Статья "Формирование духовно – нравственного здоровья учащихся коллектива «Белошвейка» в процессе реализации программы декоративно – прикладной направленности".
статья
Размышления о духовно-нравственном здоровье наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно – нравственного здоровья
учащихся коллектива «Белошвейка»
в процессе реализации программы
декоративно – прикладной направленности.
В последнее время много говорится о духовно – нравственном воспитании детей и подростков, но, к сожалению, ситуация в детских коллективах не меняется в лучшую сторону. Приходится констатировать, что в настоящее время нравственные ориентиры выглядят очень размыто, а подрастающее поколение смело можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Да, слишком много соблазнов в нашем переменчивом мире, как для взрослых, так и для детей. Давление греха на сознание людей так велико, что уже не то, что молодые, но и люди солидного возраста не могут устоять перед ним. И что же нам теперь делать? Пропасть во мраке безнравственности и бездуховности? Надеюсь, что все не так безнадежно.
Мне очень нравится высказывание одного мудрого человека: "Чем ругать тьму, лучше зажги свою свечу!" Для себя я понимаю это как руководство к действию. То есть каждый, кто имеет дело с детьми, на своем месте должен прилагать максимум усилий для того, чтобы правильно воспитать их, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, свой народ, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, честными, трудолюбивыми, добрыми. В этом как раз и заключается формирование духовно-нравственного здоровья ребенка.
Мы, педагоги дополнительного образования, хорошо понимаем, что именно у нас, в атмосфере сотрудничества с детьми, есть реальные возможности способствовать формированию гармоничной и нравственной личности.
Я стараюсь это делать с первой же встречи со своими учащимися. Когда они впервые попадают в нашу страну Рукоделию, их переполняет восхищение – столько всего интересного и красивого вокруг. Они видят забавные игрушки, сшитые вручную, кукол, одетых в прекрасные наряды, всевозможные цветы из ткани, неповторимые панно, выполненные из кожи и многое другое. Ребенку хочется снова и снова приходить сюда, а главное - научиться все это, делать самому. Как мне кажется, чем сильнее способен ребенок удивляться и восхищаться красотой - тем больше места в его душе будет занято добром и любовью. И туда все труднее будет войти злу и жестокости. Поэтому стараюсь на своих занятиях привить способность не только видеть красоту, но и ценить ее, уметь и любить создавать ее своими руками. Так, осенью, мы проводим небольшую экскурсию вокруг школы, собирая коллекцию из листьев, неповторимых по своей форме и окраске. После этого пытаемся воспроизвести подобное из ткани. Работа с осенними листьями доставляет удовольствие и младшим и старшим. Дети порой впервые внимательно с удивлением рассматривают то, что лежит у них буквально под ногами. Мы говорим о том, насколько восхитительна наша природа в любое время года. Такого разнообразия растений, пожалуй, не встретишь нигде в мире. Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Любить и, по возможности, преумножать красоту родного края.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного здоровья является культура человека. К сожалению, в семье не всегда обращается внимание на то, как не должен вести себя ребенок в различных ситуациях. Чаще всего мы слышим возмущение окружающих, что дети не умеют себя вести. Действительно, не умеют, потому, что их никто не научил. Прежде чем начать занятия, я подробно рассказываю о правилах поведения в учебном кабинете и вне него. Я касаюсь не только техники безопасности, но прежде всего, делаю акцент на то, что здесь у нас должна царить атмосфера доброжелательности, милосердия, взаимопонимания и взаимовыручки, нетерпимости к любой грубости, агрессии, сквернословию. Не устаю напоминать об этом на каждом занятии. Являясь филиалом Дворца детского (юношеского) творчества «Юный губкинец», наше детское объединение «Белошвейка» ведет работу на базе МОУ СОШ № 17. Часто приходится бывать с коллективом во Дворце, где проходят различные мероприятия. Каждый раз на ступеньках здания провожу небольшую лекцию, которая звучит примерно так: «Дети, сейчас мы войдем в здание Дворца. Постарайтесь не шуметь, не бегать. Будьте приветливы, здоровайтесь с взрослыми. Уважайте труд техсотрудников, не сорите. Покажите, что вы воспитанные и культурные люди. Пожалуйста, не подведите меня». И, надо сказать, ни разу не подводили. Постепенно такие несложные установки становятся нормой.
По моему глубокому убеждению – корнем всех пороков является безделье и скука Тому можно привести массу примеров. Об этом я говорю с родителями на всех родительских собраниях. К сожалению, сейчас средства массовой информации меньше всего обращают внимание на человека, который своими руками создает продукты питания, одежду, обувь, строит дома и так далее. Совсем не стало интересных фильмов о людях труда. Культивируется психология потребителя, где труд – вынужденная необходимость для удовлетворения своих все более возрастающих потребностей. Своей основной целью работы с детьми считаю воспитание трудолюбия. Кто хоть раз испытал радость творческого труда, понимает, что такой труд не только отвлекает от проблем и неприятностей, но и увлекает так, что теряешь счет времени. Если человек любит трудиться, он никогда не будет знать скуки, всегда найдет себе занятие. Осваивая различные технологии, учащиеся расширяют диапазон своих знаний, умений и навыков. Это дает им возможность выбрать себе дело по душе. Еще А.С. Макаренко говорил: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик». С удовлетворением могу сказать, что выпускники нашего коллектива – это интересные творческие люди, умеющие преодолевать трудности и нашедшие свой путь в этой непростой жизни.
