"Современный школьный урок в условиях реализации ФГОС ОО: из опыта работы"
статья
В данной статье рассматриваются понятия "педагогическая технология", "клиповое мышление", "этапы урока" и приводится личное видение современного урока в условиях реализации ФГОС ОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_shkolnyy_urok_v_usloviyah_realizatsii_fgos_oo_iz_opyta_raboty.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Современный школьный урок в условиях реализации ФГОС ОО: из опыта работы»
Активное внедрение новых педагогических технологий в конце прошлого столетия проходило активно, но и стихийно, зачастую лишь для того, чтобы попробовать новое, разнообразить учебный процесс, без учёта специфики технологии и уровня подготовленности класса к работе в такой системе.
В современной педагогике выделяются два актуальных направления исследования педагогической технологии – теоретическое и научно-прикладное.
Главной ошибкой при внедрении новых приёмов и методов обучения в 70-е годы XX века, я считаю, являлось отсутствие чёткого упорядочивания и систематизации многообразия технологий, отсутствие необходимого теоретического базиса.
Для педагогической технологии важны процессуальность и этапность процесса обучения. «Внедрить» технологию – значит обеспечить взаимосвязь теории с опытом работы и наоборот.
Основными этапами внедрения являются: организационно-подготовительный; ознакомительный; исполнительский; контрольный; итоговый; обобщение социального опыта.
Технология обучения – это системная категория, предполагающая взаимосвязь целей и содержания обучения, средств педагогического взаимодействия и организации учебного процесса, а также прогнозирования результатов обучения.
Для того чтобы педагогическая технология в деятельности учителя была эффективной, необходим оптимальный набор приёмов и методов адаптированных в соответствии с конкретным типом технологии. Учитель при этом должен учитывать:
- своеобразие и уровень изученности темы, её место в курсе обучения и воспитания;
- уровень способностей учащихся и их познавательную активность;
- содержание учебного материала;
- постановку цели и задач урока;
- определение соотношения самостоятельной и коллективной работы на уроке, её формы;
- выявление связи с предыдущим материалом;
- обозначение формы и типа урока;
- определение оптимального набора приёмов, методов и средств обучения.
Развитие любой сферы деятельности человека происходит поэтапно, по цепочке: случайный выбор~ремесло~технология.
На первом этапе человек сталкивается с явлением (опытом), осваивает его и приобретает навыки работы с ним. На втором этапе – развития ремесла – человек выстраивает на освоенном явлении свою профессиональную деятельность. На завершающем этапе специалист создаёт механизмы и технологические средства для производства продукта своей работы.
Продуктом деятельности учителя являются образовательные и творческие показатели его подопечных. И только грамотно подобранные педагогические технологии позволяют мастерски выполнить необходимую задачу.
Основной проблемой при восприятии учебного материала современными учащимися, порождающей все остальные ошибки, является клиповое мышление. Это обусловлено качеством нашей жизни. Постиндустриальное общество погружено в бездну информации, но вот парадокс: при всей доступности она практически обесценивается в глазах людей. То же самое наблюдается, к сожалению, и в образовательной среде.
Клиповое мышление – это сиюминутное восприятие подаваемых сведений, и если они не представляются в виде кадров или картинок, значит через короткий промежуток времени будут забыты или исковерканы детьми.
В своей педагогической практике я сталкиваюсь с тем, что учащиеся довольно часто пытаются механически запомнить материал, без вникания в его содержание (это особенно может затрудняться отсутствием пресловутых «картинок»), недостаточно или вообще не обращаются к художественным текстам, за счёт чего им приходится трудно при проведении фронтальных устных вопросов, написании сочинений. Естественно, что незнание литературных произведений, малый читательский опыт заставляют учащихся пользоваться различными дайджестами и готовыми сочинениями. Очень жаль, но при проверке таких работ неприятно поражаешься, насколько безграмотной может быть речь на письме.
Если говорить об организационной составляющей современного урока, то можно разобрать такую ситуацию.
Вы поприветствовали учащихся, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда Вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивлённо посмотрели на этого ребёнка, он, смотря Вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда хочется смеяться, когда Вы начинаете вести урок». Как поступить? Сделать замечание?
Замечание, сделанное в очень резкой форме, вызывает в мозгу учащегося нервный импульс, передающий сигнал надпочечникам, которые начинают вырабатывать гормон кортизол. Так возникает ситуация, при которой эмоциональный фон перекрывает рациональное восприятие слов замечания. Это целая цепочка: стресс-страх-обида, где стресс понимается со знаком минус, страх – чувство нежелания становиться «исключительным» в таком смысле, а обида – это защитная реакция учащегося (так уж мы устроены: эмоции часто нас захлёстывают). Бывает, что обида проявляется в виде агрессии, ответного высказывания в грубой форме. И тут уж точно не до смысла в сказанных словах.
Эффективное замечание – педагогически грамотное замечание.
Я полагаю, что в подобной ситуации следует спокойно отреагировать на слова учащегося, улыбнуться в ответ и рассказать подходящий к ситуации анекдот или предложить загадку/задачу (лучше даже, если это суметь увязать с предстоящей темой) и продолжить занятие. Таким образом осуществится удачный «вход в урок», повысится позитивный настрой класса к восприятию материала.
Известно, что существуют различные приёмы, позволяющие сделать урок успешным. В своей педагогической практике для поддержания или развития внимания я использую их на всех этапах учебного занятия:
- «Вход в урок»: - необычное приветствие («Приветствую вас, юные литературоведы!», «Здравствуйте, уважаемые любители изящной словесности!»);
- загадки, задачи, анекдоты в тему для создания «настроя» (учащихся важно удивить и заинтересовать);
- «принцип открытости»: есть проблема, её нужно решать вместе (необходимой составляющей является, конечно, практическая направленность при рассмотрении темы, поскольку современные школьники желают иметь точное представление о том, как именно они смогут применить полученные знания в будущем);
- «Отдых на уроке»: игры, тренинги, тесты, кроссворды по теме, юмор, физминутки.
- «Выход из урока»: контроль уровня усвоения материала, настроения учащихся, степени заинтересованности (школьники заранее знают, что их опросят по окончании занятия, поэтому концентрация их внимания довольно высокая).
В любом случае ученики всегда ценят завершение урока со звонком, выставление отметок с комментариями, объективную рефлексию.
Список использованных источников и Интернет-ресурсов:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Статья «Технологии в обучении». URL: https://vuzlit.ru/427301/sluchaynyy_opyt_remeslo_tehnologiya. – (дата обращения: 01.08.2019).
- Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития: Доклады и материалы к научно-практической конференции. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas» Пед. технолог...
Организация работы школьных библиотек в условиях реализации ФГОС
Методические рекомендации...
Современный урок в условиях реализации ФГОС.
Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....
Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....
Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"
Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС ООО(из опыта работы)
Обобщение опыта работы классного руководителя...
Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС
Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...