"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)
учебно-методический материал
"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovaya_deyatelnost.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменение содержания образования на основе принципов метапредметности Новые стандарты Значимый метапредметный образовательный результат – смысловое чтение наши дети отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений Вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста Показатель перспектив развития экономики страны владение приемами понимания текста умения приобретать и эффективно использовать знания
Понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации фактуальной описание событий, героев, места и времени действия и т.д. подтекстовой содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д. концептуальной система взглядов, мыслей и чувств автора
Стратегии смыслового чтения Предчтение (ориентировочный этап) Ассоциативный куст. Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления. Алфавит за круглым столом. Денотатный граф Чтение (исполнительный этап) Следуйте за персонажем книги. Чтение с пометками (INSERT). Чтение с вопросами. Чтение с остановками. «Бинго!» « Puzzle » Карта ума. «Фишбоун» Постчтение (рефлексивно-оценивающий этап, включение в другую деятельность) Пирамида фактов. Сводные таблицы. Граф-схема текста. Различные вопросы к тексту (ромашка Блума). Аннотация – реферат – пересказ. Компрессия.Реклама. Синквейн. Свободный микрофон. Пирамида «критика» Создание собственных текстов комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки предполагают выбор и функционируют автоматически на бессознательном уровне
Парная (групповая) мозговая атака 5 минут Тема: «Былина», 6 класс Что такое былина? Когда возникла? Кто автор? Исполнители? Композиция? Художественные особенности? Предчтение
«Горе от ума» Жанр Афиша Конфликт Смысл названия Хронотоп «Ум подготавливает счастье» (Гельвеций) То, что должно приносить счастье, приносит горе, "мильон терзаний". Комические ситуации, говорящие фамилии, смешные реплики Любовный; антагонизм Чацкого и московского общества Возраст Профессия Родственные Отношения Место в комедии Конфликт Москва, дом Фамусова; 20-е гг.19 века Прогноз и впечатления Предчтение
Знаем-Хотим узнать-Узнали (З-Х-У) Знаем Хотим узнать Узнали 1.Краткие причастия с частицей НЕ пишутся раздельно. 2.Отвечают на вопросы каков? каковы? 3.Роль сказуемого. 1.От причастий каких разрядов образуются? 2.Как изменяются? 3.Сколько Н пишется? 4.От всех ли причастий можно образовать краткую форму? (заполнение на стадии рефлексии) Тема: «Краткие причастия», 7 класс Предчтение
Денотатный граф Народные баллады Когда возникли? Кем создавались? Какие виды существуют? Что является источником? Каковы художественные особенности? Как переводится слово «баллада»? Предчтение
Глагол как часть речи Что обозначает глагол как часть речи? Какие признаки присущи данной части речи? Каковы синтаксические функции глагола? Постоянные? Непостоянные? Денотатный граф Предчтение
Что означают слова эпиграфа? Какие ценности утверждает автор? Какие символы создаёт и использует автор? Кто подразумевается под чайками? Кому из чаек дано имя и почему? Почему трёхчастная композиция? Почему именно чайка? «Невыдуманному Джонатану-чайке, который живёт в каждом из нас» Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Чтение
И.И.Обломов Портрет? Отношение к нему Окружающих? Интерьер? Костюм ? Значение имени, Фамилии? 32-33 года Душа светилась в глазах На первый взгляд, прекрасно убранная Пыль, паутина, кости, крошки Илья – Илья Муромец Обломов-обломок Сон-обломон, Облый=круглый Восточный халат: мягкий Туфли мягкие, широкие Человек поглубже Приятно задумается, улыбнётся Поверхн.человек: «добряк, простота» Илья-пророк Приятная наружность «И.И.Обломов в начале романа» Чтение
Задание: изучив §§10-12, заполните схему. Подготовьте рассказ о служебных частях речи, опираясь на схему. Служебные части речи Примеры: Роль в предложении Примеры: Роль в предложении Примеры: Роль в предложении Чтение
Служебные части речи Предлоги Примеры: В На За Под К Около Перед Из-за Из-под Частицы Союзы Роль в предложении: Употребляются с существ. и местоим.; Связывают их с другими словами Примеры: И А Но Что Когда Если Потому что Роль в предложении: Связывают однородные члены и целые предложения Примеры: Не Бы Же Ли Разве Неужели Роль в предложении: Придают различные оттенки значения членам предложения или предложению в целом
"v" "+" " -" "?" поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу Чтение
