Реализация Компетентностного подхода в массовой школе,учителям
учебно-методический материал

Лемдясова Зульфия Аснавиевна

Индивидуальные средства иметоды для развития физических  и личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchevye_obrazovatelnye_kompetentsii.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка к эксперименту «Компетентностный подход»

Ключевые образовательные компетенции (по А.В.Хуторскому)

  • Ценностно-смысловая
  • Общекультурная
  • Учебно-познавательная
  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Социально-трудовая
  • Компетенция личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с

  • Ценностными представлениями ученика,
  • Его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение,
  • Умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  • Обеспечивает механизм самоопределения ученика
  • Определяет индивидуальную образовательную траекторию ученика и программу его жизнедеятельности в целом

Общекультурная компетенция

Это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности

  • Духовно-нравственные основы жизни  человека и человечества, отдельных народов;
  • Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
  • Особенности национальной и общечеловеческой культуры;
  • Роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;
  • Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
  • Креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем.
  • В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция

  • Формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
  • Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащихся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция

Включает

  • знание необходимых языков,
  • Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,
  • Владение различными социальными ролями в коллективе.

Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, резюме, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Коммуникативная компетенция формируется в рамках каждого изучаемого предмета

Социально-трудовая компетенция

Владение знанием и опытом в:

  • Гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
  • социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента);
  • Профессиональном самоопределении;
  • Вопросах экономики и права;
  • Области семейных отношений и обязанностей.

Компетенция личностного самосовершенствования

Это - освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом является ученик, овладевающий способами деятельности в собственных интересах и возможностях. Компетенция личностного самосовершенствования включает:

  • Культуру мышления;
  • Культуру поведения;
  • Основы безопасной жизнедеятельности;
  • Правила личной гигиены;
  • Заботу о собственном здоровье;
  • Половую грамотность;
  • Внутреннюю экологическую культуру.

Ключевые компетенции и предметные области

Компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Учебные предметы, где данная компетенция является ведущей

1. Социальная

Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, защита окружающей среды, здоровье)

Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.

Физическая культура, история, обществознание, экономика, технология

2. Коммуникативная

Сфера общения

Владение устным и письменным общением

Русский язык, татарский язык, иностранный язык, литература

3. Информационная

Сфера информации

Владение новыми технологиями; способностью оценивать информацию

Информатика

4. Учебно-познавательная

Сфера науки, искусства

Способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками

Физика, химия, биология, география, математика, искусство

Структура компетенции

Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию. Схематически это может представлено следующим образом (схема 1):

Компетенция

    Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

Компетентностный подход позволяет:

  1. Согласовать цели обучения, поставленные педагогами с собственными целями учащихся.
  2. Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе
  3. Повысить уровень мотивации к учению, прежде всего за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.
  4. Формировать успешного ученика, подготовить его к успеху в дальнейшей жизни.
  5. Оптимизировать труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении.

Формирование  общеучебной  компетентности младших   школьников средствами различных моделей обучения

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

                                                        Актуальность

     Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Исследователи, рассматривая компетентностный  подход, чаще всего говорят о профессиональном образовании, однако научиться приобретать знания,  научиться работать, т.е. быть самостоятельным, уметь себя оценивать,- все эти качества личности формируются в период начального обучения. На основе этого можно определить необходимость формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Общеучебная компетентность - интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

    В структуре  общеучебной компетентности младшего школьника мы выделили следующие компетенции:

-познавательная. Способность ученика осуществлять учебную деятельность, т.е.  умение видеть границу между известным и неизвестным, знание о своем незнании, умение запрашивать и искать недостающую информацию, готовность к изменению сложившегося способа действия; умение определять сложность заданий, запрашивать помощь при возникновении затруднений; умение соотносить свою деятельность с образцом, оценивать действия по заданным критериям, вырабатывать критерии для оценки, навык взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки; умение находить ошибки в работе и исправлять их; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; умение планировать свою деятельность; готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ;

- коммуникативная.  Знание способов взаимодействия с окружающими. Практическое овладение диалогической и монологической речью; умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Способность к  осуществлению учебного сотрудничества. Умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей;

-ценностно - смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться  в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки  для своих действий и поступков, принимать решения. Наличие нравственного опыта, сформированных представлений о добре и зле, толерантного отношения к окружающим. Эмоционально- ценностное отношение к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному слову. Культура восприятия художественного произведения, эстетический вкус;

- информационная. Навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации в словарях, каталоге библиотеки. Умение представлять материал в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам. Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь культурными источниками информации.

   Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.  Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху, и является основной задачей учителя.

 Объкт:  образовательно - воспитательное пространство начальной школы.

Предмет:  процесс по формированию ключевых компетентностей у  учащихся младшего школьного возраста.

Цель: создание образовательной модели обучения по формированию общеучебной  компетентности младших школьников.

Задачи:

1.Анализ  научной психолого - педагогической литературы.

2.Выявление, анализ, описание и диссеминация положительного опыта по исследуемой проблеме.

3.Моделирование вариативной части формирования компетентной личности.

4. Мониторинг эффективности педагогической системы.

5. Творческий отчет.

Примерные методические темы:

1. Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников.

2.Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

3.Возможности развивающих уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников.

4.Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения.

 5.Формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  обеспечивающие  овладение ключевыми компетенциями.

6.Инновационные формы организации   совместной деятельности младших школьников.

7..Новые подходы к новому качеству образования и пути его достижения.

8. Становление  социальной компетентности у младших школьников.

9.Организация развивающей среды как условие интеллектуально- творческого развития

учащихся начальных классов.

10. Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников.

11. Педагогическая поддержка детей по формированию  навыков технического компонента читательской деятельности.

12.Возможности педагогической диагностики для организации дифференцированной работы на уроках.

13..Развитие логического и алгоритмического мышления у младших школьников.

14. Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников.

15. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде.

16.Формирование гражданской компетентности как одна из главных целей Стандартов второго поколения.

17. Самореализация младших школьников в проектной деятельности.

18. Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода.

19. Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы.

20. Система мониторинга сформированности общеучебных умений младших школьников.

21.Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

23.Формирование успешной личности младшего школьника.

24.Психологические условия формирования толерантности у младших школьников.

25.Развитие духовно- творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме.

26. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного  общества на основе системно - деятельностного подхода.

27. Деятельностный подход в обучении как условие реализации новых образовательных стандартов.

 

Направления работы:

-экспериментальное: по внедрению ФГОС второго поколения  

- инновационное

- традиционное

 

Управление повышением качества образования на основе

 компетентностного подхода к преподаванию предметов гуманитарного цикла

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности,                        гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

 Концепция духовно-нравственного воспитания

 Талант создавать нельзя, но можно создать культуру  т.е. почву, на которой растут и процветают таланты

                                                                                                     Г.Нейгауз, педагог и музыкант

 

                                                               Актуальность

  В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».

  Современный этап развития методики преподавания  филологических дисциплин характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция». Специфика компетентностного обучения  состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам  формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».

    Главная цель компетентностного подхода в преподавании    филологических дисциплин     заключается в формировании   всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, представлений о языке как основе национального самосознания,  языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

    Определены  следующие задачи преподавания  школьного курса  филологических дисциплин: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

      Языковая компетенция

      Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Результат будет  достигнут только в том случае, если работа по формированию языковой,  образной речи проводится учителем не фрагментарно, а систематически, если она продумана и спланирована в соответствии с требованиями программы на определённый период обучения.

Лингвистическая компетенция

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

      Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть  компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации.  Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления   тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

   Коммуникативная компетенция.

   Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

   Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

   Коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

   Некоторые авторы выделяют культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, которая обеспечивает формирование  языковой картины мира, овладение речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре.

                                 Социокультурная компетенция.

   Приобретение  социокультурной компетенции – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления  и их смыслы, сосредоточены в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли.

   Вхождение учащихся в  языковой мир и приобретение социокультурной компетенции, образование  языковой картины мира – это также постижение специфического  образа мыслей национального  менталитета.

   Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии,   национально – культурного компонента семантики; при знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознании смысла текста.

  Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании  филологических дисциплин заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника,  его национального самосознания,   теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.

Объект:  личность школьника.

Предмет:  процесс  формирования компетентности личности школьника средствами предметов гуманитарного цикла

Цель: создание мотивационных условий, позволяющих каждому (учителю, учащемуся) реализовать свои творческие способности.

