ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
проект по русскому языку на тему
В последнее время компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня – мощный инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому так естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvalifikacionnaya_rabota_kurchatovoy_l.a.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ СОШ № 1 г. Сима
Ашинского района
Челябинской области
Курчатова Людмила Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуализация темы.
2. Цели и проблемы творческой работы.
3. Психолого-педагогическая основа данного вопроса.
4. Использование мною информационной технологии в учебно-воспитательном процессе:
а) презентации;
б) программа-тренажёр «Фраза».
5. Работа с тетрадью по теории.
6. Правописание окончаний глагола.
7. Используемая литература.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ
Сегодня перед школой стоят две задачи:
вписать учреждения образования в систему рыночных отношений, обеспечив эффективное государственное регулирование этого рынка;
перестроить «педагогическое производство», обеспечить выпускников новым качеством образования.
Решение каждой из задач требует изменения системы образования. Традиционная сложность второй задачи заставляет искать нетрадиционные пути её решения.
Новые информационные технологии, которые эффективно поддерживают новые педагогические технологии, открывают путь для решения второй из указанных задач.
«Информатизация системы образования» делится на три компонента:
1) «Учебные материалы нового поколения», которые поддерживают формирование в стране создания, внедрения и распространения цифровых образовательных ресурсов.
2) «Профессиональное развитие педагогов», призванное помочь профессиональному развитию работающих и будущих педагогов, работников образования в области использования ИКТ для совершенствования образовательного процесса.
3) «Создание межшкольных методических центров», которые создают основу для системы непрерывного профессионального развития педагогов.
В последнее время компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня – мощный инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому так естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Что нового ИКТ принесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны?
Все моменты положительного влияния ИКТ на образовательный процесс можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные.
К общеобразовательным можно отнести следующее:
1. Информационные технологии призваны научить учащихся применять свои знания на практике.
2. Развитие личности ученика, которая органически впишется в современное общество.
Частные:
1. Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся; улучшается уровень наглядности на уроке.
2. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий тестов, проверка и оценка качества знаний.
3. Повышение эффективности за счёт наглядности, т.к. создают более высокий уровень наглядности.
4. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДАННОГО ВОПРОСА
Принцип самостоятельности
Учебная деятельность должна быть творчеством, направленным на развитие личности ученика. А важная сторона компьютерного обучения – диалог обучаемого с компьютером, где происходит включение приобретаемого знания в систему деятельности обучаемого, а также обучаемый может сознательно управлять учебным процессом. Наиболее эффективные обучающие системы позволяют выбрать свой путь решения, оценить его эффективность. При такой организации ребёнок учится анализировать свою работу, оценивать её. Чувство удовлетворения приводит к потребности познания, творчества. Развиваются навыки самооценки, активность, воображение и модельное видение.
Принцип связи теории с практикой
Традиционное обучение незаметно подталкивает учителя к усилению теоретической стороны обучения в ущерб практической. Если же вести обучение с помощью компьютера, оно приобретает практический уклон. Моделирующие программы могут способствовать профессиональной ориентации школьников, экономическому воспитанию.
Принцип наглядности
Иллюстративные возможности компьютера в реализации данного принципа привлекают сразу наше внимание. Графические возможности позволяют сделать компьютерное обучение очень наглядным. С помощью компьютерной графики можно сделать зримым явления, которые не видны в действительности.
Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения
В современном образовании доминируют коллективные формы учебной работы, являющиеся неэффективными. Более глубокий и тонкий учёт индивидуальных особенностей учащихся способна осуществлять компьютерная программа. При обучении с помощью компьютера обучающая программа может
Диагностировать пробелы в знаниях и строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями ученика.
Конечно, компьютер никогда полностью не заменит учителя. Но в классе трудно оказать индивидуальную помощь ученикам. Компьютеризация позволит решить эту проблему, привлечь внимание отдельных учеников к изучаемому материалу.
