Самообразование по теме: «Использование элементов новых технологий на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку на тему
Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме:
«Использование элементов новых технологий на уроках русского языка и литературы»
В последние годы приоритетом в развитии школьного образования стал личностно – ориентированный подход. Но самые благие начинания гибнут под ворохом обязательных требований. Программы, учебники и методические пособия ориентированы на традиционный репродуктивный подход в обучении.
Необходимо, чтобы педогоги получили возможность обмениваться друг с другом мнениями, делиться успехами и проблемами, а школьники не испытывали серьёзных трудностей при обучении у разных учителей. Многие учителя видят себя в качестве основного источника информации.
Задачи:
1. Изучение теории педогогической технологии развития критического мышления.
2. Разработать и првести интересный урок с использованием технологии развития критического мышления.
3. Сделать так, чтобы такие уроки стали нормой, а не единичным случаем.
4. Для эффективности педогогического процесса сотрудничать с коллегами при внедрении новых технологий в учебный процесс.
Почему?
Они развивают личность ученика, его мышление и творческие способности. Помогают достичь атмосферы доверия между учителем и учеником.
Развитие критического мышления путём чтения и письма.
Структура технологии развития критического мышления путём чтения и письма стройна и логична. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Технологические этапы:
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса в получении новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения.
Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения.
Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения.
В прцессе реализации вызова важно:
1.Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
2.Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы.
3.Сочетать индивидуальную и групповую работу.
На фазе осмысления учащиеся:
1. Осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
4. Акцентируют своё внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения.
5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает , какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к обсуждению анализа услышанного или прочитанного.
Учитель на данном этапе:
- может быть непосредственным источником информации;
- отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом;
- предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Стадия рефлексии:
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения. Данный этап активно способствует развитию навыков критического мышления. На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся представлениям.
Таким образом, учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению.
Данная технология формирует:
- самостоятельность мышления;
- вооружает способами и методами самостоятельной работы;
- даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом;
- позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.
Кластеры:
Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот приём может быть применён на стадии вызова , когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником в виде смысловых блоков.
При изучении темы «Части речи» учащиеся предполагают, что главным вопросом темы будут самостоятельные и служебные части речи. Таким образом, учащиеся сами ставят цель: какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным.Определяют роль в предложении и тексте.
Критическое мышление на уроках русского языка.
части речи
самостоятельные служебные
простое сложное
нерасп. распрост.
предложение
по цели высказыванияосложнено осложнено
? однор.чл обращен
побуд повест
Кластеры можно использовать и в начале темы, и в её конце. Вначале мы узнаём, что уже знаем по теме, дополняем кластер новым материалом, который только предстоит изучить. Школьникам нравится данная работа, они с удовольствием выполняют её. В конце изучения темы сравниваем первоначальные сведения с вновь изученными, делаем вывод и ставим задачу на будущее, что предстоит изучить по теме в старших классах. Степень сложности кластеров различна. Слабым ученикам можно предложить кластер с наводящими вопросами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...
Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...
План самообразования на 2018-2019г.г.: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство; Основные направления деятельности: изучение информационно-коммуникационных технологий с целью пов...
Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение новог...
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой они смогут прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можн...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В работе описано пложительное влияние на эмоциональное состояние учащихся использование интеграции различных видов искусства...