На занятиях в коллективе дети ведут себя более раскованно, чем на уроках в школе. Допускается негромкая беседа между собой и руководителем. Но порой в таких беседах проскальзывают недопустимые выражения. С первых же дней я веду непримиримую борьбу со сквернословием и всевозможными жаргонизмами в речи воспитанников. Стараюсь убедить в том, что у меня очень хороший слух, и я слышу любое гадкое слово, даже произнесенное шепотом. Постоянно объясняю, что эти слова – разрушители, повреждающие душу. Произнесение скверных слов вредит не только тому, кто их говорит, но и окружающим. Мать Хемингуэя, когда он в детстве сквернословил, мыла ему рот с мылом. И была абсолютно права, – если бы и все матери поступали так! Кроме того, в беседах с девочками, стараюсь добиться от них четкого выражения своей мысли, использования литературной речи. Объясняю, что нам дано огромное богатство – наш русский язык. А мы не стремимся его знать, плохо им владеем, небрежно к нему относимся. А ведь мы и только мы несём ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.
Во время учебного процесса я обращаю внимание и на физическое воспитание учащихся. Вместе с детьми мы следим за тем, чтобы они сохраняли правильную осанку, постоянно выполняли правила техники безопасности во избежание травм. С малышами у нас действует такой закон: кто нарушает технику безопасности, выполняет несложные физические упражнения (прыжки на одной ноге, приседания и т. д.). Такое «наказание» дает разрядку мышцам, ребёнок не устаёт, сидя в одном положении. На перемене дети играют в подвижные игры. Я часто играю вместе с ними. Всегда приветствую занятия спортом. Многие учащиеся совмещают занятия в нашем коллективе с волейболом, плаванием, лёгкой атлетикой. Провожу беседы о здоровом образе жизни, о вреде курения, о том, как надо правильно одеваться, чтобы не застудить жизненно важные органы. Не стоит слепо следовать моде, необходимо выбирать для себя одежду, которая соответствует времени года и не выглядит вульгарно. История русского костюма показывает нам, как грамотно одевались наши предки, как бережно они относились к своему здоровью, считая его важной жизненной ценность, как хранили душевную и телесную чистоту.
В связи с этим, хочется заметить, что неотъемлемой частью духовного и физического здоровья, является чувство стыдливости, столь непопулярное в наше время. Чувство стыда, как и совесть, даются каждому человеку при рождении. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы не дать погаснуть этому чувству, воспитывать, развивать и укреплять его. Приходится констатировать, что девочки сейчас очень рано становятся взрослыми. Если еще 5 - 6 лет назад учащиеся четвертых классов с упоением играли в куклы и даже не помышляли ни о чем «таком», то сейчас – это вполне просвещенные дети, с которыми можно и нужно говорить о целомудрии. К сожалению, сегодня наиболее сильными воспитателями являются Интернет и телевизор. Давно канули в лету те времена, когда телевизор был источником культуры поведения, культуры речи, культуры одежды. Сейчас – это настоящая помойка, развращающая души детей. Поэтому стараюсь «заразить» своих воспитанниц интересными занятиями, чтобы дома просто не хватало времени смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Испытываю большую радость, когда девочки сообщают мне об этом.
Имея большой опыт работы с детьми, я понимаю, что многим очень не хватает общения с взрослыми. Дома родители заняты хлопотами по хозяйству или увлечены многочисленными телевизионными сериалами. Учителя просто не имеют такой возможности в силу своей загруженности. Дети носят в себе груз нерешенных вопросов и проблем. Они пытаются найти поддержку у сверстников, но не всегда это заканчивается благополучно. Поэтому и получается, что они вроде бы всегда рядом с нами, а мы не знаем, что происходит в их душах, какие там бури и смятения. Стараюсь установить с девочками доверительные отношения, по возможности обсуждать волнующие их темы. Очень важно дорожить доверием детей, хранить их тайны, и самому быть примером того, чего мы хотим добиться от них.
Давайте же внимательнее относиться к нашим детям, чтобы не пропустить чего-то важного в их жизни, не дать распространиться болезни, называемой грехом, оказать необходимую помощь, дабы сберечь их здоровье не только телесное, но и духовное.
Белозерская Елена Михайловна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина Белгородской области, 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности
Статья посвящена основным аспектам духовно-нравственного воспитания на уроках музыки...
Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...
Особенности реализации процесса духовно - нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно - нравств...
Статья на Интернет- конференцию "Значение и реализация аспектов духовно- нравственного воспитания молодежи в образовательном процессе"
В настоящее время в воспитании молодежи все больше уделяется внимания духовно- нравственному аспекту. Непрерывное расширение сферы действия нравственных начал в ...
Эффективность мероприятий гражданско-патриотической, духовно-нравственной, художественно-эстетической, военно-спортивной, экологической, оздоровительной и др. направленности, проведенных аттестуемым
Комментарии: Диагностики удовлетворенности обучающихся мероприятиями не входит в должностные обязанности педагога-организатора МОУ ЦДТ «Горизонт», но необходима для эффективности проведени...