Принцип эффективности обучения
В традиционном обучении данный принцип ставит вопрос о рациональном использовании на уроке времени. Это зависит от мастерства учителя, умений учащихся, уровня их умственного развития. Важен также и интерес к предмету. Сейчас, когда компьютер является объектом моды (он часто появляется в телевизионных передачах, устанавливается в кабинетах начальников для «придания значительности»), когда спорят даже о психологической зависимости человека от компьютера, важно правильно использовать ИКТ на уроке. Только тогда повысится эффективность обучения с использованием компьютера.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Использование информационной технологии в учебно-воспитательной работе открывает перед учителем огромные возможности, позволяя особое внимание уделять развитию творческих способностей детей.
При изучении нового материала, кроме традиционных форм работы (фронтальной и индивидуальной), использую презентации. Ребёнок сразу «включается» в работу, находя правильное решение проблемы; проговаривает новое правило; ещё раз работает над изучаемой орфограммой. Когда пишется тест на ЗБР, сразу становится понятно, как усвоен материал. При слабом усвоении темы ещё раз «включается» презентация, ребёнок вновь проговаривает правило и работает над орфограммой.
При закреплении (на обобщающих уроках) стараюсь развить творческий потенциал учащихся. Отсюда большое внимание самостоятельной работе. Задание дано в презентации: самопроверка индивидуальной работы учащихся (ответы после работы появляются на экране) выявляет уровень обученности.
Использование презентации были показаны мною в феврале 2008 г. На районном семинаре учителей русского языка и литературы на уроке русского языка в 7 классе по теме «Правописание производных предлогов».
На уроках русского языка наряду с применением информационной технологии использую разноуровневое обучение. Почему?
Это даёт возможность после знакомства с новой темой правильно выбрать дальнейшие пути коррекции при работе в сильном и слабом классах.
В 2007 – 2008 учебном году я старалась чаще использовать на уроках ИКТ, программу-тренажёр «Фраза», презентации.
Что это даёт учащимся?
1. Активизирует зрительную память.
2. Прекрасная наглядность на уроке.
3. Позволяет учащимся работать как индивидуально, так и в парах.
Я провела уроки с использованием ИКТ:
7 класс
1. Дефис в наречиях.
2. Слитное и дефисное написание наречий.
3. Повторение темы «Наречие».
4. Правописание производных предлогов.
5. Правописание союзов.
6. Различение частиц НЕ – НИ.
7. Отличие частицы НЕ и приставки НЕ.
8. Повторение пройденного за год.
6 класс
1. Имена числительные.
2. Личные местоимения.
3. Неопределённые местоимения.
4. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
5. Правописание личных окончаний глаголов.
6. Правописание суффиксов глаголов.
7. Повторение пройденного за год.
а) ПРЕЗЕНТАЦИИ
За прошедший год были созданы презентации, позволившие развивать у учащихся логическое мышление, умение систематизировать знания, выделять главное в пройденной теме. Я использовала презентации на разных этапах урока: объяснение нового, закреплении темы, обобщении.
СОЗДАННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ:
6 класс
1. «О – Е после шипящих»
2. «Имя числительное»
3. «Не с именами прилагательными»
4. Обобщение по теме «Имя прилагательное»
5. «Собирательные числительные»
6. «Н и НН в суффиксах прилагательных»
7. «НЕ с существительными»
8. «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
9. «Правописание количественных числительных»
10. «Разряды местоимений»
11. «Чередование О – А в корне»
7 класс
1. «Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий»
2. «Н и НН в суффиксах страдательных причастий»
3. «Дефис в наречиях»
4. «Правописание производных предлогов»
5. «Предлог как часть речи»
6. Обобщение по теме «Производные предлоги»
Все презентации представлены на диске.
б) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ-ТРЕНАЖЁР «ФРАЗА»
Параллельно с использованием печатных тестов 2-х видов:
1) Тесты в 2-х частях – Саратов «Лицей» 2007 г.
2) Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку под редакцией А.Б. Малюшкина «Творческий Центр», Москва, 2008 г. – почти каждый урок (это удобно, т.к. проверяются индивидуальные знания учащихся) я использую программу-тренажёр «Фраза». Программа-тренажёр в «связке» с тестовыми заданиями может использоваться на всех этапах урока: при объяснении нового, при закреплении, на обобщающих уроках. Учащиеся осваивают азы тестирования,
приучаются работать индивидуально или коллективно, имеют возможность спорить, отстаивать собственную точку зрения, например:
Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов. В каждой строке укажи «третий лишний»:
а) (они) исцел..т, (они) обид..т, (они) верт..т;
б) крут..шь, гон..шь, стел..шь;
в) разнос..те, кол..те, пиш..те;
г) (он) та..т, (он) слыш..т, (он) бре..т.
