статья «Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»
статья

статья о формировании  и развитии духовно- нравственных качеств личности на основе этнопедагогики

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование духовно- нравственных ценностей

 на основе этнопедагогики»

Бальчинов В.Ц. , учитель истории и обществознания

 МАОУ СОШ № 19 г. Улан-Удэ

   Социально- политические изменения в российском обществе связаны с переходом от культуры общественных отношений, базирующейся на приоритете коллективных прав, к культуре, свойственной демократическому обществу, основанной на признании прав и  свобод каждого человека, что в свою очередь требует изменений ценностных ориентиров в сфере культуры и образования.    Уникальные особенности народов, их вековые традиции и обычаи, история и культура являются факторами, позитивно влияющими на развитие личности и общества в целом. «Знание ценностей национальной культуры повышает уровень общекультурной образованности школьников, содействует формированию основ социокультурной компетенции».  Поэтому важна реализация системы воспитания и образования в школе на основе этнопедагогики.

    Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  являлась федеральной экспериментальной площадкой. На базе школы ежегодно проводилась   республиканская ономастическая конференция школьников, семинар по ономастике для учителей республики.  В  2010г. школе присвоен статус центра этнокультурного образования (национального) образования Лаборатории этнопедагогики ПИ БГУ.  С 2011 г. школа стала  республиканской стажировочной площадкой по теме «Поликультурное и межконфессиональное образование школьников».  

     С 2017 года в школе  внедряется   инновационный образовательный  проект «Создание центра национальных культур народов Бурятии».       В рамках данного проекта мной была разработана программа дополнительного образования «Основы нравственности», основанная на культуре, традициях и обычаях народов Забайкалья  для учащихся 5 класса, рассчитанная на 68 часов.  Данная программа  расширяет и   углубляет стандартную программу по истории Бурятии.

Цель программы – формирование и развитие духовно- нравственных качеств личности на основе этнопедагогики

Задачи:

-изучение национальной культуры народов  в вариативной части содержания программы  в 5 классе.

-погружение в культурную среду коренных народов Бурятии и творческое взаимодействие со студентами ВСГАКИ, ПИ БГУ, учащимися школ - партнеров.

-создание образовательной среды – среды диалога национальных культур народов, проживающих на территории Бурятии, на уроках.

Программа состоит из 3 модулей:

 «Душа Байкала». Традиции и обычаи.. Этические нормы и правила поведения.

 «Алтан соёмбо». Изобразительная деятельность. Художественно- прикладное творчество и ремесла. Народные танцы. Фольклор. Национальная кухня.

«Аршан» (экология человека). Национальные виды спорта и народные игры. Народные праздники. Жилище.

     При составлении программы большое внимание было уделено таким принципам отбора содержания этнокультурного образования как:

-обучение на доступном для учащихся требований и сложности учебного материала,

 -принцип природосообразности, принцип диалога  культур,

-учет этно - психологических особенностей воспитания и понимания, памяти и мышления детей бурятской и другой национальности,

-учет сформированности познавательных интересов, склонностей,  запросов.

   Рациональная, духовно обоснованная и наполненная система воспитания ребенка была большим достижением традиционной культуры бурят. Традиции бурятского народа составляют одну из важнейших частей трудовой подготовки детей, решая задачи нравственного, физического, эстетического воспитания и умственного развития. Традиции, познания и опыт, складывающиеся веками, передавались из поколения в поколение.  Педагогический потенциал этнопедагогики должна естественно и органично войти в повседневную жизнедеятельность учащихся, стать необходимым элементом практических дел, удовлетворения их познавательных, эстетических,  и иных потребностей, осмысления различных сторон общества.

  Критериями  отбора содержания занятий для включения в учебный процесс являются:

-знания о сущности национальной культуры как целостной системы,

-предметная ассоциативная основа для целостного восприятия национальной культуры,

-умение выделять характерные черты ее элементов и соединять их в единую целостную систему распознавания объектов и явлений национальной культуры,

-социально- адаптивная функция (находит свое проявление в привыкании  человека национально- специфическим особенностям жизнедеятельности народа )

-способность приобщения к национальным традициям и обычаям,

-миропонимание с позиций национальных традиций.

  Социально-адаптивная функция является одной из ведущих в нравственном развитии школьников. Она отражает действие принципа исторической преемственности явлений национальной жизни, обеспечивает передачу опыта,  знаний, традиций народа. На  примерах нравственных ценностей социально- адаптивная функция формирует у детей умения и навыки использования содержательного аспекта в жизни, складывается эмоционально- ценностное отношение к родному народу, краю, семье, культуре. В связи с этим происходит развитие способностей у учащихся вырабатывать собственные суждения и взгляды на вопросы становления и развития национальной культуры, формирование побудительного мотива духовно- практического усвоения  ее элементов, развитие творческой индивидуальности личности на основе опыта народных традиций, формирование чувства гордости и принадлежности к данному этносу.

   Способность миропонимания и осознание своего места в социальной и природной среде при обучении призваны решать задачи формирования нравственных и эстетических качеств личности, убеждений, взглядов, оценочных суждений по вопросам национальной культуры, формирования поведенческих норм, правил, присущих народу данной культуры. В учебно - воспитательном процессе функция миропонимания проявляется в гуманистической направленности содержания образования, в средствах и приемах обучения, а также в постановке целей обучения.

   Создаваемый образ творческой этнокультурной личности- это культурная, духовно- нравственная личность, обладающая интеллектуальной, социальной, духовной и деятельностной активностью, гибкостью, широтой и целостностью мировоззрения, национальным самосознанием и ментальностью, научно- практическими этнознаниями, этноумениями и толерантным этническим поведением, коммуникативными умениями и навыками. Физически и психически здоровый и активный человек, способный самостоятельно решать возникающие проблемы, позитивно и продуктивно мыслящий, строящий свою жизнедеятельность, как творческое созидание мира, миропреобразование.  

Обучение детей по данной программе  способствует воспитанию многих ценных качеств личности ребенка- национальное самосознание, чувство национального достоинства, национальный колорит, особенности менталитета, т.е. все, что называется харизмой, индивидуальностью, характером. Об этом свидетельствуют динамика достижений обучающихся в области духовно-нравственного воспитания и динамика учебных достижений обучающихся в изучении бурятского языка

   Достижению хороших результатов способствует не только содержание обучения, но и те эффективные методы и приемы обучения, которыми владеет учитель. Современный урок требует продуктивных результатов, ориентирует на социальный заказ потребителей, т.е. учащихся, родителей, общества. Исходя из современных требований, понимая задачи воспитания человека, гражданина, творца, интеллектуально и духовно богатой личности, в своей педагогической системе использую элементы технологий. Деятельностный подход осуществляется на основе интеграции занятий с уроками технологии, ИЗО, оригами, информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".

В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств гимнази-стов посредством решения математических задач".

    Я преподаю математику, стараюсь  быть для своих учеников авторитетом  и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.  На наш взгляд, математика обладае...

Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"

Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"...

«Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»

laquo;Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»   Социально- политические изменения в российском обществе связаны с переходом от культуры общественных отн...

Статья «Формирование духовно-нравственного воспитания через урок математики»

В статье автор делится опытом, как на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....