Система работы с одарёнными детьми
статья
Предварительный просмотр:
Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, применение современных педагогических технологий, вовлечение учащихся в межличностное и межкультурное общение, включение школьников в диалог культур.
Система работы по выявлению и развитию интеллектуальных, творческих, познавательных способностей учащихся на уроках бурятского языка: переводы текстов, эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, ментальных карт, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст и др.
- система творческих заданий на уроках Литературы Бурятия: анализ текстов, иллюстрирование, выразительное чтение, чтение по ролям, постановка отдельных эпизодов, инсценировка и др.
Одной из важных форм образовательной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учащихся к бурятскому языку, является проведение олимпиад. Школьные олимпиады по бурятскому языку - это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых – выявление одаренных по предмету детей, кропотливая работа по подготовке к школьному, районному и республиканскому этапу. Для подготовки к олимпиадам разрабатываются специальные тренировочные вопросы и упражнения, тестовые материалы, проводятся викторины, игры по предмету. Большое внимание при составлении вопросов уделяется социокультурному материалу, обязательным условием является включение вопросов краеведческого характера. Показателем успешности обучения является участие в предметных олимпиадах, где учащиеся показывают хорошие знания бурятского языка.
Большое внимание уделяю подготовке к научно-практическим конференциям. Такая работа помогает развивать у детей различные умения и навыки: мыслительные, культуру устной и письменной речи, сотрудничество, умение работать с разными источниками информации, делать выводы, анализировать и многое другое.
Внеклассная образовательная и внеучебная деятельность становится поприщем творческого самоопределения, самореализации учащихся. Во внеурочной образовательной деятельности учащиеся расширяют знания, полученные на уроках, повышают уровень общего развития и культуры. В становлении личности особую роль имеет личное прикосновение к истокам культуры народа. В школе стали традиционными проведение Дней бурятского языка, празднование национального праздника «Сагаалган», Неделя бурятского языка и литературы, в рамках которых проводятся творческие конкурсы, в том числе «Юный Будамшуу», «Хүхюу буряад», конкурсы художественного слова. Наиболее популярны тематические вечера, посвящённые творчеству поэтов Бурятии, участие в различных конкурсах этнического направления, познавательные игры «Табан сэсэн», «Брейн-ринг» и другие. Ежегодно в дни предметной декады бурятского языка и литературы проводятся массовые мероприятия с вовлечением родительской общественности, национальные и спортивные праздники, интеллектуальные, творческие развлекательные игровые программы, концерты, выставки, тематические вечера.
Неделя бурятского языка - это особая атмосфера, пронизанная духом созидания, творчества, желанием поделиться собственными открытиями с окружающими; это ожидание чего-то необычного, неординарного и интересного. Направлениями предметной недели являются: создание цикла мероприятий на бурятском языке в масштабе всей школы, также на муниципальном уровне. Цель: повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, формировать желание общаться на языке, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями. При подготовке серьёзно и чётко продумывается план мероприятий, формулировка и содержание заданий, позволяющих актуализировать опорные знания и направить учебно-познавательный поиск учащихся.
В рамках Недели бурятского языка и литературы осуществляются межпредметные связи с различными школьными предметами: с русским языком, литературой, историей Бурятии, географией и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности.
Одним из направлений организации внедрения ФГОС является внеурочная деятельность учащихся. Согласно учебному плану школы веду внеурочные занятия по рабочей тетради «Учусь создавать проект». Результатом работы по данному направлению является издательский проект «Бархан уулын сэсэгүүд» .
Цель данного проекта: сбор и классификация диалектных слов Курумканского района в сопоставлении с литературным бурятским и русским языками. Участниками проекта стали учащиеся 2-9 классов, жители села Курумкан, педагоги школ Курумканского района. Результаты проекта:
1) Выпуск словаря диалектизмов Баргузинской долины «Бархан уулын сэсэгүүд».
2) Развитие коммуникативных качеств учащихся.
3) Вовлечение учащихся и учителей в проектную деятельность.
4) Обучение учащихся корректорской работе, компьютерному набору, правке, верстке и т.д.
Во время работы над проектом учащиеся провели следующие виды работ:
1. изучение литературы по данной тематике;
2. сбор материала – изучение словарей, опрос информаторов, посещение школьного музея;
3. закладка банка данных - классификация диалектных слов;
4. оформление результатов проведенной работы в виде словаря.
