу учебного материала в ЭУМК составляет система навигации (вложений): конспекты уроков, презентации, контрольно – измерительные материалы, таблицы, схемы, иллюстрации, видеофрагменты. Безусловным плюсом применения ЭУМК на уроке, является возможность варьировать объем материала, использовать методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся; использовать различные средства наглядности, усиливая мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. Данный ЭУМК был представлен на городском смотре – конкурсе « Лучший УМК педагога среднего звена коррекционного учреждения», и отмечен призовым местом. Рекомендации и замечания. Изучив и обобщив данный опыт работы по данной теме, хотелось поделиться своими наблюдениями: Считаю, что применение ИКТ имеют ряд преимуществ: Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки мотивации ученика. В работе с компьютером есть и свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:
Подведение итога работы. Мои педагогические наблюдения, анкетирование учеников показывают позитивное влияние используемых компьютерных технологий на качество знаний и интерес к предмету. Обучающиеся не считают эти методы, приёмы новыми, но в беседах, анкетах отмечают эти уроки как наиболее продуктивные. Немаловажное значение играет и контингент учащихся, но я вижу рост интереса к предмету, а это прямая дорога к повышению качества учебного процесса. Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Считаю, что тема самообразования изучена полностью, цель достигнута. Планирую на следующий учебный год «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время через краеведческий материал» 2013-2016 гг.
|
2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2
Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад для МО...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...
Отчёт по самообразованию Муратовой Л.М. учителя истории и обществознания МБОУ « Гимназия №2» на 2017-2018 уч.год.
Отчёт по самообразованию Муратовой Л.М. учителя истории и обществознания МБОУ « Гимназия №2» на 2017-2018 уч.год....