Задачи:

 1.  Изучение и теоретический анализ научной  литературы по проблеме;

 2.  Осмысление и теоретический анализ проблемы;

 3.  Определение цели и  рабочей гипотезы, конкретизация задач;

 4. Определение концептуальных подходов к разработке темы;

 5. Разработка  экспериментальных материалов для работы над темой.

Методические темы:

  1. Предметные компетентности учащихся. Проблема, цели и результаты в обучении языковым дисциплинам.
  2. Формирование предметных компетенций учащихся средствами УМК по предметам гуманитарного цикла.
  3. Формирование межкультурной  компетентности в условиях  полилингвального образования.
  4. Исследовательский подход в обучении предметам гуманитарного цикла.
  5. Управление  повышением качества филологического образования на основе компетентностного подхода.
  6. Компетентностный подход к организации практической деятельности учителя.
  7. Интеграция  –  эффективный путь формирования предметных и ключевых компетентностей обучающихся.
  8. Формирование критического мышления на уроках гуманитарного цикла.
  9. Формирование общепредметных компетенций средствами филологических дисциплин
  10. Компетентный  учитель – компетентный ученик: урок и его формы, содержание и технология
  11. Формирование полиэтнической культуры в условиях  национальной  гимназии.
  12. Групповая форма работы как способ развития ключевых компетентностей.
  13. ЕГЭ в логике компетентностного подхода.
  14. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках гуманитарных дисциплин.
  15. Использование информационных ресурсов в формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках  гуманитарных дисциплин.
  16. Развитие компетентностей педагога и учащихся на уроках предметов гуманитарного цикла.
  17. Создание языковой среды в урочной и внеурочной деятельности как основа формирования компетентности учащихся.
  18. Пути формирования языковой среды для самоопределения и самореализации личности ребенка.
  19. Приоритетные направления  формирования компетентности участников образовательного процесса: достижения, проблемы, поиск.
  20. Инновации в организации и содержании деятельности учителей гуманитарного цикла как способ формирования ключевых и предметных компетенций учащихся.
  21. Использование национально-регионального компонента на уроках гуманитарного цикла – один из путей формирования компетентности школьников.
  22. Формирование культурологической компетентности учащихся на уроках татарского языка и литературы (русского языка и литературы).
  23. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.
  24. Формирование языковой  компетентности в профильной школе.
  25. Формирование гражданского самосознания, активной жизненной позиции  учащихся на уроках гуманитарных  дисциплин.
  26. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами  филологических дисциплин.

Направления  работы:

       Формирование устойчивого интереса к учению.

  • В традиционных направлениях; (работа, направленная на формирование положительной мотивации к изучению языков)
  • В инновационных школах; (пути  реализации полилингвальных компетенций в языковой среде общеобразовательных учреждений; (этнокультурный компонент), (формирование поликультурного пространства)

Формирование предметных компетенций на уроках математики

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро меняющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российских школ, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. Математическая компетенция – это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации,  анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

        В стандартах среднего (полного) общего образования сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

- построения и исследования простейших математических моделей;

- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей;

- интерпретации  графиков реальных процессов;

- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач с применением аппарата математического анализа;

- анализ реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур, вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач.

        Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников.

Пример содержания работы по формированию у детей компетентности на уроках математики:

Компетенция

Темы и цели уроков, математические объекты

Сущность заданий

Примечания

Ценностно-смысловая

Цель: осмысленная организация собственной деятельности

Содержание новой темы

Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный

Используется на начальных этапах изучения новой темы.

Ни один вопрос не остается без ответа

Математическая цель урока,

цикла уроков

Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель

 

Текст учебника

Организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести...

Используется при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебника

Информацион-

ная

Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, Internet), передавать ее

Расчетные задачи на движение, стоимость

За 1-2 недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники, составляют задачи. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.

По мере необходимости

Старинные меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные от иностранных или устаревших слов

Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например: в математике «модуль» - это…

В строительстве «модуль» – это
В космонавтике «модуль» – это

Работа проводится при изучении новых терминов

Коммуникативная

Цель: совершенство

вать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог

Математические софизмы, головоломки

Например: возьмём верное равенство 35+10-45= 42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.  Задание: Объясните в чём ошибка.

Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела

Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту.

Работа в начале урока

Определения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.)

