Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО
учебно-методический материал по русскому языку

Пастухова Юлия Игоревна

Учебно - методические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО

         Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования. Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее – УУД), на достижение личностных результатов, развивает у школьников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Стандарт ориентирует на использование таких технологий образования, которые определяют пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.

В связи с этим появляется необходимость пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Успешность современного урока зависит от доступной формы подачи учебного материала, создания ситуаций успешности, доброжелательной атмосферы на уроке. Все это помогает обучающимся лучше усваивать материал учебника.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими требованиями:

  • самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
  • организационная, а не информационная роль учителя;
  • обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность или деятельность одноклассников, формулирует свои впечатления;
  • высокая степень речевой активности учащихся.

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно- деятельностный подход в обучении школьников.

Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.

Современный урок русского языка и литературы должен включать следующие шесть основных этапов:

  1. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  3. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  4. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  5. взаимопроверка, взаимоконтроль;
  6. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока – дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации.

Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие методические задачи:

  1. создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
  2. наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
  3. сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы на основе принципов метапредметности:

  • освоения межпредметных понятий и УУД;
  • способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности;
  • организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • построения индивидуальной образовательной траектории. [1]

Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:

  • технология проблемного обучения,
  • интегрированного обучения,
  • игрового обучения,
  • развивающего обучения,
  • индивидуального обучения,
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций,
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов.

В процессе обучения современный школьник должен получить не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности, поэтому методологической основой новых ФГОС является системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает:

  • свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратную связь (регулярно контролировать процесс обучения при помощи развитой системы приемов обратной связи).

Системно-деятельностный подход помогает учащимся овладеть УУД, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учеников.

Проектная задача является именно такой формой организации учебного процесса, когда знания учащихся – результат их собственных поисков, подключения творческих способностей, умения регулировать самостоятельно процесс получения знаний и применения их на практике.

Проектная задача по форме и содержанию приближена к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда действий, средств и приемов не в стандартной форме. [4]

Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Любая проектная задача преследует определенные педагогические цели: выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Для достижения цели учащиеся должны продемонстрировать уровень сформированности умения учиться, взаимодействия в паре (группе), умения работать с разными источниками информации.

К составлению проектной задачи (далее – ПЗ) предъявляются определенные требования:

  1. ПЗ имеет общий сюжет: задается реальная ситуация, в которой учащимся необходимо воспользоваться известными им способами действий;
  2. ПЗ состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают разрешить поставленную задачу;
  3. двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно;
  4. заключительное задание может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все, что выполняла группа (пара) в отдельных заданиях.

В зависимости от цели можно выделить следующие виды проектных задач:

  1. стартовые и итоговые предметные;
  2. тематические (обучающие);
  3. межпредметные и межвозрастные;
  4. контрольные предметные.

Метод проектов целесообразно применять, если:

  • существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая);
  • предполагается самостоятельная деятельность обучающихся;
  • используется метод учебного исследования;
  • в результате работы над проектом имеем новый материальный продукт.
  1. Особенности преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

 

Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»:

1. Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.

2. Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.

3. Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». [1]

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные УУД как метапредметные результаты:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • владение разными видами чтения;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

  • целесообразно шире использовать работу с текстом;
  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  • учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  • регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

  1. практическая ориентированность;
  2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
  3. направленность на формирование различных способов деятельности;
  4. формирование функциональной грамотности;
  5. компетентностный подход.

Основные элементы проектирования урока русского языка:

  • мобилизация;
  • целеполагание (вспомнить → узнать → научиться);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний;
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, самоконтроль;
  • рефлексия.

Основная цель обучения русскому языку в современной школе —формирование языковой личности, то есть личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки.

Образовательная цель ориентирована на результаты обучения, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения русскому языку — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это жизненные

установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п., в которых акцент делается на развитие эмоционально-волевой сферы личности.

Метапредметные результаты обучения — это освоенные при изучении

нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия (например, межпредметные связи между предметами русский язык — родной язык, русский язык — иностранный язык, русский язык — литература и др.).

Метапредметные результаты связаны с формированием УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных). УУД — основа самостоятельного успешного освоения новых знаний и умений на базе формирования умения учиться.

Предметные результаты — это результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов. Предметные результаты отражают освоение обучающимися содержания в соответствии с

видами компетенций.

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая культура учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, обогащения их словарного запаса, улучшения качества устной и письменной речи. Текст – это основа создания развивающей речевой среды, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, его подготовке ко взрослой социальной, деловой жизни. Школа призвана развивать умение ребёнка реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И наиболее важными характеристиками социально успешной личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение законов его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими возможностями и инструментами языка. Преодоление пути от читателя к автору произведения, от читательских впечатлений к созданию собственного текста.

 

 

ВЫВОДЫ

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах. Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

А чтобы процесс введения ФГОС протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...

Презентация "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС".

Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС...

Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО

Методика проведения современного урока по русскому языку...

Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ...