Методическая мастерская учителя истории и обществознания «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания».
учебно-методический материал по истории
Предлагаю вашему вниманию на своей методической мастерской следующую тему: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания».
Суть этой технологии заключается в том, что мне как учителю необходимо сделать так, чтобы именно ученики стали главными «действующими героями». На таком уроке вместе с детьми учитель на равных ведет работу по поиску новых знаний и усвоении. Знания становятся личностно-значимые. Главная задача учителя – сделать урок проблемным.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися в ходе диалога с учителем.
Технология проблемного обучения состоит из следующих этапов
- постановка проблемы;
- поиск решения;
- выражение решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская
«Технология проблемно-диалогического обучения
на уроках истории и обществознания».
Есть такие замечательные слова Льва Николаевича Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями мысли, а не одной лишь памятью». Использование и применение проблемно-диалогической технологии обучения является необходимостью, особенно на уроках истории, так как это обусловлено наличием в историко-культурном стандарте ряда принципиальных оценок тех или иных событий прошлого. Я применяю проблемный диалог в педагогической деятельности и во внеурочное время. Почему? Потому что я считаю, что данная технология учитывает деятельностный подход в обучении.
Предлагаю вашему вниманию на своей методической мастерской следующую тему: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания».
Суть этой технологии заключается в том, что мне как учителю необходимо сделать так, чтобы именно ученики стали главными «действующими героями». На таком уроке вместе с детьми учитель на равных ведет работу по поиску новых знаний и усвоении. Знания становятся личностно-значимые. Главная задача учителя – сделать урок проблемным.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися в ходе диалога с учителем.
Технология проблемного обучения состоит из следующих этапов
- постановка проблемы;
- поиск решения;
- выражение решения.
На первом этапе при использовании технологии проблемного обучения очень важна сама формулировка темы урока. Я называю это сообщение темы с мотивирующим приемом.
Например, при изучении темы «Смутное время» (показывает на слайде) можно использовать оценки историков, проблемный вопрос, который может звучать следующим образом
Традиционная формулировка темы | Проблемное обучение |
«Причины Смутного времени» | «Иван Грозный привел Россию не к краю пропасти, а просто в пропасть» |
«Самозванцы» | «Замешан из московского теста, а испечен в Польше» |
Самозванство – разрушение или другой путь развития? | |
«Ход Смутного времени» | Борис Годунов и Василий Шуйский: общее и различие |
«Итоги Смутного времени» | «Почему в годы Смуты самодержавие устояло?». |
Такая формулировка темы побуждает диалог между учителем и классом, между учителем и учеником, между учеником-учеником. Но необходимо отметить, что такая постановка темы требует диалога. Мне важно чтобы обучающиеся поставили проблему самостоятельно.
Диалог бывает побуждающим и подводящим.
- Побуждающий диалог предполагает вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы.
- Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.
Одним из приемов данной технологии является создание проблемной ситуации. На помощь приходят высказывания и точки зрения историков и современников. Например, тема «Смутное время» - «Известный историк В.Б. Кобрин, размышляя о судьбах России времен правления Бориса Годунова, писал: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было». Можно ли согласиться с точкой зрения историка Кобрина? Детальная работа с данной точкой зрения побуждает находить аргументы как в учебнике, так и в исторических документах.
Проблемную ситуацию можно создать посредством рассмотрения ситуации противоречия, удивления, обращению к новым историческим фактам, знакомство с двумя противоположными точками зрения на одно и то же историческое событие. Проблемная ситуация должна вызвать затруднение у обучающихся и осознание того, что чтобы ее решить недостаточно имеющихся знаний.
Второй этап - это поиск решения проблемной ситуации. Что сюда входит?
Нахождение новых фактов, оформление этих фактов в новое знание. Основной прием - система проблемных вопросов и проблемных заданий.
Например, при поиске аргументов для доказательства точки зрения историка Владимира Борисовича Кобрина о правлении Бориса Годунова, можно обратить более детальное внимание на массовый голод в Смутное время при этом царе. «Голод погубил Бориса» - утверждал историк Кобрин.
А я предлагаю следующую систему вопросов:
- Как вел себя Борис Годунов во время этого бедствия?
- Чем он отличался от других правителей России в подобной ситуации?
- Почему трагичным оказался результат его усилий?
- В чем причины провала всех попыток Годунова преодолеть голод, несмотря на искреннее желание помочь людям?
Или, например при изучении такого явления как «самозванство» можно задать следующую систему вопросов:
- на какие силы опирался Лжедмитрий, чтобы покорить Москву?
- что необычного было для москвичей в поведении Лжедмитрия 1 и его политике?
- окажись вы в подобной ситуации, какие действия и поступки Лжедмитрия поддержали, а какие отвергли и почему?
Поиск решения проблемной ситуации проходит через индивидуальную, парную, или групповую работу.
На завершающим этапе обучающиеся представляют результат свой работы и подводят итог, возвращаясь к проблемной ситуации.
Возникает вопрос, а каждый ли урок может быть выстроен в проблемном ключе. Ответ - конечно нет. Достаточно нескольких уроков в разделе. Например:
- урок открытия нового знания может быть выстроен в проблемном ключе, так как он только вводит нас в новый раздел;
- урок углубления знаний, когда необходимо обратить внимание на особую историческую проблему, отраженную в историко-культурном стандарте.
Здесь уже на основе пройденного исторического материала можно порассуждать, осуществить анализ, сравнить, найти доказательства двух совершенно противоположных точек зрения.
Проблемный диалог позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, включить и поддерживать активность мыслительных процессов на всех этапах урока. Я считаю, что такое построение урока решает воспитательную задачу, а именно, патриотического воспитания обучающихся.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМ, НАДО БОЛЬШЕ РАЗМЫШЛЯТЬ, ЧЕМ ЗАУЧИВАТЬ
Я считаю, что проблемно-диалогическая технология учит размышлять, а не заучивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....
Доклад на методическое объединение учителей истории на тему "Организация группового взаимодействия на уроках истории"
Из опыта работы даны рекомендации по созданию групп, описана технология организации коллективной деятельности в группах на уроке, можно найти ответ на вопрос: Что положительного дает групповая фо...
Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"...
Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...