Статья «Формирование духовно-нравственного воспитания через урок математики»
статья на тему

Задесенцева Светлана Петровна

В статье автор делится опытом, как на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Задесенцева С.П., учитель математики

«Формирование духовно-нравственного воспитания через урок математики»

На уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря ее содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.

Я считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Еще в 19 веке польский математик  Штейнхаус заметил, « что между духом и материей посредничает математика».

   Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание  осуществляю посредством четырех факторов:

•        через содержание образования;

•        через методы и формы обучения;

•        через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

•        через личность самого учителя.

Урок математики - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия  и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносит собственные неудачи.

Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках математики помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважение к родителям, заботе о младших и старших.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективнее, если она будет проводиться на всех этапах урока. Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку, эпиграфом могут быть высказывания о математике и математиках, а могут быть нравственного содержания. Например:

Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)        

Человек есть дробь. Числитель-это сравнительно с другими - достоинства человека, человек- знаменатель, это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства- не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя- свое мнение о  самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству. (Л. Н. Толстой)

Первые в учебном году уроки математики я посвящаю теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. На уроке в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, что математика - это не только «нужно», но еще и интересно.

Я на своих уроках реализую духовно-нравственное направление через решение практических задач.  Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого,  сообщить интересную информацию или прочитать стихотворение. Под понятие «нравственного здоровья» можно составить различные уроки на тему «Вредные привычки», «Урок-спорт» с заданиями по данной теме, связанные с известными именами спортсменов, датами, событиями.

В обучении математике, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, а пробуждает чувство сопричастности к величию своей страны.

Опыт моей работы показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае, стране. Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

            В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины. Хочется процитировать слова А.В. Луначарского: «Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Духовно-нравственное воспитание через уроки математики и физики

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Установле...