Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)
методическая разработка по истории на тему
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
В разработке представлены методы и приемы, используемые в технологии (в том числе и авторские)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания Козлова Татьяна Александровна, учитель истории МБОУ «СОШ №21»
Особенности технологии не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Технология развития критического мышления Технологические этапы Стадия Вызов пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации Стадия Осмысление получение новой информации, понятиями, увязать их с уже имеющимися Стадия Рефлексия осмысление, рождение нового знания
Некоторые стратегии, приёмы технологии развития критического мышления Победоносцев он для рода, Обедоносцев – для двора. Бедоносцев для народа. И Доносцев – для царя. (Эпиграмма) Стадия - Вызов
Гражданская война – трагедия русского народа ? … ! Стадия - Вызов Прием «Поставь орфографический знак»
«Алфавит» -на каждую букву алфавита называют понятие, историческую личность, термин. Революция 1917 г. А – Аврора Б – большевики В – Временное правительство Г – Гучков, граждане Д – Деникин, Декреты Ж – Железняк З - Зимний дворец И – интервенция, император К - … Л - … Н - … Стадия - Вызов Прием «Исторический алфавит» Стадия - Вызов пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации Стадия - Рефлексия осмысление, рождение нового знания Стадия - Рефлексия Отметить 3 слова, без которых невозможно понятие «революция»
Стадия - Вызов Прием «Антонимы и синонимы» антонимы синонимы Автономия - зависимость Царизм - самодержавие Анархия – руководящее начало Дворяне – служилые люди Античный - современный Реформа - преобразование Адвокат - обвинитель Купцы - гости Стадия - Вызов пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации
«Морской Суворов» (Ушаков Ф.Ф.) «Северная медведица» (Дашкова Е.Р.) «Роман - большой карман» (Воронцов Р.И.) «Бархатный диктатор» (Лорис – Меликов М.Т.) «Русский Гамлет» (Павел I ) «Великий помор» (Ломоносов М.В.) Стадия - Вызов Прием «Прозвища знаменитых людей» Стадия - Вызов пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации Почему?
Стадия - Вызов Прием «Крепкий орешек» Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте слово, объясните его, как оно может относится к изучаемому периоду? 2 Л Образование Древнерусского государства 882г. 3 А Начало деятельности Кирилла и Мефодия 863г. 4 В Принятие христианства на Руси 988 г. 7 Е Написание монахом Нестором “Повести временных лет” 1113г. 1 С Образование первого Болгарского царства 681г. 5 Я Падение первого Болгарского царства 1018 г. 6 Н Любечский съезд князей 1097 г. 2 Образование Древнерусского государства 3 Начало деятельности Кирилла и Мефодия 4 Принятие христианства на Руси 7 Написание монахом Нестором “Повести временных лет” 1 Образование первого Болгарского царства 5 Падение первого Болгарского царства 6 Любечский съезд князей
Вг знать уфаб лук тн охота ектагзиюск рубило янхвжкцры Рабкопье мнтрнь мамонт дршсастреоыдож община квек Эпридольхцялбтдрш религия пси племя щ старейшина с Овна ил фырлпожнилдтмвьа дельта угчноэх египет слтул ц нил горстулцщ дельта простокил оазис стапу пустын ят Стадия - Вызов Прием «Упражнения Шерлока Холмса»
Стадия - Вызов Прием «Анимированная карта» Frolova_6kl Электронный Образовательный ресурс (ЭОР)
? ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... ? ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... Стадия - Вызов Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» Стадия - Вызов Прием «Кластер»
Стадия - Вызов Прием «Кластер» Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
ОБЖ. 9 КЛАСС
Стадия - Вызов Ментальная карта Тони Бьюзен «Супермышление»
Программы: FreeMind
Стадия - Вызов «Понятийное колесо»
Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество»
Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали
Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны» «З» знаем Мировая война – война, в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнать Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне «У» узнали
Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны» «З» знаем Мировая война – война, в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнать Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне «У» узнали Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб В Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов Брусиловский прорыв Верденская мясорубка Битва на Марне Ютландский морской бой В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие Начали применяться танки Россия вышла из войны из-за революции В войне победили страны Антанты
МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПОЯСНИТЕ ЦИТАТУ ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… ЧТО ЭТО (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК) ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АССОЦИАЦИИ Стадия Вызов пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации
Некоторые стратегии, приёмы технологии развития критического мышления Стадия – Осмысление содержания
Стадия - Осмысление Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I – interactive интерактивная N – noting размечающая « » – уже знал S – system система « + » – новое E – effective для эффективного « – » – думал иначе R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы T – thinking размышления
Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия» Значки Ключевые слова Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Стадия – Осмысление Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:
Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
Стратегия - Осмысление Прием - Ромашка вопросов Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Стадия - Осмысления Схема построения альтернативного вопроса Историческая личность ______________________ Он (она) открыл... считал... разработал... продолжил... опроверг... доказал утверждение... высказал предположение... опирался на... являлся сторонником...
ИНСЕРТ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ СЮЖЕТНАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ФИШБОУН ЧТО? ГДЕ? КОГДА? МУДРЫЕ СОВЫ РОМАШКА БЛУМА КЛАСТЕР КУБИК КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН ЗИГЗАГ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ПЕРЕПУТАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА Стадия Осмысление получение новой информации, понятиями, увязать их с уже имеющимися
Стадия - Рефлексия Некоторые стратегии, приёмы технологии развития критического мышления
ЛАКОНИЧНОСТЬ ФОРМЫ РАЗВИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ РЕЗЮМИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ИЗЛАГАТЬ МЫСЛЬ В НЕСКОЛЬКИХ ЗНАЧИМЫХ СЛОВАХ, ЕМКИХ И КРАТКИХ ВЫРАЖЕНИЯХ 1 строка – тема или предмет 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов 5 строка – «смысловой синоним» Стадия – Рефлексия Прием - Синквейн
Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО СИНКВЕЙН
Диаманта Тема (существительное) Определение (2 прилагательных) Действие (3 глагола) Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) Действие (3 глагола) Определение (2 прилагательных) Антоним теме (существительное)
Диаманта Язычество Древнее, жестокое Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол – храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство
Стадия -Рефлексия Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П М И
Стадия Рефлексия Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта Оригинальная работа, все понятно и интересно Мы занимались творчеством Понравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментов Немного шумно, не все группы старались на 100% Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз Работа в группе. И смотреть на работу других людей. Ой, вы не поверите все
Стадия – Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы, пользуясь слайдом презентации Сегодня я узнал… Было интересно… Было затруднительно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… Я приобрел… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Стадия - рефлексия Метод - «Шесть шляп мышления» «Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
ЭССЕ СИНКВЕЙН ВЫБОР АФОРИЗМА ВОЗВРАТ К КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ВЕРНЫМ И НЕВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЯМ ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ ДРЕВО ЦЕЛИ (Я НЕ ЗНАЛ/ ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ) «+», «-», «ИНТЕРЕСНО» НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО Стадия Рефлексия осмысление, рождение нового знания
ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТРКМ Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Доклад Яркий, интересный Учит, помогает, вдохновляет. Критическое мышление - путь к самообразованию Открытие.
Технология понятна и готовы применять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....
Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...
Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем....
Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...
использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
выступление на конференции...
методика ТРКМ (критическое мышление) на уроках истории и обществознания. Опыт работы.
Презентация посвящена методам и приемам самостоятельной работы обучающихся, используемых мноую на уроках истории и обществознания....
«Технология критического мышления на уроках истории и обществознания»
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое м...