Изучение и анализ диалектных слов в сопоставлении с литературным бурятским и русским языками способствует осознанному восприятию семантики слова или выражения (если это устойчивый оборот), более качественному усвоению учебного материала, расширению языковой компетенции учащихся, а в целом - развитию и сохранению родного языка. Особую ценность в данном проекте составляют «золотые россыпи» бурятского языка – устойчивые сочетания и обороты, употребляющиеся в народной речи только в конкретной местности и несущие определенную семантико-экспрессивную окраску. Многие слова, употребляющиеся в каком-либо значении на литературном бурятском языке, на местном диалекте имеют совершенно иное значение. В большинстве своем редкие обороты бурятской речи употребляются представителями старшего поколения, о чем свидетельствуют материалы от информаторов. Многие слова и устойчивые обороты речи на бурятском языке употребляются строго в определенной местности. Реализация данного проекта имеет большие перспективы, так как объектом дальнейшего изучения послужит языковая среда остальных сел района, их сопоставление и анализ.
Также одной из наиболее широко распространенных форм развития способностей обучающихся являются кружки. Мною ведётся кружковая работа кукольного театра. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы.
На кружковых занятиях ребята учатся доброте, честности, справедливости. Хочется надеяться, что прочитанное и проанализированное на уроке произведение, литературная игра или выученная и сыгранная роль в школьном спектакле, личное наблюдение помогут ребёнку правильно ориентироваться в жизни, будут способствовать обогащению внутреннего мира. Систематическая и разнообразная работа по воспитанию у ребят глубокого интереса к литературе, в частности, через литературные вечера, конкурсы и другие виды внеклассной работы способствуют обогащению духовного мира учащихся, повышению их общей культуры, формированию в них моральных качеств и чувства прекрасного, развитию речи учащихся. Показателем успешности работы кружка является результативность участия детей в различных конкурсах, фестивалях художественного творчества.
Ежегодно в дни празднования Белого месяца - Сагаалгана в течение месяца проводится цикл внеклассных мероприятий. В этом учебном году в дни празднования Белого месяца был запущен краткосрочный проект «Сахилзан ерэбэл Сагаан hарамнай!». При планировании данного проекта нашей главной задачей было взаимодействие с семьей и вовлечение родителей в совместную деятельность в целях приобщения детей к культуре бурятского народа, национальным, семейным традициям, обычаям. Одним из ярких событий празднования Сагаалгана стал Сагаан hарын найр, на котором приняли участие почти все родители школы. На пяти площадках развернулись поединки за звание сильнейших в празднике мужского троеборья «Эрын гурбан наадан», на интеллектуальном конкурсе «Табан сэсэн», конкурсе национальной кухни «Сагаалганай хэшэг», «Буузын баяр» творческом конкурсе «Сахилзан ерэhэн Сагаалган». Конкурсы проходили среди классов при совместном участии родителей и детей на всех площадках. Данный праздник был хорошим поводом провести их вместе с родителями, а не для них. Проект разработан так, что родители явились непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях школы и родителей. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника была создана общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, учителей. Дети и взрослые получили огромный заряд бодрости не только от своих результатов, но и от сопереживания за членов команды. Дети получили опыт социального общения со своими родителями и другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке. Совместный праздник с родителями надолго останется в памяти взрослых и детей. Родители хорошо узнали друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Семья – самое ценное, что есть в жизни каждого человека. Смею надеяться, что проведенный праздник послужил примером того, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Безусловно, нынешний Сагаалган дал возможность школьникам всех возрастов проявить свои способности, а также станет очередным толчком к освоению новых технологий, которые позволят повысить эффективность воспитательного процесса.
Также совместно с родителями был проведён общешкольный конкурс «Уг гарбалай найр». На этом конкурсе приняли участие 22 команды, независимо от возрастной категории детей. Одной из конкурсных заданий была защита проекта «История моего рода», который вызвал огромный интерес у членов жюри, участников и зрителей. Проведение этого мероприятия дало мощный заряд энергии, положительной эмоции, как родителям, так и детям.
Мною создан и успешно функционирует этнокультурный центр «Гуламта». На базе центра действует школа Дангины – Баатара, кружок «Отчий край». Базовыми ценностями центра являются воспитание чувства национального достоинства, патриота своей земли, уважение к культу предков, матери и детей; самосовершенствование и самореализация через изучение духовной культуры бурятского народа, а также других народностей, населяющих долину Баргузина; формирование морали как основы нравственного поведения в обществе; выявление и развитие творческих способностей. В центре учащиеся приобщаются к традиционной культуре, обычаям, приобщаются к нравственным ценностям, сценическому искусству и исполнительскому мастерству. Воспитанники школы являются дипломантами и лауреатами районных, региональных и международных конкурсов.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся выстраивается с помощью:
-инструментальной диагностики;
- педагогического наблюдения;
- изучения результатов деятельности (работа учащихся);
- диагностики познавательных интересов, диагностики учебной мотивациишкольников;
- наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)
Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....
Система работы с одарёнными детьми
Презентация представлена на творческом семинаре"Работа с одарёнными детьми"...
Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)
Описание системы работы с одарёнными детьми...
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми»
Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...