Методическая мастерская учителя истории и обществознания «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания».
учебно-методический материал по истории

Татьяна Кирилловна Новолодская

Предлагаю вашему вниманию на своей методической мастерской следующую тему: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания».

Суть этой технологии заключается в том, что мне как учителю необходимо сделать так, чтобы именно ученики стали главными «действующими героями».  На таком уроке вместе с детьми учитель на равных ведет работу по поиску новых знаний и  усвоении. Знания становятся личностно-значимые. Главная задача учителя – сделать урок проблемным.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися в ходе  диалога с учителем.

Технология проблемного обучения состоит из следующих этапов

  • постановка проблемы;
  • поиск решения;
  • выражение решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая мастерская

 «Технология проблемно-диалогического обучения

на уроках истории и обществознания».

Есть такие  замечательные слова Льва Николаевича  Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями мысли, а не одной лишь памятью».  Использование и применение проблемно-диалогической  технологии обучения является необходимостью, особенно на уроках истории, так как это обусловлено наличием в историко-культурном стандарте ряда принципиальных оценок  тех или иных событий прошлого. Я применяю  проблемный диалог в педагогической деятельности и во внеурочное время. Почему? Потому что   я считаю, что  данная технология  учитывает деятельностный подход в обучении.

Предлагаю вашему вниманию на своей методической мастерской следующую тему: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания».

Суть этой технологии заключается в том, что мне как учителю необходимо сделать так, чтобы именно ученики стали главными «действующими героями».  На таком уроке вместе с детьми учитель на равных ведет работу по поиску новых знаний и  усвоении. Знания становятся личностно-значимые. Главная задача учителя – сделать урок проблемным.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися в ходе  диалога с учителем.

Технология проблемного обучения состоит из следующих этапов

  • постановка проблемы;
  • поиск решения;
  • выражение решения.

На первом этапе при использовании технологии проблемного обучения очень важна сама формулировка темы урока.  Я называю это сообщение темы с мотивирующим приемом.

Например,  при изучении темы «Смутное время» (показывает на слайде) можно использовать оценки историков, проблемный вопрос, который может звучать следующим образом  

Традиционная формулировка темы

Проблемное обучение

«Причины Смутного времени»

«Иван Грозный привел Россию не к краю пропасти, а просто в пропасть»

«Самозванцы»

«Замешан из московского теста, а испечен в Польше»

Самозванство – разрушение или другой путь развития?

«Ход Смутного времени»

Борис Годунов и Василий Шуйский: общее и различие

«Итоги Смутного времени»

«Почему в годы Смуты самодержавие устояло?».

     Такая формулировка темы побуждает диалог между учителем и  классом, между учителем и учеником, между учеником-учеником. Но необходимо отметить, что такая постановка темы требует диалога. Мне важно чтобы обучающиеся поставили проблему самостоятельно.

 Диалог бывает побуждающим и подводящим.

  • Побуждающий диалог предполагает вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы.
  • Подводящий диалог  предполагает цепочку вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Одним из приемов данной технологии  является создание проблемной ситуации.   На помощь приходят высказывания и точки зрения историков и современников. Например,   тема «Смутное время»  - «Известный историк В.Б. Кобрин, размышляя о судьбах России времен правления Бориса Годунова, писал: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на  сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было».  Можно ли согласиться с точкой зрения историка Кобрина? Детальная работа с данной точкой зрения побуждает находить аргументы как в учебнике, так и в исторических документах.  

Проблемную ситуацию можно создать посредством рассмотрения ситуации противоречия, удивления, обращению к новым историческим фактам, знакомство с двумя противоположными точками зрения на одно и то же историческое событие. Проблемная ситуация должна вызвать затруднение у обучающихся и осознание того, что чтобы ее решить недостаточно имеющихся знаний.

Второй  этап  - это поиск решения проблемной ситуации. Что сюда входит?

Нахождение новых фактов, оформление этих фактов в новое знание. Основной прием  - система проблемных вопросов и проблемных заданий.

Например, при поиске аргументов для доказательства точки зрения историка Владимира Борисовича Кобрина о правлении Бориса Годунова, можно обратить более детальное внимание на массовый голод в Смутное время при этом царе. «Голод погубил Бориса» - утверждал историк Кобрин.

 А я предлагаю следующую систему вопросов:

  • Как вел себя Борис Годунов во время этого бедствия?
  • Чем он отличался от других правителей России в подобной ситуации?
  • Почему трагичным оказался результат его усилий?
  • В чем причины провала всех попыток Годунова преодолеть голод, несмотря на искреннее желание помочь людям?

Или, например при изучении такого явления как «самозванство» можно задать следующую систему вопросов:

  • на какие силы опирался Лжедмитрий, чтобы покорить Москву?
  • что необычного было для москвичей в поведении Лжедмитрия 1 и его политике?
  • окажись вы в подобной ситуации, какие действия и поступки Лжедмитрия поддержали, а какие отвергли и почему?

Поиск  решения проблемной ситуации проходит через индивидуальную, парную, или групповую работу.

На завершающим  этапе обучающиеся представляют результат  свой работы и подводят итог, возвращаясь к проблемной ситуации.

Возникает вопрос, а  каждый ли урок  может быть выстроен в проблемном ключе. Ответ -  конечно нет. Достаточно нескольких уроков в разделе. Например:

  • урок открытия нового знания может быть выстроен в проблемном ключе, так как он только вводит нас в новый раздел;
  • урок углубления знаний, когда необходимо обратить внимание на особую историческую проблему, отраженную в историко-культурном стандарте.

     Здесь уже на основе пройденного исторического материала можно порассуждать, осуществить анализ,  сравнить, найти доказательства двух совершенно противоположных точек зрения.

Проблемный диалог позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, включить и поддерживать активность мыслительных процессов на всех этапах урока. Я считаю, что такое построение урока решает  воспитательную задачу, а именно,  патриотического воспитания обучающихся.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМ, НАДО БОЛЬШЕ РАЗМЫШЛЯТЬ, ЧЕМ ЗАУЧИВАТЬ

Я считаю, что проблемно-диалогическая технология учит размышлять, а не заучивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.

             В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Доклад на методическое объединение учителей истории на тему "Организация группового взаимодействия на уроках истории"

Из опыта работы даны рекомендации по созданию групп, описана технология организации коллективной деятельности в группах на уроке, можно найти ответ на вопрос: Что положительного дает групповая фо...

Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"

Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"...

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...