Статья и презентация на тему "Девиантное поведение: причины, сущность, профилактика"
статья на тему
В статье раскрываются причины, содержание и профилактика девиантного поведения детей подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_deviantnoe_povedenie.doc | 42 КБ |
deviantnoe_povedenie_prichiny_sushchnost_profilaktika.pptx | 128.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Девиантное поведение: причины, сущность, профилактика».
«Трудный» ребенок… Проблемный… Ребенок девиантного поведения.… В нашей системе образования, пожалуй, нет учителя, которому бы не довелось встретиться с таким ребенком.
Почти крылатой в педагогике стала фраза, что «трудные» дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым трудно, а это дети, которым самим трудно. Действительно, детям нелегко дается взросление. Потому что больше всего недостает им в этой жизни любви и понимания со стороны взрослых, прежде всего родителей. Лишенный заботы и родительской поддержки ребенок теряется, ослабевает, озлобляется.
Чувство беззащитности формирует в сознании такого ребенка болезненный комплекс неполноценности, который требует выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становиться эгоистом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, упрямству, корысти и лукавству. Как правило, наиболее характерными недостатками таких детей являются слабоволие, недисциплинированность, пассивность, неуверенность. Постоянно претендуя на проявление особого внимания к себе, «трудные» дети оказывают на взрослых своеобразное психологическое давление, навязывая определенный стиль общения, доводят до раздражения. Странности в поведении «трудных» детей вызывают у педагогов и родителей страх тем, что они могут с ними не справиться.
Основной причиной отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание подростков в семье. В большинстве «трудный» подросток живет в «трудной» семье. Он лишен внимания к себе, к своему внутреннему миру, является частым свидетелем конфликтов между родителями. НЕ всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Только в том случае, когда с ребенком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи; ее ценности, мораль, через которые можно увидеть корни беды.
К семьям, создающим условия «повышенного риска» для девиантного поведения подростков, относятся:
а) неполные семьи, где воспитанием детей занимаются только мать или отец, либо родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди);
б) семьи, где отсутствует взаимопонимание, имеются расхождения во взглядах, напряженность в отношениях между родителями;
в) асоциальная семья;
г) формальная семья – где семейные обязанности выполняются формально, часто брак находится на грани расторжения или уже распался;
д) семьи, где есть душевнобольные родители;
е) семьи, в которых членов семьи, кроме употребления алкогольных напитков ничего не волнует.
Неадекватное воспитание детей из неблагополучных семей.
а) безнадзорность;
б) скрытая безнадзорность;
в) потворствующая безнадзорность;
г) эмоциональное отвержение;
д) чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, без учета его возрастных и психологических особенностей;
е) суровые расправы и наказания за мелкие проступки;
ж) воспитание по типу «кумира семьи».
Нельзя недооценивать и роль школы и внешкольных учреждений (дополнительное образование) при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков. Недостатки и ошибки в учебно – воспитательном процессе, недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности подростков. Дети «девиантного поведения» зачастую учатся плохо, не имеют и не выполняют общественные поручения. Отношение этих детей к школе отрицательное, часто они вступают в конфликт с одноклассниками, учителями, родителями.
Большую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы.
Как же строить свои отношения с такими детьми, чтобы помочь им справиться с проблемами.
Широкие возможности для перевоспитания и нормализации учебной деятельности открывает внеклассная работа. «Трудные» подростки, как правило, учатся без желания, систематически не успевают по ряду предметов, но принимают активное участие в классных мероприятиях (хотя есть и исключения).
Постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать положительные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки позволяют приемы педагогического воздействия.
Приемы, в которых открыто, проявляется власть учителя.
1.Констатация поступка: характеризуется высказыванием, в котором делается акцент на данном поступке, выражается негативное к нему отношение.
2. Осуждение: открытое отрицательное отношение учителя к нарушению моральных норм.
3. Наказание: действует тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью.
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между классным руководителем и учащимся.
1. Просьба: например, Владик, нужно будет поздравить девочек с праздником, пожалуйста, организуй мальчиков.
2. Поощрение: одобрение, похвала, награда, выражение положительного отношения.
3. Проявление огорчения.
4. Проявление умений учителя: на собственном примере он демонстрирует образцы того или иного поведения.
Приемы, способствующие формированию у воспитанников нравственных качеств личности.
1. Убеждение. 2. Доверие. 3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
4. Пробуждение гуманных чувств: но пробудить гуманные чувства у «трудных» детей – задача нелегкая. Поэтому работа в данном направлении должна вестись всеми участниками образовательного процесса, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
5. Нравственные беседы.
Приемы со скрытым действием.
1. Рассказ о людях и поступках, не имеющих прямого отношения к воспитаннику.
2. Намек: учащемуся дают почувствовать его вину, не прибегая к осуждению или наказанию.
3. Ирония: провинившегося ученика выставляют в смешном виде. Разумеется, без оскорбления его личности.
4. Мнимое безразличие: создается такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение вызывает у нарушителя чувство досады и разочарования.
Создайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
- Учите сдерживать бурные эмоции и не выплескивайте на ребенка свои.
- Если ребенка часто критиковать – он учится ненавидеть.
- Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.
- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
-Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами ; причины социального и психологического характера; причины , связанные с возрастными кризисами. Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации
Приемы , в которых открыто проявляется власть учителя. 1.Констатация поступка: характеризуется высказыванием, в котором делается акцент на данном поступке, выражается негативное к нему отношение. 2. Осуждение: открытое отрицательное отношение учителя к нарушению моральных норм. 3. Наказание: действует тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. приемы педагогического воздействия
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между классным руководителем и учащимся 1 . Просьба: например, Владик, нужно будет поздравить девочек с праздником, пожалуйста, организуй мальчиков. 2. Поощрение: одобрение, похвала, награда, выражение положительного отношения. 3. Проявление огорчения. 4. Проявление умений учителя: на собственном примере он демонстрирует образцы того или иного поведения . приемы педагогического воздействия
Приемы , способствующие формированию у воспитанников нравственных качеств личности. 1 . Убеждение. 2. Доверие. 3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы. 4. Пробуждение гуманных чувств: но пробудить гуманные чувства у «трудных» детей – задача нелегкая. Поэтому работа в данном направлении должна вестись всеми участниками образовательного процесса, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. 5. Нравственные беседы . приемы педагогического воздействия
Приемы со скрытым действием. 1. Рассказ о людях и поступках, не имеющих прямого отношения к воспитаннику. 2. Намек: учащемуся дают почувствовать его вину, не прибегая к осуждению или наказанию. 3. Ирония: провинившегося ученика выставляют в смешном виде. Разумеется, без оскорбления его личности. 4. Мнимое безразличие: создается такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение вызывает у нарушителя чувство досады и разочарования. приемы педагогического воздействия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Причина и профилактика девиантного поведения в подростковой среде»
Доклад выступления на заседании ТШ классных руководителей СПО....
Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика.
Презентация на тему - "Девиантное поведение подростков"...
Девиантное поведение:причины, формы, профилактика
Причины, формы, профилактика девиантного поведения у подростков...
Агрессивное поведение детей и подростков. Причины и профилактика (лекция с элементами интерактивного взаимодействия педагогов)
Знакомство с понятием "детская и подростковая агрессия", с причинами и формами ее проявления....
презентация Девиантное поведение подростков: сущность, причины, коррекция
Рассматриваются предпосылки девиантного поведения подростков, их последствия и рекомендации учителям и родителям...
Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»
Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...
Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...