Многократное вариативное повторение материала помогает учащимся глубже усвоить его, открыть новые грани и смысловые оттенки, развивает память и мышление, служит базой для развития творческих способностей:
1) Отметь глаголы с суффиксом –я-:
а) почу..л г) клее..л
б) вид..л д) подта..л
в) завис..л е) ве..л
2) Отметь глаголы с суффиксом –е-:
а) ненавид..л г) раста..л
б) постро..л д) обид..л
в) намет..л е) поран..л
Многие задания учат думать, сопоставлять факты языка, систематизировать их. Задания по степени трудности неоднородны – это очень выигрышно: трудные задания выполняют сильные ученики, а более лёгкие – послабее или в парах. Одни группы заданий отрабатывают грамматические и морфемные признаки частей речи, другие призваны формировать прочные навыки правописания. Очень много заданий на обозначение морфемного состава слов. Это объясняется тем, что морфемный состав – самый важный опознавательный признак частей речи и необходимое условие орфографической грамотности. Развитие орфографической зоркости – главный момент любого урока.
Интересны задания, где надо найти ошибку в морфологическом разборе слова и исправить их. Выполнение таких заданий в паре дают возможность учащимся пообщаться, высказать собственную точку зрения, запомнить последовательность
Анализа частей речи, активизируют мыслительную деятельность.
Задания в программе «Фраза» традиционного типа: «Вставь пропущенные буквы», «Поставь нужный знак», «Пиши раздельно или слитно» - воспитывают характер (учащиеся отстаивают свой вариант), дают возможность обратиться за помощью (в тренажёре ещё раз прочитать правило и исправить допущенную ошибку), зрительно запомнить «облик» слова и его правописание, получить «объективную» оценку.
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ ПО ТЕОРИИ
Вот уже 20 лет я уделяю большое внимание работе в тетрадях по теории. В виде алгоритма или краткой записи даётся новый материал, записываются примеры (образец) на изученную орфограмму.
Я считаю, что ведение такой тетради удобно:
1. Тетрадь по теории всегда у учащихся на парте (можно повторить и вспомнить теоретические знания в любой момент урока).
2. Есть образец графического обозначения орфограммы, который обязательно пригодится при выполнении теста и при самостоятельной работе в программе «Фраза».
3. Работая с компьютером в парах или индивидуально, ребёнок может вновь обратиться к тетради по теории, чтобы вспомнить правило или графическое обозначение орфограммы.
4. Тетрадь ведётся с 5-го по 9-ый классы, поэтому правила в системе и компактно есть у каждого ребёнка.
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА
При изучении темы «Глагол» в 6 классе я использую презентации (обычно во время объяснения нового материала или на обобщающих уроках) и программу-тренажёр «Фраза» (она очень удобна, когда надо проверить индивидуальные знания учащихся; дети с удовольствием работают не только на уроке, но и в перемену; многие «сбросили» материал себе на диски – это говорит о заинтересованности учащихся, значит «дорогого стоит») и разноуровневое обучение.
I уровень: систематизация изученного по данной теме в начальной школе; повторение признаков глагола и знакомство с новыми категориями; графическое обозначение орфограмм.
II уровень: совершенствование навыков правильного употребления глагола на основе редактирования текста;
совершенствование навыка морфемного анализа;
умение давать характеристику глаголу, выделяя его среди других частей речи.
III уровень: умение составлять словосочетания, включая в них слово с изучаемой орфограммой;
умение составлять текст с включением в него глаголов с целью совершенствования навыков нормированного употребления глаголов.
«Правописание окончаний глаголов» - самая трудная тема с точки зрения формирования прочных навыков правописания, несмотря на её неоднократное изучение (начальные классы, повторение темы в 5 классе). Объясняется это особенностями восприятия детьми глагола как части речи. Недаром академик В.В. Виноградов считал, что «глагол – самая сложная и самая ёмкая категория русского языка».
