Доклад на РМО "Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО" (из опыта работы)
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»
Первомайского района Тамбовской области
«Развитие игровой деятельности
в условиях ФГОС ДО»
(из опыта работы)
Автор: воспитатель
Щетинникова
Татьяна Владимировна
2017 год
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
С этим высказыванием тяжело спорить. Ведь большую часть знаний ребёнок получает в игре, до определенного возраста он живёт в игре, а не в реальном мире.
Стоит заметить, что игра со временем модифицируется и изменяется, меняется игровое пространство детства.
Игры нынешних бабушек и дедушек, да и нас с вами проходили во дворах, где мы целыми днями гоняли мяч, игрались в куклы, строили замки из песка.
Современное поколение отдаёт предпочтение играм индивидуальным, компьютерным.
В связи с такими изменениями в игровой деятельности дошкольников в
Федеральном Государственном Образовательном стандарте изложены требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в которых говорится об исключении из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игры у ребёнка можно развить физические, интеллектуальные и личностные качества, формировать предпосылки учебной деятельности и заниматься обеспечением социальной успешности дошкольника.
При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно – правовые документы.
Это принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, отмеченные на сладе.
Данные документы внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, и во многом решают вопросы, связанные с развитием игровой деятельности детей-дошкольников.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
В современных детских садах игры детей проходят в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
Для физического развития детей создана зона двигательной активности: дети занимаются подвижной игровой деятельностью утром, на прогулке, после дневного сна. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.
Для социально-личностного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музеи кукол, центры ряжения, которые позволяют изменить свой облик, и познавать себя. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.
Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки.
Для художественно-эстетического развития детей есть центры творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности.
При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость.
Для познавательно-речевого развития детей созданы центры речевого развития, центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация.
Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.
Кроме этого ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно - пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.
Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что же это значит?
1) Насыщенность среды. Образовательное пространство должно быть достаточно оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детских игр.
4) Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.
5) Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности обучающихся по химии в свете требований ФГОС ООО (Из опыта работы МОУ «СОШ № 73» г. Саратова)
Работа выполнена в соавторстве с заместителем директора по УВР Зубковой Е.Д....
Доклад на ШМО "Игровая деятельность на уроках английского языка"
Данная статья рассказывает о видах игровой деятельности на уроках английского языка....
Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).
Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку по...
Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности
Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС ООО(из опыта работы)
Обобщение опыта работы классного руководителя...
"Современный школьный урок в условиях реализации ФГОС ОО: из опыта работы"
В данной статье рассматриваются понятия "педагогическая технология", "клиповое мышление", "этапы урока" и приводится личное видение современного урока в условиях реализац...
"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)
quot;Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)...