По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).

Во внеурочное время

Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них смог реализовать свои способности и интересы. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся  на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей, определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Формирование естественнонаучной компетентности школьников как основа качества образования учащихся.

          Актуальность.

Одно из перспективных направлений модернизации образования - разработка идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе помимо знаний и умений учащихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности.

Как правило, под компетенцией понимают круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, опытом решения которых он обладает. Компетентность рассматривают как теоретико-практическую подготовленность к использованию знаний, умений и навыков. Поэтому компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний опыта, индивидуальных способностей.

Чем компетентностный подход отличается от традиционного и в чем заключаются отличия между умениями и компетенциями?

Компетентностный подход расширяет, дополняет знаниево-ориентированный, так как рассматривает подчиненность знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Этот подход более соответствует условиям рыночной экономики, ибо предполагает формирование, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и ключевых компетенций, востребованных рынком труда.

Результатом обучения должна стать сформированность минимального уровня компетентности, которого достигнут учащиеся на этапе завершения обучения в школе. Дальнейшее развитие их компетенций будет происходить по мере обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.

 Объект: личность ученика.

 Предмет: процесс формирования предметной компетентности у учащихся.

 Цель: создание образовательной модели формирования предметной компетентности у учащихся.

 Задачи.

- Анализ научно-методической литературы.

- Выявление и анализ положительного опыта по исследуемой проблеме.

- Разработка мониторинга компетентности учащихся.

- Внедрение передового опыта в практику.

- Описание положительного опыта и творческий отчет по проблеме.

Примерный перечень методических тем.

Предметные компетенции у учащихся. Проблемы, цели и результаты.

Формирование предметных компетенций в урочной и внеурочной деятельности

Компетентностный подход в организации практической деятельности учителя.

Формирование коммуникативных компетенций средствами естественнонаучных дисциплин.

Формирование исследовательских компетенций на уроках естественного цикла и во внеурочной деятельности.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование предметных компетенций на уроках естественного цикла и во внеурочной деятельности.

Формирование гражданской компетентности школьников средствами естественнонаучных дисциплин.

Методика диагностики компетентностей учащихся в ходе подготоки к ЕГЭ.

Использование возможностей современных диагностических технологий для оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.

Интеграция - эффективный путь формирования предметных и ключевых компетенций обучающихся.

Формирование предметных компетенций учащихся на уроках эстетического цикла

как условие успешной социализации личности

Актуальность

 Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В настоящее время в качестве ключевых рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников. Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В процессе знакомства учащихся в основной школе с изобразительным искусством и музыкой происходит формирование навыков активного диалога с искусством , что становится основой процесса обобщения и рефлексии. В дальнейшем, в рамках учебного курса «Искусство» происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры.

Содержание изучения курса «Искусство» в основной школе  является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.  

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Главной проблемой является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качество усвоения школьной программы. Все шире входит в лексикон понятие «компетенция». Специфика компетентностного  обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые дл решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, следует «учить учиться».

Предметные компетенции:

- культурологическая

- эстетическая

- художественно-творческая

- музыкально-творческая

Объект исследования – учащиеся ОУ

Предмет исследования - предметные компетенции учащихся

Цель: проектирование технологии формирования предметных компетенций у обучающихся.

Задачи:

- анализ нормативных документов;

- анализ современных образовательных технологий;

- составление рабочих программ;

- мониторинг предметных компетенций обучающихся.

Примерный перечень методических тем.

1.Система работы педагога по формированию творческой деятельности

2. Формирование проектной и исследовательской  деятельности учащихся.

3. Развитие ассоциативного мышления и фантазии – как основа творческой способности школьника.

4. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

5.Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать произведения искусства во всем многообразии их видов и жанров.

6. Коллективная форма работ как способ развития предметных компетенций учащихся.

7. Национально-региональный компонент на уроках эстетического цикла.

8. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами дисциплин эстетического цикла.

9. Формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству на уроках эстетического цикла.

10. Формирование и развитие художественно-образного мышления средствами дисциплин эстетического цикла.

11.Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности в ходе преподавания дисциплин эстетического цикла.

Направления работы:

- традиционное;

- инновационное

- экспериментальное

Формирование ключевых компетенций в процессе преподавания

предметной области «Технология».

Актуальность.

