Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).
статья по русскому языку на тему

Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, В.В. Львова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий  при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).

В данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников (среднего звена) 5-6 классов для педагогов, и в частности учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Итак, как продуктивно построить процесс формирования универсальных учебных действий у школьников 11-14 лет?

Прежде всего вспомним, что  УУД

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса
  • Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания

  В данных условиях возрастает ответственность педагога за выбор учебника, который является одним из обязательных компонентов образовательного процесса,  и во многом определяет его результативность.

        Четыре года тому назад я выбрала Учебно-Методический Комплекс по русскому языку под редакцией Светланы Ивановны Львовой.

Это позволило практически убедиться в том, что комплекс реализует основные идеи ФГОС:

  • утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом;
  • ориентацию на планируемые результаты обучения;
  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
  • реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;
  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
  • реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.

- дифференцированное предъявление материала;

  • использование заданий различной степени сложности;
  • учет индивидуальных потребностей ребёнка;

- развитие творческих способностей учащихся,

- расширение культурологического кругозора,

- формирование эстетического вкуса средствами предмета и широким использованием формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся с использованием разнообразной  учебной  литературы (словарей, справочников,  самоучителей, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам).

Итак, остановлюсь на некоторых аспектах  формирования  и  развития универсальных учебных действий (УУД):

Личностных (слайд 7)

  Коммуникативных (слайд 8)

   Регулятивных (слайд 9)

   Познавательных (слайд 10)

С11   Теоретический материал учебника позволяет создать проблемную ситуацию. В нем представлены различные варианты трактовки заданий. Преобразование теоретических сведений в таблицы и схемы

С12,13     Устное высказывание, используя, схему, рисунок.

Для значительного количества учащихся интерпретация теоретического материала  -  не простая задача.

С14    Поэтому работу стараюсь строится по следующей схеме: «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».

 

С15     Кроме «беглого» чтения (в зависимости от уровня способностей учащихся)  применяю выборочное, поисковое, изучающее чтение.

С16     Теоретический материал учебника содержит задания на

- поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

С17   - построение логической цепочки рассуждений; анализ объекта с помощью выделения признаков.

С 18    Система упражнений учебника реализует дифференцированный подход в обучении….

С19                 Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.

Система таких заданий – это система развития лингвистических исследовательских умений. Условно можно разделить виды заданий на две основные группы: задания моделирования и реализации будущих действий и задания коррекции исследовательского поведения.

С20-23 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ, реализуемые в процессе работы по УМК С. И. Львовой:…….

С24 Результатом системы работы становится Индивидуальная карта наблюдений  за развитием навыков лингвистической исследовательской деятельности школьников.

С25   В процессе обучения русскому языку по данному УМК объектом постоянного внимания становятся тексты, причём не только в разделе «Текстоведение», но и при изучении других тем.

УМК включает богатейший материал для различных видов анализа текстов разных стилей и жанров: смыслового (содержательного), композиционного, типологического, стилистического, орфографического, языкового и т.д.

        Хотелось бы остановить внимание на текстах, в которых заложена идея интегрированного обучения. (учебник для 8 класса, см. слайд)

С26-28   Сочинения учащихся (см. слайд)        

С29 Упражнение 506.  На уроке физкультуры. (читается задание со слайда)

С30   Результатом работы стало создание  текстов-инструкций «Как выполнять комплекс упражнений»(см. слайд)

С31   Останавливаясь на результатах  работы, хочу обратить внимание на мониторинговое исследование степени мотивации учащихся на стадии организации работы по данному УМК, которое показало, что среди обучающихся 5 «Б» класса: лидеры составили – 12%,  позитивисты - 40%, нейтралисты – 48%.

С 32-33

И положительную динамику к увеличению количества обучающихся с высоким уровнем познавательной мотивации в 8 «Б» классе, где лидеры составляют 50 %, позитивисты – 45%, нейтралисты – 5%.        

С34 На этом я хотела бы завершить свое выступление и пожелать вам успехов в решении задач, которые ставит перед российским учительством современная жизнь!    

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Учебно-тематическое планирование .Русский язык .7 класс.(Под редакцией Львовой С.И.)

Учебно - тематическое планирование по русскому языку  ,7 класс,(под редакцией Львовой С.И.) . 170 Ч....

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

"Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"

quot;Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"...

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы...