Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с ОВЗ"
статья

Сколотян Оксана Александровна

Проблемы, обсуждаемые в данной статье, очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые принесли своим родителям не только радость, но и постоянную тревогу за их судьбу.

В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и их родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Необходимо научить их строить свою собственную жизнь самостоятельно, нести за себя ответственность, принимать решения, действовать и быть мобильным в быстро меняющимся мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа №22»

 

Доклад на тему:

 Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения

для детей с ОВЗ

        

                   Учитель русского языка

Сколотян О.А.

2023 г.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности».  

Людмила Ивановна Швецова

Проблемы, обсуждаемые в данной статье, очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые принесли своим родителям не только радость, но и постоянную тревогу за их судьбу.

В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и их родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Необходимо научить их строить свою собственную жизнь самостоятельно, нести за себя ответственность, принимать решения, действовать и быть мобильным в быстро меняющимся мире.

В специальной коррекционной школе для детей с нарушениями, где каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний умений - навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

  1. Организация учебной работы для детей с ОВЗ. Образовательные технологии

 Для организации эффективной учебной работы с детьми-инвалидами   я использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии (система мер по охране и укреплению здоровья учащихся: динамические паузы, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проблемное обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • развитие критического мышления;
  • практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени;
  • технологию арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия);
  • компетентностно – ориентированное обучение (индивидуальный и дифференцированный подход, разноуровневые задания).

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ, компьютерные технологии я применяю на всех этапах обучения- использую иллюстративный и наглядный материал, тренажеры, опорные схемы, таблицы, презентации (Например, в 7 классе на уроке «Чтобы жить – нужно действовать!» по рассказу М.Зощенко «Великие путешественники», где учащиеся работают над составлением плана произведения и отвечают на вопросы учителя.).

 Важную роль при обучении детей с ОВЗ играют игровые технологии. Игра является мощным катализатором в процессе оздоровления детского организма. Известно, что утомлённый, лишённый сил человек восстанавливает работоспособность намного быстрее, если он вовлечён в какую-либо игру. Виды игр: «Знатоки», «В стране всезнаек», «Олимп № 6(7, 8, 9)» (для каждого класса «свой»). Эти игры создают атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически вспомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать неактуальное в данный момент, сопоставлять, оценивать.  Для 6-7 классов - эти игры проходят в виде викторины. Игра «Олимп №…»  проходит внутри класса в виде олимпиады, выигрывает сильнейший.

Театрализованная игра на уроке, которая вызовет у учащихся несомненный интерес. Проведение театрализованных уроков по темам: "Басни И. А. Крылова", "Мифы Древней Греции" и др. Можно сделать костюмы к таким урокам.  На таких уроках создается атмосфера  свободы мышления, происходит сплочение детского коллектива, а учитель становится равноправным участником действия.

 В настоящее время создано достаточно много учебных компьютерных программ по различным предметам. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос.  Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают благотворное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным.

Современный урок литературы невозможно представить без сопоставления художественных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи (Например, при изучении А. С. Пушкина «У лукоморья» (7 кл.), М. Ю. Лермонтова «Сосна», «Смерть поэта» (8 кл.) музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся, помогают «погрузить» ученика в эпоху литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания. (Например, урок литературы в 7 классе В.Г. Короленко  «Дети подземелья»: «Образы Валёка и Маруси» - работа идет по презентации, здесь же и иллюстрации и отрывки из описания героев; и смотрим сцены из фильма, что помогает более полно раскрыть внутренний мир героев и его жизненные принципы.)

На уроках русского языка компьютерные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов повышают интерес к уроку.

  1. Средства, используемые для сохранения здоровья школьника с нарушением зрения

        Для  успешного  осуществления  своей деятельности  от  учителя  русского языка и литературы  требуется  большая  дополнительная  работа: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, корректировка  общеобразовательной  программы,  которая  отражает  перерас-пределение  учебного  материала,  рассчитанное  на  замедленный  темп  его  усвоения,  подобрать  разноуровневые  задания,  продумать  тщательнейшим  обра-зом  организацию  работы  учащихся  на  уроке,  определить  место  каждого  вида  работ  и  уровень их  сложности, подготовка раздаточного дидактического материала (индивидуальные карточки), выполненного с учетом зрительных и тактильных возможностей слепых и слабовидящих школьников.  

Я стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребёнка. Для этого использую доступные средства сохранения здоровья школьника:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3)уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6) правильная рабочая поза;

7) положительные эмоции.

Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств обучения учитывать возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. На уроках русского языка и литературы учащимся приходится достаточно много писать и читать. Глаза нуждаются в большом количестве кислорода. 99% всех людей испытывают глазное кислородное голодание. Функция зрения ослабевает, глаза устают и недостаточно блестят. Любые физкультминутки должны включать упражнения на дыхание.

Необходимо соблюдать режим работы с персональными компьютерами: рекомендуемая длительность работы с ПК детей школьного возраста, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать: для обучающихся в 1–4 классах – 15 минут; для обучающихся в 5–7 классах – 20 минут; для обучающихся в 8–9 классах – 25 минут; для обучающихся 10–11 классах на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут. При работе на ПК для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений (физкультминуток). Видов физкультминуток существует много. Например, я применяю на своих уроках гимнастику для глаз, упражнения, корректирующие осанку, упражнения для кистей рук и другие. Например, "Потянушки" руки вверх и потянулись-потянулись кто выше (выполняем вместе).

 Гимнастика для глаз должна проводиться на каждом уроке как одновременно с физкультминуткой, так и в другое время на уроке в зависимости от зрительной нагрузки.  Физкультминутка в значительной мере повышает на уроке активность учащихся и внимание.

Эмоциональный климат урока имеет большое значение, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от умения педагога применять здоровый юмор в казусных ситуациях. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности.  

Заключение

Применение новых образовательных технологий -  это неотъемлемая часть уроков русского языка и литературы. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения,  повышают интерес к  урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Использованная литература

  1. Под редакцией Литвака А. Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сборник научных трудов. – Л., 1981.
  2. Левитес. Д. Г. Практика обучения современным образовательным технологиям. – М., 1998.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"

Отчет для аттестации на высшую категорию о  применении современных образовательных технологий с примерами  из практики учителя русского языка и литературы...

« Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями), и их родителей состоит в том,чтобы подготовить детей к самостоятельной жи...