Одно из перспективных направлений модернизации образования - разработка идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе помимо знаний и умений учащихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность того, что мы называем ключевыми компетенциями.

Компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний опыта, индивидуальных способностей.

Ключевые компетенции характеризуются тем, что они:

  • позволяют решать сложные задачи;
  • полифункциональны;
  • требуют наличия интеллектуальных качеств и эмоциональных свойств;
  • сложно устроены и требуют для реализации большого количества умений и навыков.

В структуре ключевых компетенций должны быть представлены компетентности в различных сферах деятельности:

  • самостоятельной, познавательной;
  • гражданско-общественной;
  • социально-трудовой;
  • бытовой и культурной.

Объект: личность ученика.

Предмет: процесс формирования ключевых компетенций у учащихся.

Цель: овладение технологиями оценки уровня сформированности ключевых компетенций.

 Задачи:

  • Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  • Формирование ключевых компетенций в процессе преподавания «Технологии».
  • Формирование предметных компетенций и предпрофильная подготовка учащихся.
  • Выявление и анализ положительного опыта по исследуемой проблеме.
  • Описание передового педагогического опыта и творческий отчет по проблеме.

Примерный перечень методических тем.

Развитие ключевых компетенций в процессе преподавания технологии.

Групповая форма работы как способ развития ключевых компетентностей.

Формирование экономической компетентности учащихся в процессе изучения курса «Технология»

Формирование социально-экономических компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Компетентностный подход в организации практической деятельности учителя в процессе преподавания технологии.

Развитие учебно-познавательных компетенций на уроках технологии.

Формирование социально-бытовой компетентности средствами предмета технологии.

Формирование социально-трудовой компетентности средствами предмета «Технологии»

Формирование профессиональной компетентности учителей технологии по обновлению содержания образования,

Технология проектирования ключевых компетенций на уроках «Технологии»  

Формирование здоровьесберегающей компетенции у  учащихся в общеобразовательных учреждениях

Актуальность

         В последние годы в жизни общества произошли значительные изменения: экология среды обитания общества формируется на основе новых принципов и норм взаимодействия человека с природными объектами, отношения к собственному здоровью. При этом любые действия человека должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного воздействия человека на мир природы, сохранения своего здоровья в целостной ноосфере. В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы реформирования образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования, сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.

     

          При диагностике качества образования большое внимание стало уделяться оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности, основными компонентами которой являются:

1. Ценность.

 Ценностью и главной целью здоровьесберегающего образования является уровень здоровья и ученика (выпускника), и педагога.

2. Система.

 Реализация здоровьесберегающего образования в системе, включающей в себя нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности, создание организационных структур, осуществляющих управление этой деятельностью в программно-целевом режиме, на основе мониторинга условий обучения и воспитания, в том числе организационных, мониторинга эффективности применения здоровьесберегающих образовательных технологий и программ обучения сохранению здоровью.

3. Процесс.

 Педагогическая деятельность, в основу которой положены методологические приемы, активизирующие познавательную активность учащихся, повышающие мотивацию к обучению, обеспечивающие оптимальный уровень психофизиологических затрат, необходимых и достаточных для освоения учебной программы, снижающих риск развития «школьных болезней».

4. Результат.

Сформированность у ученика компетенции здоровьесбережения. Учитывая всеобъемлющий характер здоровьесберегающей компетенции, формирование которой проходит практически через все предметы средней школы, затрагивает внеучебную деятельность, касается всех сфер жизни человека, её стоит классифицировать как ключевую.

      Формирование здоровьесберегающей компетенции может проходить двумя путями:

1. Обучение здоровьесберегающей компетенции как самостоятельному (личностному) качеству. Такое обучение целесообразно проводить на факультативных занятиях, используя развивающие технологии обучения.

2. Включение данной компетенции в учебные предметы. При этом важно, что овладение ключевыми компетенциями рассматривается как необходимый компонент формирования здоровьесберегающей компетенции.

При этом ценностно-мотивационный компонент здоровьесберегающей компетенции формируется преимущественно посредством предметов гуманитарного цикла; знаниевый – посредством большинства предметов общего образования, а также специализированных здоровьеформирующих курсов (билогия, химия, физика, экология, география); практический - посредством предметов общего образования (физическая культура, ОБЖ, технология), специальных предметов или спецкурсов (валеология, культура здоровья, психология, риторика и другие), а также при использовании ресурсов дополнительного образования. Важнейшим компонентом реализации здоровьесберегающего компетентностного образования является целенаправленно-выстроенная воспитательная система.

