Война: школа, учитель, дети...
материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Война. Школа: учитель, дети.
9 мая вся наша страна будет отмечать …-летие Великой Победы над фашистской Германией. Этой дате посвящена наша встреча. Тема нашего классного часа: «Война. Школа: учитель, дети».
Среди тысяч профессий – самая уважаемая и любимая в любой стране, у любого народа – профессия учителя. Так было всегда.
У меня в руках книга белорусского писателя Василия Быкова «Обелиск». Сюжет книги прост. В маленькой деревушке в годы войны шестеро мальчишек решили отомстить предателю, по вине которого погибли десятки людей. Ребятам было по 13-14 лет. Они заметили, что предатель в одни и те же часы с немцами проезжал на машине в районный центр через небольшой мосток. Они решили подрезать столбы, на которых стоял мостик, но так, чтобы пешеходы не пострадали.
В положенное время машина появилась на мостике, мост не выдержал и упал в воду. Погиб только один немец-шофёр, а предатель уцелел. Но немцы заметили мальчишку, который из-за кустов следил за происходящим. Его поймали, арестовали, потом арестовали и всех остальных. Немцы заподозрили и учителя Мороза, которого видели всегда в кругу этих мальчишек. Мороз, когда начались аресты, ушёл в партизанский отряд, чтобы посоветоваться с партизанами.
Немцы потребовали, чтобы Мороз явился к ним, тогда, якобы, они отпустят всех шестерых подростков.
Командир партизанского отряда запретил Морозу покидать партизанский отряд, он убеждал учителя, что фашисты солгут, они всё равно расстреляют и детей, и его, их учителя. Так и вышло.
Учитель не мог оставить детей одних без своей поддержки. Учитель Мороз явился к немцам и потребовал освобождения детей. Его убили вместе с учениками. И только одному из них удалось спастись.
В первые же послевоенные годы односельчане поставили над могилой детей памятник – обелиск, на котором были высечены имена погибших школьников.
Не было только имени учителя. Вся деревня разделилась на две группы: одни считали, что имя учителя надо высечь на постаменте, другие рассуждали так: «А что он, учитель, сделал? Он только учил детей – только. В этом нет никакого геройства…
К детям:
- Как вы, ребята, считаете? Кто прав? Кто учитель Мороз – предатель, раз не послушал приказа своего командира, или герой, сам сдавший себя в руки немцев?
Учитель:
- Да, Мороз – герой. Учитель учит детей не только математике, физике, истории… Он учит их жить в этом мире честно, правильно, благородно: любить свою землю, свою Отчизну, свой дом. Поэтому и учитель должен быть человечным, благородным, мужественным, как Мороз. Он понимал, что идёт на смерть, но он должен быть рядом со своими учениками, чтобы облегчить им страдания в последнюю минуту жизни, потому что он сам научил их этому мужеству.
Все помнят и подвиг польского учителя и писателя Я⁄нуша Корчака⁄, который погиб в 1942 году в концлагере Тре⁄мблинка вместе со своими учениками. А их было 200 человек. Фашисты предлагали учителю покинуть своих учеников и сохранить свою жизнь таким образом. Но он отказался.
Разделил судьбу своих учеников и другой учитель Ми⁄лое Павло⁄вич. Произошло это 21 сентября 1941 года в маленьком сербском городке Кра⁄гуевиц, когда фашисты за один день расстреляли несколько тысяч человек. Главным образом, школьников и учителей городских гимназий. Старому учителю предложили жизнь. «Это мои дети! Я их не брошу!» - ответил он. А ребятам сказал: «Не бойтесь, будьте мужественными до конца». Тогда вместе с учениками расстреляли и 18 учителей. Один из них сказал: «Книги нам больше не понадобятся. Это наш последний урок по новейшей истории».
Ученик читает стихотворение Мусы Ждалиля «Варварство».
Казалось, что за …лет после Второй Мировой войны мир хорошо усвоил такие страшные уроки, что больше никогда подобное не повторится…
Но вот 1 сентября, совсем недавно, в День знаний, в большой учительский и народный праздник, подонки, новые фашисты захватывают в г. Беслан школу: детей, их родителей, учителей.
Фотография.
Снимок учителей накануне 1 сентября, накануне захвата террористами школы. Какие они все счастливые, красивые…Страшно подумать, что большинства из них уже нет в живых!..
Исторические сведения.
Валентин Пикуль писал, что у древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем «берегиня».
Беседа с детьми:
- Как вы думаете, почему так называли женщину? Что она бережёт?
