Статья "Технологии современного урока истории"
методическая разработка
Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории с использованием Интернет-ресурсов и других ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_sovremennogo_uroka_istorii.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии современного урока истории
Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории с использованием Интернет-ресурсов и других ЭОР, что позволяет увеличить объем информации, ее качество, наглядность, что, несомненно, повлияет на эффективность учебного процесса и, как следствие, повысит познавательную активность обучающихся.
Ключевые слова: нетрадиционный подход, проблемное изложение, метод проектов, работа с историческим источником, интегрированные уроки, дискуссии.
Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Современное образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Во многом решению этих задач связано с использованием информационных технологий.
Информатизация образования способствует «внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка» [[1]].
Систематическое применение информационных технологий, в т.ч. Интернет-ресурсов приводит к целому ряду положительных результатов:
- повышение уровня наглядности на уроке;
- увеличению количества и качества дополнительного материала;
- постоянное обновление предоставляемых данных;
- возможность путешествий по музеям, городам, странам, библиотекам;
- принимать участие глобальных сетевых проектах, олимпиадах.
Однако в своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: современные учащиеся теряют интерес к изучению истории. Активное использование Интернет-ресурсов привело к тому, что происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Поэтому, современный учитель истории должен найти такие формы проведения урока, чтобы учащийся не только усвоил материал, но и нашел средство для самовыражения, чтобы ребятам было интересно вступать в диалог с учителем и друг с другом, ощущать себя в роли той или иной исторической личности, а Интернет стал хорошим помощником.
Очень хорошо в этой связи зарекомендовала себя методика нетрадиционного подхода к историческим событиям и явлениям – методика проблемного изложения материала. Создание проблемных ситуаций, когда у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, выявление личной оценки противоречиям, на мой взгляд, вызывает интерес ребят к изучаемым вопросам: как же так и почему так, ведь должно быть по-другому. Например, «Летом 1240 года новгородский князь Александр разгромил шведских захватчиков на р.Неве и за победу получил от народа имя Невский. И тот же народ через несколько месяцев, т.е. зимой того же года, «отблагодарил» своего князя, по существу, выгнав его из княжества» [[2]]. Почему, чем объяснить столь быструю и резкую перемену в настроениях новгородцев?
На мой взгляд, каждый учитель, давая урок, должен заботиться о повышении познавательной активности с первой минуты урока, вызвать интерес к изучаемому предмету. Именно с этой целью в начале изложения новой темы я обращаюсь к учащимся с проблемными вопросами или познавательными заданиями. Например, на уроке истории в 9 классе по теме «Общественное движение при Александре I. Восстание декабристов» в начале урока можно поставить такой вопрос: «14 декабря 1825 года 3 тыс. вооруженных солдат и офицеров вышли на Сенатскую площадь а Санкт-Петербурге, простояли весь день, затем рассеялись под огнем четырех орудий, палец о палец не ударив для реализации цели выступления. Почему бунтовщики ничего не сделали, чтобы победить своего противника? Зачем выходили на площадь?» [[3]].
На такие вопросы ученики не всегда могут ответить, но поставленный еще до начала изложения вопрос заставляет их мыслить, заинтересовывает, повышает их познавательную активность.
Решение проблемных задач с классом, как правило, всегда является элементом дискуссии. В книге М.В. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» автор пишет, что «на дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важнейшим приобретением для взрослой жизни»[[4]]. Пусть ребята высказывают свое мнение, аргументируют его, опровергают определенными фактами и логическими доводами мнения своих противников. Я разъясняю им, что суть не в том, чтобы убежденно твердить свое мнение, а в том, чтобы доказывать его убедительными доводами, аргументами и так же, доводами, разбивать аргументацию «противника».
В последнее время снова актуальным стал такой вид работы, как проектная методика – организация обучения, в котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения определенных заданий. Целью проектных технологий, как известно, является необходимость создания таких условий, в результате которых ребята развивают у себя различные исследовательские умения, (например, умение выявить проблему), навыки сбора информации, наблюдения, анализа гипотез, обобщения; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. И здесь также огромная роль принадлежит ЭОР.
Так, при работе с 11 классом над проектом «Россия: можно ли победить коррупцию?» были сформированы группы и определены цели творческой работы в группах. Каждая группа выбрала задание, которое считала для себя наиболее интересным: рассматривали вопрос об истории коррупции в России; методы и итоги борьбы с коррупцией в других странах; государственную политику России по этому вопросу, статистические данные коррумпированности по стране и региону. Работая в различных группах, ребята приобретают коммуникативные умения, развивают системное мышление и самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников. По итогам проекта был составлен буклет, подготовлено мероприятие ко Дню борьбы с коррупцией в 9-10 классах, ребята выступили на конференциях различного уровня.