Главная задача темы – сформировать навыки правильного написания личных глагольных окончаний. Правильное же письмо есть результат различения глаголов I и II спряжений. Отсюда учащиеся должны наизусть знать окончания I спряжения и II, а также свободно владеть способом определения спряжения.
I уровень: освоение темы;
знать окончания I и II спряжений;
владеть способом определения спряжения.
II уровень: от инфинитива уметь образовывать глаголы настоящего или будущего времени определённого лица, объясняя правописание гласной буквы в окончании;
в тексте вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, определяя спряжение.
III уровень: уметь составлять словосочетания с глаголом, в котором пропущена буква в окончании;
составление предложений и текста, включая в них глаголы определённого спряжения.
Главные моменты темы:
1) Несколько раз надо убедиться, что учащиеся опознают глагол. Можно дать текст, в котором необходимо подчеркнуть двумя линиями глаголы и выделить безударные окончания.
Текст
Живёт в лесу птичка-завирушка. Маленькая и очень скрытная. Но весной и ей хочется себя показать. Сядет на самую верхушку ели и поёт. Голосок громкий. И горлышко топорщится, клювик открывается, язычок в клювике дрожит.
2) Формирование умений определять спряжение глаголов с безударными окончаниями, когда в устной речи такие окончания не различаются. Таким образом,
орфографические нормы выступают как результат грамотного решения чисто грамматической задачи – верного определения спряжения.
Почти 100 % класса должны быть вызваны к доске и выполнить индивидуальную карточку «Напиши окончания I спряжения», «Напиши окончания II спряжения»:
I спр. II спр.
- -ем - -им
-ешь -ете -ишь -ите
-ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят)
3) Подбор текстов ведётся с таким учётом, чтобы навык формировался на сознательной основе. Например, в предложениях есть слова с конкурирующими конечными буквосочетаниями (отглагольные существительные):
а) Швед, русский – колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики скрежет.
б) Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
4) Большую роль в становлении навыка играют упражнения выборочного характера (слуховой, зрительный, выборочный диктанты), когда на слух или из текста на доске учащиеся выписывают глаголы и определяют их спряжение. Задания могут быть различны («Выписать глаголы с безударным окончанием, указать спряжение», «Найти глаголы с безударным окончанием, выделить окончание, указать спряжение»):
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
5) Все учащиеся должны овладеть способом действия, графически оформляя ход
мысли:
Снег (что делает?) та..т. Что делать – таять (I спр., тает).
Такой образец грамматико-орфографического анализа обязателен:
а) предотвращает ошибочное письмо и формирует порядок определения написания (сначала анализ – потом верная запись слова);
б) предотвращает смешение вида глагола (вопрос к личной форме диктует видовой вопрос к инфинитиву);
в) предписывает определение спряжения по конечным звуко-буквенным сочетаниям (глаголы на –ить + 11 слов-исключений относятся ко II спряжению, остальные глаголы с безударными окончаниями + 2 слова-исключения относятся к I спряжению).
6) «Графическое оформление хода мысли» всегда сопровождать монологическим ответом.
7) Когда учащиеся овладеют способом действия, письменный ход рассуждения сворачивается до пояснения:
Метель бушует (бушевать – I)
8. Работа в программе-тренажёре «Фраза» и тесты на обученность даются, если учащиеся безошибочно:
а) находят в речи глаголы;
б) выделяют среди них глаголы с безударным личным окончанием;
в) применяют способ действия.
На обобщающем уроке применяю презентацию, где даю задания по теме, творческие задания, и ученики работают в программе-тренажёр «Фраза».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В.В. Гузеев «Эффективные образовательные технологии: интегральная и тогис». – Москва, НИИ школьных технологий, 2006 г.
2. М.М. Поташник «Требования к современному уроку». – Москва, Центр педагогического образования, 2008 г.
3. М. М. Поташник «Как подготовить и провести открытый урок». – Москва, Педагогическое общество России, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....
СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...
«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...
«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы поднимает учебный процесс на качественно новый уровень...
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы ...
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...