Сообщение на тему: «Использование основных приёмов технологий на уроках русского языка в основной школе»
материал для подготовки к егэ (гиа, 8 класс)
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. Передо мной, как и перед многими учителями, встал вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.
Я думаю, что современный учитель должен стремиться вперед, должен быть готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Поэтому необходимо овладевать новыми педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Использование основных приёмов технологий на уроках русского языка в основной школе»
Емельянова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
2019-2020уч.год
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. Передо мной, как и перед многими учителями, встал вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.
Я думаю, что современный учитель должен стремиться вперед, должен быть готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Поэтому необходимо овладевать новыми педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
В своей работе активно использую следующие основные технологии личностно-ориентированного обучения:
– групповые технологии (работа в парах, в группах);
- проблемно-поисковое обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
- тестовая технология;
- технология использования игровых методов;
Средствами литературы, русского языка стараюсь создать условия для развития интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализации социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время мне в этом помогает.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку ОГЭ.
Технология проблемного обучения На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения.. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода.
Как строится проблемный урок? Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. Например::
Урок по рассказу И.С Тургенева «Муму» в 5 классе начинаю так.
При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.
«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»
-А что замечательного было в Герасиме?
Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.
В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую такие информационные технологии, как создание презентации в программе Power Point, фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений, фрагментов экранизации литературных произведений
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Без процесса информации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
В современном обществе в век компьютеров, планшетов, гаджетов без информационно-коммуникативных технологий не обойтись. ИКТ применяются не только в образовании, но и во многих областях нашей жизни. Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, интересно, ярко, доступно. К сожалению, в школе всего две интерактивные доски – одна в начальной школе, другая в кабинете информатики, что не всегда позволяет планировать урок с использованием ИКТ. Сейчас практически у каждого ученика доме есть компьютер, ноутбук, планшет с подключением интернета. Поэтому часть задний, например, по самоподготовке к ОГЭ даю через интернет. Для этого использую следующие сайты:
капканы-егэ.рф
uchimsya-pisat-izlozhenie
videotutor-rusyaz.ru
neznaika.pro
Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке ОГЭ показал, что обучающиеся охотно работают такими образовательными сайтами, как http://www.fipi.ru/, «По уши в ГИА». Эффективна работа учащихся на сайте: http: //www.saharina.ru|metod|gia учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны, где ученики самостоятельно выполняют различные тесты в режиме on-lain. Этот сайт рекомендую не только учащимся 9 класса, но и учащимся 5-8 классов и их родителям. Применение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует эффективному освоению учебного материала.
На групповых занятиях по русскому языку в 5,6,9 классах использую интерактивные дидактические материалы Русский язык 5 класс; электронное приложение Повторение и контроль знаний, русский язык 9 класс. Диск содержит тесты, логические задания. Диск Уроки русского языка 5-6 классы, содержащий интерактивные игры.
Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Дело в том, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Мне, как учителю русского языка, приходится решать такую задачу на каждом уроке. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.
Игры можно классифицировать по-разному.
В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.
Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.
Задание
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.
Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.
Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),
в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
в слове 1слог, все согласные звуки твердые, (лук)
в слове 4 слога (помидоры)
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая )
трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая)
вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся)
туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая)
русский язык (богатый, могучий, яркий, образный)
сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая)
осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая )
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока - продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
«Кто больше!»
Составить словосочетание из предложения, определить главное и зависимое слово
Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.
(1 ученик из команды выходит с листом и читает, что получилось).
- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал
Здоровьесберегающие технологии обучения
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
1.Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
2.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.
3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
3.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
4.На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
5.Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Результативность опыта.
Так, применяя на своих уроках элементы различных технологий, прихожу к выводу, что дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Таким образом, изменение форм работы при неизменной форме урока в классно-урочной системе, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
Современный учитель - это учитель, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Подводя итог, хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В последнее время компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня – мощный инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и се...
Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).
Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....
Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...
Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...
Самообразование по теме: «Использование элементов новых технологий на уроках русского языка и литературы»
Самообразование...
Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с ОВЗ"
Проблемы, обсуждаемые в данной статье, очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые принесли своим родителям не только радость, но и постоянную тревогу за их судьбу.В настоящее...