Учитель:
- Правильно. Кто бережёт тепло домашнего очага? Кто перевяжет раны? Кто накормит, сошьёт одежду, кто наведёт порядок в доме? Кто согреет теплом и заботой всех членов семьи? Женщина, мать. Берегиня хранит всех нас, и мы обязаны беречь свою берегиню…
Вот и на этой фотографии видны одни лишь женщины. Они были берегинями не только у себя дома, но и в школе. Только в школе они берегли огонь знаний, тепло детских душ, их жизнь.
В трагические минуты жизни в Беслане они спасают своих учеников, своих детей, спасают от грязи и ужаса, помогают перенести физические страдания, прикрывают собою от пуль, при этом проявляют беспримерное мужество и героизм.
Учительница начальных классов Эмма Кариева вывела малышей своего класса из школы под прицельным огнём террористов. Она спасла 15 своих школьников, а сама погибла, погибла и её дочь.
Погиб и 70-летний учитель физкультуры Иван Константинович Каниди. Он пытался выхватить у террористов автомат, когда они стреляли в школьников.
Другой учитель чудом оставшийся в живых, признаётся, что ему стыдно сейчас оттого, что его дети погибли, а он остался жить.
Учительница начальных классов Ирина Захаровна Ханаева не могла встать, когда загорелся спортзал и начался штурм школы, вены на её больных ногах взбухли и прорвались. Все три дня её класс был с ней рядом. Она, заслуженный учитель России, теперь, стараясь обнять детишек и подбодрить, давала свой последний урок. Собрав останки сил, приподнявшись, она припала головой к подоконнику и приказала детям взбираться по ней, как по лесенке, и прыгать в окно. Ей пришлось повторять и повторять свой приказ. Добрая и ласковая, она никогда не разговаривала с учениками в таком категоричном тоне, как в тот момент, боясь, что вот-вот обрушится горящий потолок спортзала. Когда последний ослабевший ребёнок прошёл по ней, она упала, и почти одновременно рухнули перекрытия, погребая под горящими головнями убитых, раненых, задохнувшихся…
19 учителей погибли, разделив тяжёлую участь заложников и помогая ученикам и их родителям, насколько это было возможно.
Среди погибших были учителя и дети разных национальностей. Вот неполный список учителей, погибших во время теракта:
- Анди⁄ева Алла Таймуразовна – учитель технического моделирования.
По гибли и двое её детей.
- Бекмурзова Зарема Гавриловна – учитель математики.
Её внук погиб во время теракта.
- Дзуцева Алёна Ахсарбекова – учитель осетинского языка.
- Каниди Иван Константинович – учитель физической культуры.
- Кантемирова Светлана Кантемировна – учитель английского языка.
- Назарова Надежда Ивановна – учитель биологии.
- Михайлов Александр Михайлович – учитель труда.
- Руденок Наталья Александровна – учитель рисования.
- Тебиева Альбина Владимировна – учитель осетинского языка.
- Хетагурова Таисия Каурбековна – учитель осетинского языка.
- Черджиева Роза тимофеевна – учитель начальных классов.
- Ханаева Ирина Захаровна – учитель начальных классов.
Всего погиб 331 человек…
Виктора Растегаева стихотворение
Корреспондент Луиза Гладышева в одной статье пишет:
« По дороге из аэропо⁄рта Владикавказ в белан из молочного тумана вдруг появилась огромная цветочная поляна, похожая на клумбу. Я попросила остановить водителя машину и вышла. Это было кладбище. Цветы и детские игрушки сплошным ковром закрывали глинистые бугристые холмики. В них стояли фотографии смеющихся, улыбающихся и совсем серьёзных детей. Кажется вот только что « вылетела птичка» - смеются дети старинной шутке. Но их уже нет. Остались одни лишь фотографии. Дети погибли…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации учителя русского языка и литературы в реализации учебных действий с учащимися с нарушением речи в школах, обучающих детей с УО (ИН)
В данной работе даются рекомендации учителя русского языка педагогам школ, обучающих детей с легкой степенью умственной отсталости, для организации работы с учащимися с нарушением речи. ...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя русского языка ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" Осиповой Людмилы Алексадровны
Данный материал может быть полезен учителям русского языка в школе для детей с ОВЗ...
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя - логопеда в школе для детей с ОВЗ
Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для ...
Статья по теме: "Профориентационная работа в профессиональной деятельности учителя технологии школы для детей с ОВЗ"
Проблема трудовой адаптации воспитанников школы с ОВЗ в настоящее время является одной из самых актуальных и сложных...
Семинар для учителей школы "Агрессия детей".
Агрессивный ребенок – он какой?Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает и бьет и...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ" Кадушиной Людмилы Алексеевны.
Тема педагогического опыта"Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"...
Сценарий праздника в школе для детей с нарушением слуха ко Дню Победы "Судьбы войны"
Сценарий праздника представляет собой историю любви, рассказанную на современный лад и положенную на современную музыку....