    Содержание здоровьесберегающей компетенции конструируется в процессе проектирования ключевых компетенций:

Тип компетенции - ключевая.

Круг объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится компетенция. Здоровьесберегающая компетенция находится в тесной взаимосвязи как с внешними, так и с внутренними объектами действительности. Объектами познания могут быть не только вещи, явления, процессы, их свойства и отношения, но и продукты мыследеятельности, ценности и убеждения.

Социальная и личностная значимость компетенции. Применительно к здоровьесберегающей компетенции, главная их ценность -- в поддержании жизни, жизни продуктивной, приносящей удовлетворение как самому человеку, так и всему обществу, в котором он живет. В системе образования определение понятия «здоровье» можно конкретизировать следующим образом: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно меняющейся учебной, социальной и природной среде. Здоровье является ресурсом для дальнейшего развития личности, создает необходимый потенциал для успешного освоения учебного материала, для повышения качества образования.

Исходя из сказанного выше, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся являются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения. А характеристиками здоровья учителя (преподавателя) - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивности.

 Умения и навыки, входящие в компетенцию. А. В. Хуторской представляет природоведческие и здоровьесберегающие компетенции в деятельностной форме:

  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и другое);
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  • знать факторы положительного влияния здорового образа жизни на общее состояние организма;
  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств.

    И. А. Зимняя определяет компетенции здоровьесбережения как знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни.

Анализ содержания здоровьесберегающей компетенции показывает необходимость активного и согласованного участия семьи в ее формировании.

Таким образом, компетентностный подход в оценке эффективности здоровьесберегающего образования: задает ценностно-целевые ориентиры развития образовательных систем; наиболее полно отражает смысл деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей; мотивирует не только к знанию, но и к соблюдению норм и правил личной гигиены, физическому и духовному самосовершенствованию, ответственному выбору учащимся здорового образа жизни; подчеркивает ценность и значимость воспитательной составляющей образования; стимулирует развитие субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе; может рассматриваться как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения.  

Примерный перечень методических  тем:

  1. Здоровье как ключевая компетенция образовательного процесса.
  2. Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи  в вопросах воспитания молодого поколения.
  3. Ценностно – мотивационный компонент здоровьесберегающей компетенции как одно из направлений предметов гуманитарного цикла.
  4. Целенаправленно – выстроенная воспитательная система  - важнейший компонент реализации  здоровьесберегающего компетентностного образования.
  5. Здоровьесберегающие компетенции у учащихся: проблемы, цели и результаты.
  6. Формирование здоровьесберегающей компетенции учащихся  на уроках физической культуры.
  7. Развитие компетентности на уроках физической культуры.
  8. Система работы педагогического коллектива   по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся
  9. Формирование познавательной активности школьников посредством здоровьесберегающих технологий.
  10. Окружающая среда и здоровье школьников.
  11. Применение здоровьесберегающих компетенций на уроках естественно – научного цикла как один из аспектов формирования навыков  безопасного поведения обучающихся.
  12. Система здоровьесбережения при обучении информатике – неотъемлемый компонент единой здоровьесберегающей среды школы.

 

Примерный перечень научно-методических тем по проблеме

«Компетентностный подход в образовании»

1.

Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения.

2.

Формирование и развитие модели профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования школьников

3.

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы (Эльконина – Давыдова, системно-деятельностного подхода, развивающего обучения Занкова, внедрения стандартов второго поколения…)

4.

Развитие ключевых образовательных компетенций как условие формирования социализированной личности выпускника школы

5.

Развитие учебно-познавательной компетентности школьников как условие формирования интеллектуальной личности российского гражданина

6.

Формирование культуры познавательной (социальной, гражданской…) компетентности школьников на основе дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу.

7.

Развитие технологической компетентности педагога как условие повышения качества образования школьников

8.

Формирование ключевых компетенций школьников на основе развития технологической компетентности педагога

9.

Формирование поликультурной компетентности субъектов образовательного процесса как одно из направлений развития интегральной индивидуальности школьника

10.