Жанр жития Житие – жанр древнерусской литературы, произведения которого повествуют о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых. (-)Канонизация святого возможна при наличии трёх условий : святая жизнь, чудеса (прижизненные и посмертные), обретение мощей. Герои жития – самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья. Жития русских святых создавались на всём протяжении существования древнерусской литературы – (-) с 11 по 17 век . Большинство авторов житий нам неизвестны. Наиболее прославленные среди авторов русских житий: Нестор (11 – начало 12 века), Епифаний Премудрый (вторая половина 14 – начало 15 века), Пахомий Логофет (15 век). Наиболее известные жития: (+)«Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского». Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы. Уже в наше время канонизированы, признаны святыми Андрей Рублёв, Амвросий Оптинский, (+)Ксения Петербуржская, (?) написаны их жития. Чтение
Расставьте основные события рассказа «Судьба человека» в хронологическом порядке Гибель сына. Плен. Эпизод в церкви. Встреча на переправе. Новые знакомые. Жизнь в концлагере. Диалог с начальником концлагеря. Война. Прощание с семьёй. Возвращение к мирной жизни. На передовой. Прощание с случайными знакомыми. Известие о гибели семьи. Побег. Воспоминания о мирной жизни. Одиночество. Встреча с Ванюшкой. Постчтение
Герой Цель Средства Мотив Лужин «безгранично и всецело владычествовать» Деньги Подлость Донос Оскорбления (жертвы – Дуня, Соня, Раскольников) Забота о личном благосостоянии Раскольников Обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; слава, известность Убийство старухи-процентщицы, Лизаветы, неродившегося ребенка; совершил насилие, то есть переступил через нравственные нормы. 1. Социальный – бедность 2. Философский – идея об особых людях Свидригайлов «…поддержать пылающий огонек в крови», «весело пожить» Злодейства (жертвы – Марфа Петровна, племянница Ресслих, слуга Филипп, Дуня… От скуки: «Я человек развратный и праздный» Таблица (сводная) Постчтение
Некоторые современные ученики говорят: «Горе от ума» уже устарело! Не актуально! И вообще, где тут комедия? Не смешно! В наше время её изучают только в школе». А вот другое мнение: «Мне как раз все в ней (т.е.комедии) нравится. И несмотря на то, что написана 150 лет назад, - все про нас: есть у нас и Молчалины, и Софьи, и Скалозубов полно. Другое дело, что не всем это понятно. У некоторых мозги мхом обросли». Кто прав? Выскажите свое мнение. «Свободный микрофон» Постчтение
«Выскажите своё мнение о преимуществах и недостатках личности и образа жизни И.И.Обломова». «Что лучше — истина или сострадание? Что нужнее?» (после изучения темы «Три правды в пьесе «На дне») «И.А.Бунин развивает идеи поэта или полемизирует с ним?» (после изучения рассказа «Тёмные аллеи») «Свободный микрофон» Постчтение
Пирамида «критика» О чём книга? (Одно слово.) Характер книги. (Два слова.) Место и время действия. (Три слова.) Главные события в книге. (Четыре слова.) Главные герои, какие они? (Пять слов.) Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов.) О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами.) Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов.) Постчтение
Стратегии продвижения чтения книг «Выбор книги» «Информационная карточка книги» Дискуссия «Нужно ли читать … (книгу)?» Автор……. Название…. Жанр…….. О чём?....... Для кого она написана?... Мнение о ней……. Закладка: Автор….. Название….. Моё мнение…. Читатель №1….. Читатель №2……
Диагностика смыслового чтения Текст Материал, знакомый учащимся Отсутствие понятий, терминов, еще не усвоенных учащимися Несложная структура Умение отвечать на вопросы Ответы только на вопросы фактологического характера – 0 баллов. Ответы на вопросы причинно-следственного характера – 1-2 балла. Навык грамотной устной речи Умение работать со свёрнутой информацией Пересказ по наводящим вопросам (0 баллов); Пересказ по плану, опорной схеме (1 балл); Самостоятельный пересказ текста (2 балла). Обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 баллов); видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл); умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2 балла).
Библиография по проблеме Королева Г.В. Технология эффективного чтения. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5–6м классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. Сорокопытова О.Г. Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Проектная деятельность в рамках реализации требований ФГОС
Данная статья выпущена в сборнике "Методологические проблемы обучения физике, химии и математике в вузе и школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения (Материалы НПК с международным участием)...
Применение ИКТ на уроках физики в рамках реализации ФГОС ООО (из опыта работы)
В настоящее время российское образование перешло на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Введение ...
«Использование проектно-исследовательской деятельности в реализации задач ФГОС ООО» (из опыта)
Выступление на заседании РМО учителей математики...