Метод проектов развивает познавательную и творческую активность учащихся, повышает их самостоятельность и чувство ответственности. В то же время работа над проектом позволяет педагогу выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
В стандарте нового поколения особое внимание уделяется формированию метапредметных результатов, которые в свою очередь достигаются на интегрированных уроках. Очень удачно, на мой взгляд, можно проводить интегрированные уроки с применением проектной методики по литературе, истории, технологии, физике и т.д. Правда это требует большой подготовительной работы. Поэтому проводить такие уроки можно на этапе обобщения пройденного материала. Так, в 7 классе при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учащихся можно разделить на группы и каждая группа готовит свои проекты, по заранее оговоренным вопросам, которые потом обсуждаются в дискуссии. Группа «историков», например, готовит сообщение по истории зарождения казачества, его нравов и обычаев, быта и т.п. «Технологи» представляют блюда из казачьей кухни и модели костюмов казаков. «Литераторы» – подтверждают выводы предыдущих групп фрагментами из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В результате учащиеся совместными усилиями, применив необходимые знания из разных областей, через проектную деятельность показывают практическое применение полученных знаний.
Для подготовки таких уроков требуется много дополнительной информации, но проблема современных детей – они мало читают книг, а в библиотеку ходят единицы. И здесь на помощь приходит Интернет. Например, огромное количество электронных ресурсов можно найти на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html. Здесь размещены электронные тексты исторических источников на русском языке практически по всем периодам.
Существуют также и другие сайты, позволяющие познакомится с историческими текстами. Например, много разнообразных исторических источников и литературы можно найти на Российском общеобразовательном портале www.school.edu.ru. Причем на этом портале в разделе Всемирная история размещены материалы по Древнему миру, истории Средневековья, Новой и Новейшей историям.
В разделе История России на сайте «Классика: историография и исторические источники» (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm) размещена коллекция ссылок на тексты: работы классиков историографии (Карамзин, Соловьев, Ключевский, Греков, Рыбаков), исторические источники (преимущественно по истории средневековой Руси), современные исторические работы (материалы конференций), карты Руси, справочники и т.п.
На других сайтах много материалов по военной истории, нумизматике, истории орденов; различных объектов мультимедиа (видео, фотографии, аудиофайлы, презентации и др.); онлайн-тестов; экскурсий по музеям; исторических карт и т.п. То есть в Интернете можно найти очень много полезного материала, позволяющего использовать его в учебном процессе не только учителем, но и теми учениками, кто хочет более глубоко заниматься изучением истории.
Готовясь к уроку, современный учитель стремится сделать свой урок не только интересным по содержанию, но и максимально наглядным и эта проблема хорошо решается при создании учителем опорного конспекта с помощью программы Power Point. Создавая такой конспект, можно включить туда план урока, иллюстрацию какого-либо события или портрет исторического деятеля, исторический источник, видеофрагмент, фотодокумент, подведение итогов темы и конечные выводы и многое другое – это поможет учителю сделать изучаемый материал более наглядным, а школьнику – легче усвоить новый учебный материал. На слайдах заранее фиксируются все этапы урока, что имеет очень большое значение, так как учителю не приходится тратить время на уроке для записей на доске. Использовать такой опорный конспект можно много раз. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же при необходимости возвращение к нужной информации на любом этапе урока. Таким образом, у ребят задействованы сразу два вида памяти – визуальная и слуховая, что способствует лучшему усвоению нового материала.
Причем подготовку презентаций по разным темам можно поручить школьникам или разработать ее совместно на итоговом уроке как своеобразный контроль знаний учащихся по теме. Положительное значение этого вида учебной деятельности состоит в том, что при работе над презентациями ребятам приходится проводить большую научно-исследовательскую работу, проявлять творческий подход. В процессе демонстрации презентации у них развивается умение публичных выступлений, логическое мышление, а, в связи с этим, повышается самооценка.
Таким образом, успешное применение современных технологий, интерактивных методов преподавания истории способствует поддержанию интереса к истории, направляет учащихся к более глубокому и осознанному пониманию данного предмета, формирует гражданскую позицию обучающихся.
Библиографический список:
[1] Лукина О.Э. Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях//festival.1september.ru
[2] Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М.,2001. С.17
[3] Там же. С.54
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии современного урока истории в 5-9 классах
Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории 5-9 классов в средней школе. Вовлечение в ролевые иг...
Современный урок истории
Работа освещает возможности обращения к нравственным, эстетическим, патриотическим чувствам обучающихся. Знакомит с формами и методами организации деятельности на уроках. ...
Игровая технология на современном уроке истории
Каким образом можно использовать игру на современном уроке? Ответить на этот вопрос поможет эта статья....
Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...
Современный урок. истории. Моделируем урок вместе.
Материалы тренинга для уцчителей "Современный урок истории. Моделируем урок вместе"...
Современный урок. истории. Моделируем урок вместе.
Материалы для проведения тренинга по теме:"Современный урок истории. Моделируем урок вместе" содержит презентацию и план проведения тренинга....
«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...