Создание компетентностной модели развития профессионализма педагогов как условие формирования компетентного ученика

11.

Развитие модели деятельности педагогического коллектива по формированию гражданской  зрелости учащегося на основе компетентностного подхода

12.

Создание системы непрерывного образования на основе освоения социальных норм и ценностей в образовательном процессе

13.

Информационно-технологическая компетентность учителя как средство создания развивающей образовательной среды

14.

Исследовательская  деятельность как способ формирования компетентности участников образовательного процесса

15.

Проектная деятельность как один из путей повышения компетентности участников образовательного процесса

16.

Формирование ключевых компетенций средствами межпредметной интеграции

17.

Организация оптимальной образовательной среды школы (класса) в условиях компетентностного подхода к обучению

18.

Разработка методики оценивания учебных достижений учащихся с позиций компетентностного подхода

Список литературы

 по теме «Компетентностный подход к образованию»

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10
  2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11.
  3. Зимняя И.А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) // Проблемы качества образования: Кн.2. Ключевые социальные компетентности студента. М.: Уфа, 2004.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.,2004.
  5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005.№4
  6. Диденко Л.А. Социально-педагогическая компетентность учителя // Школа. 2001. №6
  7. Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг. 2004.№3.
  8. Пильщикова Т.Н. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера.// Стандарты и мониторинг.2004. №3.
  9. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога. // Стандарты и мониторинг. 2004. №3.
  10. Иванова Л.Ф. Педагогический мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 3.
  11. Хотунцев Ю.Л. Образовательная область «Технология»: направления совершенствования. // Стандарты и мониторинг. 2004. №3.
  12. Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранному языку. // Стандарты и мониторинг. 2004. №2.
  13. Боголюбов Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на примере формирования компетенции избирателя. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
  14. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг. 2004. № «.
  15. Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
  16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. // Народное образование. 2003. № 5.
  17. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Монография / Красноярский гос. Университет.- Красноярск, 1998.
  18. Аксенова Э.А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке школьников в ФРГ. //Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
  19. Савенков А. Аспекты компетентности. // Директор школы. 2004. №6.
  20. Гера Р.Д. Проблемы формирования гражданско-правовых комптенций. // Образование в современной школе. 2004. № 7.
  21. Яруллов А. Познавательная компетентность школьников. // Школьные технологии. 2004. № «.
  22. Панченко Л. Конкурентов не боимся. // Учитель года. 2004. № 3.
  23. Профессиональная компетентность педагога / Под редакцией Л.А. Густокашиной. – Пермь, 2007.
  24. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. – Екатеринбург, 2003.
  25. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества / Под общей редакцией С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург, 2003.
  26. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Издательский дом «Питер», 2001.
  27. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения / Под редакцией А.М. Моисеева, А.А. Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 101.
  28. .Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД
    «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

29.         Зеер   Э.Ф.,   Павлова   A.M.,   Сыманюк   Э.Э.   Модернизация   профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005

30.        Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. //
Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с. 152-154

31.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-
2004.-№5 с.3-12

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-
    журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля, http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В
    надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

33. Шишов   С.Е.,   Агапов   И.И.    Компетентностный    подход    к   образованию   как
необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.

34. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.

35. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.

36. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. – 2003. - №5.

37. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

Направления экспериментальной деятельности

 МБОУ СОШ с. Новая Отрадовка

«Реализация

 Компетентностного подхода в массовой школе»

2011-2012 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение письму как виду речевой деятельности в средней школе" учитель французского языка: Федорова Т. А.

В данной работе была поставлена задача: рассмотреть обучение письму, как виду речевой деятельности. Письмо рассматривалось как важное средство в изучении языку. Процесс овладения письмом на  инос...

Семинар для педагогов школы «Учитель и проблемы дисциплины»

Ученики, наши дети, выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значимость и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в спортивной секции… Когда нам, педагогам, воспитателям и родит...

информация о достижениях школы, учителей и учащихся

информация о достижениях школы, учителей и учащихся...

Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.

Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....

«Как гламурные блондинки в школу учителями устраивались ИЛИ ГЛУПЫХ В ШКОЛУ НЕ БЕРУТ»

laquo;Как гламурные блондинки в школу учителями устраивались ИЛИ ГЛУПЫХ В ШКОЛУ НЕ БЕРУТ»...