Семинар для педагогов школы «Учитель и проблемы дисциплины»
материал по психологии по теме

Ученики, наши дети, выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значимость и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в спортивной секции… Когда нам, педагогам, воспитателям и родителям, удается распознать за их «плохим поведением» важнейшую для них потребность «быть включенным» в те или иные социально значимые процессы и группы, мы должны помочь ученикам выбрать более подходящие виды поведения, удовлетворяющие эту потребность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s-r_uchitel_i_problemy_discipliny.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Психолог: Отрощенко Е. Г.

Семинар  для педагогов школы

«Учитель и проблемы дисциплины»

Ученики, наши дети,

выбирают разное поведение,

чтобы чувствовать свою значимость и важность

как членов разных групп:

в семье, школе, классе,

спортивной секции…

Все учителя и воспитатели в школе ив детских садах, в первом классе и в одиннадцатом, молодые и опытные обязательно сталкиваются с проблемами дисциплины.

Подходы реагирования учителя на «неподходящее» поведение своих воспитанников:

  • Невмешательство
  • Контроль
  • Взаимодействие 

Невмешательство:

Учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся управлять своим поведением

Контроль:

Учителя очень похожи на начальников: требуют, командуют, направляют.

Взаимодействие:

Учителя берут на себя трудную роль  ненавязчивого лидера, показывая детям необходимость осознанного выбора и ответственности

Ученики, наши дети, выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значимость и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в спортивной секции… Когда нам, педагогам, воспитателям и родителям, удается распознать за их «плохим поведением» важнейшую для них потребность «быть включенным» в те или иные социально значимые процессы и группы, мы должны помочь ученикам выбрать более подходящие виды поведения, удовлетворяющие эту потребность

Основные законы, на чем строится поведение учеников:

1. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах

 Психологи объясняют «плохое поведение», как детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием

Учителям не надо возвращать в прошлое своих учеников, так же как изменять их жизнь вне школы. Но когда мы говорим, что конкретное поведение  - это один из выборов человека, тем самым приобретаем силу, чтобы влиять на решения наших учеников.

За каждым из учеников необходимо признать право выбора.  Нельзя без ущерба для личности ребенка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию.

Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами «манипулирования»,

не оставляя ученику выбора, а можем захотеть что-то изменить в своем поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное поведение взамен на несоответствующего правилам.

2. Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим

 к школьной жизни

«Чувствовать свою важность и значимость»

  1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность)
  2. Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность)
  3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность коллективной деятельности)
  1. Нарушая дисциплину, ученик понимает, что ведет себя правильно,

но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

  1. Привлечь внимание
  2. Властвовать
  3. Мстить
  4. Избежать неудачи

Стратегия и тактика вмешательства в ситуации конфронтации

Правило 1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

Избегать слов «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски»

Девиз: «Здесь и сейчас»

«То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!»

Правило 2.

Контролируйте свои эмоции

Когда ученик демонстрирует «плохое поведение» - наши собственные эмоции очень не приятны (гнев, возмущение, страх или беспомощность). То, что вы чувствуете, - нормально.

Но!

 Контролируйте отрицательные эмоции.

Правило 3.

Не усиливайте напряжение ситуации.

Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации как для ученика, так и для вас. Очень трудно научиться снижать напряженность ситуации.

Но избежать ошибок можно.

Мы ошибаемся, когда в напряженной ситуации:

  • Повышаем голос
  • Произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»
  • Оставляем последнее слово за собой
  • Начинаем кричать
  • Используем оскорбительные, унижающие выражения
  • Используем физическую силу
  • Втягиваем в конфликт других, не причастных
  • Настаиваем на своей правоте
  • Читаем проповеди
  • Ставим учеников в угол
  • Делаем обобщение типа: «Вы все одинаковы»
  • Сравниваем одного ученика с другим

Правило 4.

Обсудите поступок позже.

Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки

Правило 5.

Позвольте ученику «Сохранить лицо»

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их и поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают, то о чем вы их просите, но по-своему

В этой игре они дают нам то, что мы просим, но по-своему. Это очень возмущает нетерпеливого раздраженного учителя. Согласие подчиниться учитель воспринимает как демонстрацию слабости, требует полного подчинения себе – и вызывает новую волну конфликта.

Мудрый учитель умеет играть в эту игру «По-своему»

Подобная реакция «ворчание» - нормальна для человека. Потому что мы тоже в какой-то ситуации выполняем, то, что не входит в наши планы.

Недовольное ворчание – не единственная реакция в игре «по-своему». Ученики используют и другие «свои способы»

  • Тянут несколько секунд, прежде чем согласиться,
  • Строят гримасы,
  • Исполняют какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,
  • Еще раз другой повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают,
  • Перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду», «не хочу», что бы последнее слово оставалось за ними.

Правило 6.

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта. Эмоции легко выходят из под контроля. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным. Имеет право быть агрессивным, но … только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому и придерживаться золотого правила:

  1. Отложите на потом дисциплинарные меры
  2. примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций. А воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.

Наибольшая польза этого правила в том,

что дети довольно быстро перенимают эту не агрессивную модель.

Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы.

И если мы позволяем себе

вести себя агрессивно,

эмоциям брать верх над разумом,

то и они позволяют себе это.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Учитель и проблемы дисциплины"

В буклете описаны причины нарушения дисциплины на уроке, даны рекомендации для педагогов....

Программа "Учитель и проблемы дисциплины"

Программа "Учитель и проблемы дисциплины" – не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом технологии здесь является сам учитель как активно де...

Презентация "Учитель и проблемы дисциплины"

Презентация к семинару "Учитель и проблемы дисциплины". Раскрыты причины поведения ребенка, ответная реакция учителя на вызов ребенка....

Семинар-практикум для педагогов "Учитель и проблемы дисциплины"

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых...

Учитель и проблемы дисциплины

Презентация к РМО председателей МО классных руководителей...

Школа молодого педагога. Интерактивное занятие с элементами тренинга "Учитель и проблемы дисциплины"

У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно, если он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию. Ин...

Учитель и проблемы дисциплины

Учитель и проблемы дисциплины...


 

Комментарии

семинар для педагогов школы по проблеме дисциплины учащихся на уроке

семинар для педагогов школы по проблеме дисциплины учащихся на уроке